Стеркин. Взгляд спустя поколение

60-е, удивительные оттепельные годы, время, когда физики, радисты, математики, геологи между делом по дороге в Казахстан или заполярье создавали песни, от которых светло и полвека спустя. В первых стихах у всех «мы» и перекличка с прошедшей войной

Облизнув пересохшие губы,
Мы шагаем, как в бой солдаты
Сквозь нелегкие наши будни
И степные огни заката
(Целинная дорожная, слова Валерия Гершмана, музыка Сергея Стеркина).

Но по мере взросления «каждый выбирает по себе…». Так давайте попробуем понять, что рассказал нам Сергей Стеркин… Эх, как хотелось бы поговорить, ведь по одним дорожкам ходили – МЭИ, Лефортово, а ни разу не пересеклись лично, да и про песни – пели не зная, путая, какие чьи… но уже тогда было в его мелодиях что-то особенное, может быть, художественная законченность.

Бардовская песня – не только и не просто песня, но и знак, пропуск в особый мир – студенческий прежде всего, походно-экспедиционный, не терпящий костюма с галстуком и эстрадного освещения. А Стеркинские песни были немного другими. Их не так часто пели хором. Пожалуй, «Истина», «Ладошки», «Прошлогодний картофель», другие – реже, зато как они слушались, когда находился кто-то поющий, как звучали  в притихшем кругу «Колечко» и «Восемь физиков» - их сразу намертво запоминали, почти никогда не зная, кто автор.

Понимаю, что никак не оторвусь от обаяния его мелодий и голоса, не смогу начать разговор собственно о текстах. Дело в том, что у него в начале не слово, а интонация и мелодия.  Он делал удивительные вещи и часто – вопреки традиции. Бардовская песня обычно длинная, балладная. Когда вместо трех куплетов все восемь, а мелодия проста и бесхитростна, это плохо и неудобно для исполнения с эстрады, но именно это нужно для хора у костра или в дороге, когда ты внутри этого песенного пространства, когда ты не просто слушаешь, а живешь в песне, тогда и следующие -надцатые куплеты досочиняются уже из местных реалий, еще глубже втягивая поющих в это звенящее братство. А у Сергея не так. 2 минуты 16 секунд. Коротенький, очень простой текст «То ты пройдешь, то кто-то мимо, как будто тесен белый свет…», и третий куплет обрывается на середине, но вот оно – чудо – всё сказано – идеально отточенная лирическая миниатюра и крошечная жемчужина в тексте – «Я выйду, выйду не однажды …». Он был невероятно щедр, он бросал идеи, которые потом подбирали и коллеги по бардовскому сообществу, и профессионалы, не замечая его авторства, а он часто оказывался на шаг впереди. Его тексты почти нарочито небрежны, потому что главное для него – музыка, но сколько в них находок: «Ветер ударил по солнцу, солнце стало багровым…  Ветер такой упругий, что загореться может…» – вроде бы, просто пейзаж, но напряжение чувства в нем предельное, а впечатление тем более сильное, что ни слова не сказано прямо.  И чудесные стёркинские диалоги…  Это потом будет Суханов-Уткин – «Уезжаю в Ленинград…», а пока «Я пришел без опоздания» и «Привет, ну здравствуй…  вот это встреча» - маленькая песня-выдох, классически выверенный диалог, в котором каждая интонация единственно точна.

У Сергея не так много песен на свои стихи – чаще ему хватало чужих, но об этом особый разговор - какие они чужие, когда в них вдыхается своя мелодия и они озвучиваются своей –  стёркинской интонацией, но, кажется, я понимаю, почему он, уже прожив многие чужие тексты, иногда писал эти, свои. Просто не было во всем множестве чужих той единственной, нужной интонации и настроения. Он искал ломаные ритмы и трудные «непесенные» тексты («Крик» - на стихи Рождественского), но – тут я только свое ощущение высказываю, мне кажется, что это так – не удалось в «Крике» создать такой прицельной точности совпадения всех трех компонент, как в миниатюрах на собственные тексты, таких как «Звездный билет», «Ветер ударил по солнцу», «То ты пройдешь…» и «Разговор». Но есть среди написанных на чужие стихи удивительная, вершинная, на мой взгляд, вещь – «Сколько стоит душа» на стихи Феликса Кривина. Тут проникновение полное и не оторвать текст от музыки, интонации и голоса .

Роберт Вебер – друг, почти забытый сейчас автор, тексты которого живут в стёркинских песнях. Думается, что они самые стёркинские из всех «чужих». Недаром именно на его стихи написаны две из самых поющихся: Ладошки («Листья пожелтели, улица рябая») и Твист («Напоминая прошлогодний картофель»), и между чистейшей лирикой одной и бьющим через край молодым юмором другой виден размах и его аккордеона, и голоса, и души… У него удивительно добрый юмор. Кажется, он нигде не доходит до собственно сатиры, даже в острых темах смягчая ненанесенный удар доброй улыбкой. Вот песня, которую мы знаем как полностью авторскую «Выпивает Святая Русь» (хотя по стилю она ближе к циклу КВН-овких песен команты МЭЛЗ, а авторство слов могло быть коллективным, но этого уже не узнать - слишком у тогдашних молодых  творчество было жизнью и игрой, а не коммерческим проектом, чтобы думать о том, кто автор какой строки или каламбура) –  вот чуть грустная ирония, но и «сапожники, и члены правительства» ещё в одной лодке, и все мы вместе «больше, товарищи пьем по сравненью с тринадцатым годом», мы пока еще вместе…

Он пережил великий песенный раскол 70-х (о нем точнее и лучше всех написал Владимир Фадеев  в романе «Остров ССО») и остался последним песенным энциклопедистом, для которого не существовало жанровых границ. Может, отсюда блестящие и безымянными (точнее, без его имени) ушедшие в мир находки, такие как «Тётя» и «Мгновения», а ведь не только они. Он так же мимоходом угадал и свой уход – предвидение, доступное только большому таланту. Может быть, самая удивительная его песня – «Восемь физиков» на стихи Вадима Егорова, впервые услышанная мной в Туве в 79 году. Как она звучала тогда – тайной, легендой иной реальности, отзвуком дальнего уже прошлого, как фильм «Девять дней одного года», как глухие разговоры о бывшем когда-то, в годы первой бомбы… А мелодия тревожила и недоговаривала, предсказывала и предупреждала… Тогда мы не услышали, о чем. Сергей ушел 25 апреля 1986 года… Ушел и оставил нам песни.

Недавно мне довелось слушать нынешних молодых ребят из физтеха и Питерского университета – то, что они поют в своем кругу – это уже не авторская песня, это что-то синтетическое, вобравшее и романс, и авторскую песню, и рок, и фольклор…. Мне почему-то кажется, что им бы понравились песни Сергея…
 


Рецензии
Стеркин, Дейч, Лившиц - Галя Яковлева
Было это в 62 году. Я сидел в малюсеньком кабинетике, рядом с кабинетом Художественного Руководителя ДК МЭИ Ильи Львовича Костюковского, рядом ещё один кабинет Директора ДК МЭИ Когана. Мне тогда было 22 года, я учился на втором курсе ЭлектроМеханического факультета МЭИ. (группа М -8 -59). Я был руководителем СТЭМА факультета. Всё своё свободное время я проводил в ДэКа. Ходил в походы, пел песни, играл миниатюры. Жизнь била ключом. Времени катастрофически не хватало на учебу, но всегда думалось,- «Это мы ещё наверстаем, когда пойдем работать, а вот самодеятельность, Дом Культуры, походы, этого может потом и не быть, потому нужно это не пропустить». Кстати, все это было не на пустом месте, я одновременно со средней школой закончил «Школу Художественного Слова» Московского Городского Дворца Пионеров, был лауреатом нескольких конкурсов чтецов, так что сцены не боялся, стихов в голове (и песен) запас был не меряный, энергия била через край. И вот эту то энергию и увидел Илья Львович Костюковский, он создал, какой то комитет (сегодня, на мой взгляд, мифический орган,самоуправления Домом Культуры), этот комитет помогал Костюковскому распределять репетиционное время для факультетских СТЭМов, (репетиции, в основном, шли по ночам – днем в ДК все время было расписано. Ночью же, кто то должен был отвечать за порядок. Вот и пригодился комитет). Кроме того, мы помогали осветителям и звуковикам Дома Культуры ( лишних рук в этом деле не бывает), короче, меня выбрали его председателем, дали мне удостоверение, на право прохода в ДК днем и ночью, и сказали – работай на благо ДК. Да, и ещё дали вот этот маленький кабинетик – владей. Каким то образом, среди белого дня, в этом кабинете сидело трое ( все трое входили в вышеописанный мною комитет) - Стеркин Сергей, Дейч Марк и я Валентин Лившиц (есть у меня неясные подозрения, что пользуясь бесконтрольностью и безнаказанностью сошлись мы втроем, чтобы расписать «пулю» в преферанс. Это было, как раз то время, когда все мы очень этим «болели». В институте, обычно, засылали какую-нибудь девочку в диспетчерскую и она «на чистом глазу» заказывала на два часа пустующую аудиторию, чтобы провести в ней комсомольское собрание. На двери ставили опознавательный знак мелом – два креста, а между ними «галка» (+v+) И все играющие в «преф», а позднее и в «секу» туда набивались, и играли, причем компании менялись, кто то уходил, кто то приходил. В 1963 году всему этому пришел конец. Кто-то проболтался, брали игроков с поличным, брал институтский «бригадмил». Полетели головы. Кого то выгнали из института, кому то не дали защитить диплом, но это было значительно позже. Я к этому времени уже ушел в МАИ. То время, про которое я рассказываю, это задолго до этого «шухера», спокойное идиллическое время 1962 года. Сидеть в «моем» кабинете (условное название помещения) нам никто не мог запретить, мы всегда могли сослаться на обдумывание проведения «недели весны» или чего то подобного, да нас никто и не стал бы спрашивать, ведь не водку же мы пить пришли. ( для этого время провождения, мы бы пошли в «общагу», благо она была от ДК в двух шагах).
Так вот вдруг, раздается стук в дверь, мы открываем, и видим очень симпатичную девочку ( ей в то время было, как потом выяснилось 24 года), которая отрекомендовывается нам, как Галя Яковлева, «культорг» комитета комсомола, НИИШПА.(Научно-Исследовательский Институт Шинной Промышленности)
Она, говорит нам, что на входе с вахтерами поговорила и её прислали к нам, так как ни Когана, ни Костюковского сейчас в ДК нет. А вопрос у неё такой. Сегодня вторник 6 ноября, завтра и послезавтра праздник. В комсомольской организации НИИШПА 25 человек (большая часть девочки), она сегодня вечером должна провести «мероприятие», первая часть вечера – подведение итогов соцсоревнования. Эта часть ясна и понятна - с 19.00 до 20.00 – это она берет на себя, а вот вторую часть – художественную самодеятельность, не могли бы мы ей помочь провести. То-есть музыка у них есть ( у них была радиола в клубе), но они бы очень хотели чтобы мы показали им студенческую самодеятельность (многие бывали на вечерах в МЭИ и очень эти вечера ( то есть «нас») хвалили. Для проведения второй части вечера у нее есть - наличные 60 рублей и есть 1 литр «ректификата» (питьевой спирт).
Теперь самое время рассказать «кто есть кто» среди присутствующих в комнате: ( это по состоянию на то время)
Сергей Стеркин – актер СТЭМа, аккордеон, автор и исполнитель, 20 лет
Марк Дейч – актер СТЭМа , чтец, говорит что играет на контрабасе, 18 лет
Валентин Лившиц –актер СТЭМа, чтец, автор и исполнитель, говорит, что играет на гитаре, 23 года.
Все трое молодые, позволю себе сказать – красивые, изящные, остроумные, начитанные – дальше уж некуда.
Такие авантюры можно проделывать только, когда ты безумно молод. Мы поехали с Галей Яковлевой в Клуб Шинного Завода (это недалеко от МЭИ). Мы провели концерт и танцы, мы сыграли примерно 25 сценок СТЭМа, без всяких репетиций, на одной памяти. Мы рассказывали анекдоты со сцены. Зал рыдал от хохота, девочки танцевали с теми, кто три минуты назад был на сцене. Девочки были счастливы, девочки пели песни вместе с нами. Мы получили обещанный «ректификат», и выпили его вместе с хозяевами.
Я очень долгое время был дружен с Галей Яковлевой. Она очень помогала мне, уже впоследствии, когда у меня появилась машина, ведь шипованные шины «НИИШП-РАЛЛИ» были мечтой каждого автомобилиста в нашей стране.
Вот такие воспоминания вызвала у меня Ваша статья. Спасибо Вам большое.
P.S. Умер Борис Свердлов, для меня это большая потеря, я последний год с Борей почти через день разговаривал. Пусть земля ему будет пухом.

Лидин   12.11.2017 03:01     Заявить о нарушении
Спасибо вам большое за рассказ и за добрые слова.

Очень горько, что Бориса больше нет. Он удивительный человек, это как-то сразу понятно. Мы первый раз встретилась перед этим вечером, а было ощущение, что мы давние знакомые. Светлая ему память.

Надя Яга   16.09.2017 20:46   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.