Когда уйдем со школьного двора... ЭССЕ

  Смотрела фильм "Розыгрыш" и вновь при исполнении"Когда уйдем со школьного
двора под звуки не стареющего вальса,учитель нас проводит до угла...".я начинаю
плакать. Плачу от огорчения и от счастья. От того, что не могу уже возвратиться
в то время,а от счастья по тому,что у меня были учителя,удивительные, прекрасные люди, их можно назвать вторые родители,так как наши родители работали с утра до
позднего вечера. Надо было восстановить страну,а мы были предоставлены сами себе.
Они хорошо понимали это и помогали нам, а это значит,что мне повезло.
Учителя у нас были особенные,пережившие лагеря,войну и жили в поселке без права
выезда на поселении. Мы этого не понимали,но было странно то,что школа для нас
была праздник.             
Мы жили ею,мы спешили в нее,мы любили ее. Кому то покажется странным особенно
современным ученикам,как это любить школу,любить учителей,спешить в нее.
Мне порой становится грустно,что в новой эпохе нас не поймут,а и не надо.
Наверное мне их следует пожалеть,что они не встретили таких учителей,или
пропустили их,падрожая новому времени.
Наша школа называлась"Горняцкой",в ней учились дети работающих в шахте,восновном
из бывших заключенных,тоесть, репрессированных,живших в поселке без права выезда.
Учителя так же были из таких,русские, немцы,казахи,чеченцы.В общем население
было разнообразное а также и по сословию начиная от коммунистов до религиозных,
от ученых до простого рабочего,даже дворяне,это была обслуга ГУЛАГОВСКОГО поселка, под руководством НКВД.

Ста взрослой я поняла, что они оберегали нас,пытаясь украсить жизнь детям войны,
лагерей,изгоям общества,лишенных всяких детских радостей игрушек,книг,одежды ,
обуви,еды еще не хватало и учили верить в лучшее.
Кто сейчас может похвалиться диспуты,вечера поэзии при свечах,музыки,спектакли
и еще много чего в то время когда только,только налаживалось производство,много
чего не хватало, хлеба не было до сыта.
А мы придумывали костюмы к спектаклям, делали их своими руками. Читали книгу
целым классом не жилая расходиться,а что буде дальше.
Я до сих пор повторяю некоторые выражения из тех книг,как заклинания,когда мне
трудно и они до сих пор выручают меня.
Кто то скажет,кому нужны эти слова,но как опыт показал они нужны всегда,вот
только что пережили перестройку,кое что наладилось,именно в такие времена нужны
такие учителя,которых вспоминает поколение пятидесятых,шестидесятых годов.
Мы до сих пор говорим об этих учителях,
 а ты помнишь, а ты помнишь. Наверное
это великое счастье говорить через года,а ты помнишь,достойная им память.
Они не разу не сказали,что прошли через горнило испытаний. Удивительным было то
что ни когда не кричали,не наказывали,не вызывали родителей. Но что было еще
более удивительным,так это то,нам не хотелось приченять им боль и не хотелось
подрывать веру в нас.
Кто то скажет, что вот они боялись,может быть и так,но когда человек боится то это трудно скрыть,просто переживая свой трудности,они поняли как необходимо
в кого то верить, особенно детям.
В этой новой эпохе мир покачнулся,люди разделились.Стали покланяться ворам в
законе,новому сленгу,появились обидчики религиозных чувств и много чего еще,
тогда,когда все оказались в одной клоаке поняли друг друга,но воров презирали.
Я взрослый человек, но до сих измеряю свои поступки,а что бы сказали они,а если
что то сделаю не так,то мне становится стыдно,меня бы они не одобрили.
В поселок заброшенный в солончаковой степи, в дали от городов,окруженного лагерями,приехали учителя из Москвы,это были сподвижники. Бросить Москву, это
уже подвиг и тащить за собой всякие принадлежности. В классе читают"Евгения
Онегина",за окном уже темно,на столе горят свечи в канделябрах,лежит мушкет,
весь класс затаив дыхание слушает,прозвенел звонок,не один ученик не поднялся
из- за парты и шепот по всему классу еще, еще, еще.
Доброе вечное которое они дарили нам,откликается до сих пор.
Вечера поэзии, где собирались ученики разных школ,читали уже новых поэтов, спорили,читали свои стихи,возникала дружба и ожидание этих вечеров,этих не
забываемых встреч.
Они нам были не только учителями,а старшие друзья. К ним можно было прийти
домой и за чашкой чая делиться своим сокровенным и они помогали.
Кто сможет сейчас поверить, что мы приносили им полевые цветы и клали на
крыльцо. Если кто то заболевал,приходили готовили,поили,сидели развлекая их
и мы гордились этим доверием, этой дружбой и это воспитывало в нас какое то
рыцерство,которое сохранилось до сих пор.
Я преподавала живопись,керамику и за все время преподавания ни разу не повысила
голос на учеников не подавляла их, я всегда помнила своих учителей,оказывается это совершенно не сложно. Я до сих пор общаюсь со своим учениками езжу к ним
в гости, а они ко мне, разве это не счастье получить такой подарок от своих
учителей.
С годами, когда был снят запрет на выезд, кто то возвратился в те места,где
жил раньше. Это было трагедией для нас. Мы были понурые,но многие остались,
жизнь продолжалась.
Бывали трудные моменты и вдруг, совершенно  неожиданно приходила бандероль с
книгой или письмо,словом ,где то там,очень далеко они помнили о нас и ждали
наших писем, мы были им нужны в том месте,хоть и родном,но отделенным длительным
отсутствием. Я до сих пор храню эти книги, героев,все что связано с тем временем.
Я благодарю судьбу и Бога за этот без ценный подарок удивительных людей.
"Когда уйдем со школьного двора,под звуки не стареющего вальса,учитель нас
проводит до угла...".
















 


Рецензии