Поэтическое непонимание

эта статья перенесена мною со странички на сайте Проза.ру

                а судьи кто?

  Незнакомым людям трудно сразу понять друг друга. Ещё труднее понять друг друга поэтам. Мало того, что стихи - сами по себе достаточно зашифрованная субстанция, но они ещё и содержат разные намёки на личную жизнь автора, которую посторонний человек знать не может. Остаётся догадываться.
  И не всегда... Чаще: "Смысл стихотворения остался для меня непонятным", "автор не отслеживает сюжетную цепочку событий" и проч.
  К таким грустным мыслям о человеческой разобщённости я пришёл, знакомясь с впечатлениями Виктора Тихомира-Тихвинского
http://www.stihi.ru/2012/04/08/5881
о проводимых литературных конкурсах. Я имею собственный небольшой опыт, и скажу, что впечатления у меня точно такие же. Но.

  Но прежде Вы посмотрите саму статью, обращая внимание на комментарии, которые и демонстрируют на мой взгляд то, что я назвал поэтическим непониманием.
  Вы простите меня, но я всё понял.
  Привожу ниже выдержки из статьи и снабжаю их собственным комментарием.
===============
ДУША МОЯ...      Виктор Тихомиров-Тихвинский

Душа моя, мой собственный палач,
В тени которой – сумрачные лица,
Какой-то целью смутной озадачь,
И я уйду, что б цели той добиться!
Перед тобой я, словно на духу,
Веду беседы робкие и плачу...
Зачем молоть словесную труху,
Ведь для тебя я ничего не значу.
Душа моя, тебе ли надо знать
Сейчас всю правду – матушку про
это?
Коль дашь мне ствол,
заставишь убивать –
Я всё равно не выстрелю в поэтов!

31.12.2010 23.16
-----------------
Виктор, много смысловых нестыко-
вок: почему вы для собственной души
ничего не значите? Как это? И почему
она должна вам дать «ствол»?
И, наконец, если она ваш «собствен-
ный палач», то причем другие поэты?
Людмила Орагвелидзе
02.01.2011 21:53
=====================
  Принимающие эксперты ставят низкие оценки и говорят, что не понимают смысла.
  Хотя почему бы не понять - автор и издатель и критик в одном лице, осаждаемый поэтами, которых он обижает, и его по этому поводу мучает совесть. Может быть так, а, может быть, несколько по-другому - стихотворение и не должно читаться однозначно.

Взгляните на обратный пассаж.

==========================
БОКАЛЫ   Людмила Орагвелидзе

Однажды,
Как болт,
Соскочивший с привычной резьбы,
Метнешься в запущенность зала...
И ищешь бокалы,
Как давнюю милость судьбы.
Куда подевались бокалы?!
Куда они спрятались,
Рыцари всех именин,
Всегда возвращавшие глазу:
И вишню в шампанском,
Горящую, словно рубин,
И сливу – зеркальней топаза?
Я слышала стоны и скрипы
В безбрежной ночи,
Дивилась распахнутой нише...
Бокалы бегут,
Из кармана воруя ключи,–
Незримы и юрки, как мыши.
Остался один:
Из-за треснутой, шаткой ноги
Он плох, скособочен, недвижен...
Но дарит мне луч,
И крадет для меня огоньки, –
Такой же... со съехавшей крышей.

рекомендовал Дан Кешон
09.01.2011 16:07
-----------------
Я с удовольствием представил себя
героем этого произведения и следуя
авторскому тексту разыграл описыва-
емую ситуацию. И вот, что у меня по-
лучилось в переводе на прозаический
русский язык:
Однажды, как болт, соскочивший
с резьбы, я метнулся в запущенность
зала, чтобы там найти бокалы, как
давнюю милость судьбы. Ворвался
я в зал, а бокалов-то нет! Куда по-
девались бокалы?! Куда они спря-
тались, эти рыцари ВСЕХ ИМЕ-
НИН, всегда ВОЗВРАЩАВШИЕ
ГЛАЗУ и вишню в шампанском, го-
рящую, словно рубин, и сливу – ЗЕР-
КАЛЬНЕЙ ТОПАЗА.
...
…Бокалы бегут,
из кармана воруя ключи…
Представим такую картинку: бегущие
бокалы (штук сорок) и рядом БЕГУ-
ЩИЙ КАРМАН, из которого вся эта
бокальная шалупонь «ворует ключи».
Эта нереальная ситуация никоим обра-
зом не может быть воспринята всерьёз.
Но даже и окрасив её в какие – либо
фантастические цвета – автор не смо-
жет избежать слов нареканий со сторо-
ны ТАЛАНТЛИВОГО ЧИТАТЕЛЯ.
Описывая бокалы, Людмила
Орагвелидзе даёт им странную ха-
рактеристику: Незримы и юрки, как
мыши.
«Незримые бокалы и мыши» – этих
трёх слов, по моему мнению, ВПОЛ-
НЕ ДОСТАТОЧНО для того, чтобы
Людмила Орагвелидзе вообще сошла
с конкурсной дистанции с охапкой от-
рицательных оценок...
Виктор Тихомиров-Тихвинский
============================
  Здесь, наоборот, эксперты ставят высокие оценки, а Виктор находит массу смысловых несуразностей, понимая текст буквально. Однако, простите меня, бокалы - это аллегория. Это - наши молодые друзья, надежды и мечты. Семантика не должна быть выражена прямо, таково течение современной поэзии. Сразу скажу, что течений много, и давайте понимать это, и понимать в этом друг друга!
  Далее, "распахнутая ниша" - смысловой казус? Да, если воспринимать картину статично. Но в динамике - распахнули створки, и самих створок уже нет, осталась ниша. Давайте вспомним, что говорил о поэзии Лотман - поэзия постоянно нарушает нормы, в том числе и грамматические, и смысловые, достигая взамен отличной от прозы точности и выразительности.
  Разумеется, пересказываемое Виктором прозой, производит впечатление некоторого бреда, поскольку в прозе воспринимается именно прямая семантика слов. В стихах рифмы и ритмика выступают на первый план и заставляют читателя любоваться красотами стихосложения, отвлекая от семантики.
  Так что, демонстрация бреда в пересказе прозой ничего не доказывает.
  В стихах, сознание, не находя прямой семантики, обращается к ассоциациям.
  Естественно, что ассоциации у каждого свои. Но никто и не требует всеобщей и однозначной интерпретации стихов. Задача стихосложения совсем другая - представить жизнь, а не рифмованное её описание.
  "Бокалы бегут, из кармана воруя ключи" - незамкнутая ассоциация, то есть, ассоциация, однозначного пояснения которой в тексте нет ( аналог незамкнутой метафоры, которая, как считается, создаёт символ). Ключи - это моё, было надёжно заперто и охранялось - смотришь, уже их нет. "Бегут" не в прямом смысле - а в смысле ускользают.
  "Незримы и юрки, как мыши" - по моим собственным наблюдениям, мышь иногда видна только боковым зрением, взгляд и центральное зрение за ней не поспевают.
  "Он плох, скособочен, недвижен,
   Но дарит мне луч,
   И крадёт для меня огоньки"
 - как недвижное стекло может дарить луч и красть огоньки, недоумевает Виктор. Для меня  всё понятно и очень точно - в спектрометре призма тоже недвижна, однако же радугу посылает. Разбитая призма имеет много сколов и посылает много радуг, напоминающих искры. Не думаю, что это только моё профессиональное восприятие.
   Последнее "Такой же..." на мой взгляд, относится к автору, а не к бокалу. На это указывает пунктуация - тире заменяет повтор слов "для меня". Но, соглашусь с Виктором, некое разночтение имеется. Хотя именно последняя строка явственно указывает на аллегорическое отождествление автора с бокалами.

   И вот теперь начинается самое интересное.
   Объясняется ли непонимание некомпетентностью и ангажированностью жюри?
   Я думаю, обвинение в некомпетентности спорящих сторон можно отбросить априори. Виктор Т-Т, судя по его страничке, прямо таки купается в литературно-издательском процессе. А Сергей Арутюнов, оказавшийся вместе c  Людмилой Орагвелидзе по другую сторону баррикад ведёт семинары в литературном институте (на них можно выйти по поисковику в интернете). Таким образом, мы имеем дело не с личным непониманием, или некомпетентностью, а с различием положения авторов и школ на общем поэтическом поле. В соответствии с этим положением и подходы, и взгляды на процесс стихосложения оказываются различными.
    Взгляд из правого ( правый, левый - условные термины) угла поэтического поля обозначает стихосложение как художественную риторику с высказыванием в своём смысловом центре. Очень ценится правильная речь, выразительные метафоры, отдельные фрагменты и структуры стихов стараются очень точно подогнать друг к другу.
    Из левого угла поэтического поля стихосложение видится, как изобразительное искусство. Слова и фрагменты не подгоняются, а легко набрасываются друг на друга, создавая ассоциации и оставляя пространство для читательского воображения. Прямая семантика, создаёт некий игровой бред, отделённый зазором от отображаемого предмета. Читателю предлагается своим воображением преодолеть этот зазор и углядеть за бредом предмет, подобно тому, как зритель в красочных  пятнах на холсте живописца угадывает цветы
...   
   Дальше не буду продолжать, я уже высказался - хотя и трудно бывает понять друг друга, но к этому надо стремиться. В принципе, если автор пишет искренне, то не бывает стихов плохих, некий уровень поэтического мастерства, позволяющий точно выразить своё ЭГО есть у многих, и что от конкурсов более вреда, чем пользы, то я полностью согласен в этом с Виктором.

    Более подробно о поэтическом поле, о стихосложении, о современных тенденциях см.
http://www.proza.ru/2012/09/25/1423

=====================


Рецензии
Поэтическое непонимание?
Хорошо что вы обратили внимание на существование такого явления.
И это достаточно трудная задача для не психолога описать его.
Думаю, что в этом вопросе хорош был бы метод Бенджамина Спока.
Так что разрешите мне поделиться с вами своим опытом.
Рассматриваю ли я картину, читаю ли стих, я обычно вслушиваюсь в свои чувства, которые конечно же возникают. Для меня важно увидеть себя, изменения в себе, как бы в зеркале произведения, мне не хочется беспокоить автора.
В живописи очень этому рады, значит картина удалась.
А в поэзии часто, а может быть так и надо, в стихах поэта читатель хочет увидеть душу поэта (по намекам!), похвалить поэта и поэт рад этому.:)

Облако 2   20.02.2019 21:52     Заявить о нарушении
Согласен. Читая стихи можно примерять текст на себя, но можно также относиться к нему, как к откровениям автора. И мотивация к чтению стихов может быть разной. Один читатель ищет созвучия своим проблемам. Другой хочет знать, какие проблемы занимают автора. Один ищет сочувствия, другой сам сочувствует.
Но не только по этому признаку могут разделяться читательские симпатии. Жизнь разнообразна, и поэтому она разнообразно отражается в поэзии.
Дм.

Маштаков   21.02.2019 12:39   Заявить о нарушении
Относительно сравнения поэзии и живописи? Много общих черт можно проследить. По части использования материала. По поводу художественной условности. Композиции. Стиля. Письма с натуры, как метода обучения.
Хотя поэзия мне кажется более личностным искусством.
Дм.

Маштаков   21.02.2019 12:45   Заявить о нарушении
Художник свободен и он стоит над общественными интересами. Поэты многие считает своей обязанностью быть гражданином. Это вам в копилку еще одна деталь о непонимании. С уважением.

Облако 2   21.02.2019 16:31   Заявить о нарушении