О жизни дивеевских монахинь после закрытия монасты
Серафиим Саровский (Прохор Исидорович Мошнин)
30 июля 1754 -14 января 1833 — иеромонах Саровского монастыря, основатель и покровитель Дивеевской женской обители. Прославлен Российской церковью в 1903 году в лике преподобных по инициативе царя Николая II.
Великий подвижник Русской Церкви и один из наиболее почитаемых монахов.
Дивеевский монастырь для девушек сирот был создан его стараниями и молитвами.
На протяжении нескольких лет святой питался только травой снытью. Тысячу дней и ночей Серафим провел в подвиге столпничества на каменном валуне.
В 1810 году он возвратился в монастырь, но ушёл в затвор (уединение в постоянной молитве) до 1825 года. После окончания затвора принимал многих посетителей из монашествующих и мирян, имея, как сказано в житии, дар прозорливости и исцеления от болезней. Его посещали также знатные люди, в том числе царь Александр I.
Ко всем приходящим к нему обращался словами «Радость моя!», в любое время года приветствовал словами «Христос воскресе!»
Умер отец Серафим в 1833 году, стоя на коленях в молитве. Похоронен был в Успенском соборе Саровского монастыря.
В 1903 году Серафим Саровский был причислен к лику святых. Открытие его мощей состоялось в присутствии императорской семьи и многих тысяч богомольцев.
Начало Дивеевского монастыря
Серафимов Дивеевский во имя Святой Троицы женский монастырь Нижегородской епархии почитается Поместными Православными Церквями как четвёртый после Иверии, Афона и
Киево-Печерской лавры, «земной Удел Пресвятой Богородицы.
Монастырь возникв середине 18 - го века его основала рязанская помещица Агафья Семёновна Мельгунова в монашестве матушка Александра.
Здесь матушкой Александрой был построен первый каменный храм Казанская церковь.
В 1825 году отец Серафим получил откровение относительно устройства мельничной обители - будущего женского монастыря. Явившаяся в молитве старцу Богоматерь назвала этот монастырь своим "четвёртым вселенским жребием на земле", определила его устав, указала место для обители, как её обустроить и обнести канавой, приказала срубить там ветряную мельницу. Преподобный при помощи сестёр целый год трудился, готовил столбы и лес для мельницы и 7 июля, накануне праздника в честь Казанской иконы Божией Матери, мельница замолола.
Правила Дивеевского монастыря
Утреннее правило: встав ото сна, прочесть: 1 раз "Достойно", 3 раза "Отче наш", 3 раза "Богородице Дево, радуйся", 1 раз "Символ веры", 2 раза "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную" и 1 раз "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных" - с поясными поклонами, 2 раза "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, Госпожею Девою Мариею Богородицею помилуй мя грешную" и 1 раз "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, Госпожею Девою Мариею Богородицею помилуй нас грешных" тоже с поясными поклонами, 12 раз "Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас грешных" и 12 раз "Владычице моя, Пресвятая Богородице, спаси нас грешных" с поясными поклонами.
Затем читать утренние молитвы.
До обеда постоянно читать про себя молитву Иисусову, а после обеда до ночи: "Владычице моя, Пресвятая Богородице, спаси нас".
Вечернее правило: прочитать 12 избранных псалмов, помянник, поучение; сто раз "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас
грешных" и сто раз "Владычица наша, Пресвятая Богородице, спаси нас грешных!" с поясными поклонами, а затем утреннее правило. На
ночь опять читать то же правило с молитвами "на сон грядущим".
1) все обязанности при церкви исправлять только сестрам общины
2)перед службой и после службы прислуживающим в храме испрашивать благословение священника и ему никогда ни в чём не прекословить
в храме;
3) никогда не торговаться из-за церковных вещей: "дадут, благодари, - говорил отец Серафим, - не дадут, не настаивай, не торгуйся,
без торгу отдай всё";
4) не постриженным сестрам никогда не дозволять входить в алтарь;
5) в алтаре никогда не разговаривать и другим не позволять;
6) ни под каким видом не брать ничего церковного, ибо в храме всё принадлежит единому Богу;
7) исполнить всё, положенное монашеским уставом, стараясь лишь не прерывать "умной" молитвы, да прочитывать утром, среди дня и на
ночь данное сестрам правило; но двести поясных поклонов Спасителю и Богоматери обязательно исполнять каждодневно;
8) вытирая пыль, выметая сор из храма, никогда не бросать его с небрежением, но или сжигать в печи, или бросать в реку, или в
какое-нибудь другое особое место.
Святая Канавка
Её копал сам Серафим для ограждения от врага не зримого. "Канавка эта — стопочки Божией Матери. Кто Канавку с молитвой пройдет, да полтораста «Богородиц» прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев"- так говорил преподобный.
Правило преподобного в монастыре соблюдалось всегда. По вечерам монахини ходили по Канавке и читали 150 раз молитву «Богородице Дево, радуйся».
После каждого десятка молитв читали «Отче наш» и поминали живых и умерших.
В 1940-50 годы бывшая монастырская территория подверглась перепланировке и застройке. Здания соборов сохранились, но находились в запустении. Святая Канавка, была сровнена с землей, её участки можно было определить только по растущим вдоль деревьям.
Святая Паша Саровская (Ирина Ивановна Серебренникова)1795-1915
1 августа 1903 года Николай II и Александра Федоровна посетили блаженную Пашу Саровскую. К приезду императорской фамилии она приготовила куклу в виде мальчика, что говорило о рождении будущего наследника.
Монахиня Маргарита так рассказывала о встрече Паши Саровской с Николаем II:
Паша встретив царствующих особ у себя дома, сказала: «Колька и Сашка этот ваш» и показала на «кукленка». «А ты, Колька, садись на порог». Николай II спросил: «Почему на порог?» На это Паша ответила: «Скинут будешь».
Когда стали прощаться, Паша открыла комод и вынула льняную скатерть (она сама пряла нитки). Расстелила ее на столе и стала класть гостинцы: куски сахара, несколько крашеных яиц. Все это завязала несколькими узлами. Этот узел Паша дала государю в руки со словами: «Неси сам, - и протянула руку, - а нам дай денежку, нам надо избушку строить». Она имела в виду строящийся новый собор.
У государя с собой не было денег, за ними сразу послали и принесли.
Когда государь уходил, он сказал, что Параскева Ивановна - единственная раба Божия, потому что все принимали его как царя, а она одна приняла его как простого человека.
Скончалась блаженная схимонахиня Параскева в возрасте 120 лет. Могила её находится у алтаря Троицкого собора.
Чудо зачатия наследника
После прославления Серафима Саровского в котором участвовали и Николай Второй и царица Александра императрица забеременела и родила наследника трона царевича Алексея.
Дивеево перед революцией
Территория монастыря и его построек была так велика, что, глядя на них, Киевский митрополит Иоанникий говорил: «Это область, а не монастырь». Территория обители была обнесена оградой протяженностью 2,5 километра.
К 1917 году в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре проживало более
1,5 тысячи сестер, из них 1474 послушницы и 217 монахинь, а население села Дивеева составляло всего 520 человек. Здесь был 1 собор 9 храмов 60 корпусов.
За 1917 год в монастырь поступило 91185 рублей, а всех денежных средств было 210993 рубля. Имелась своя больница и аптека. Лечились там не только сестры, но и все приходящие в монастырь.
После октябрьского переворота
В декабре 1918 года в Нижнем Новгороде на совещании представителей женских монастырей области было принято решение о принятии новых названий для монастырей - «артелей» и «совхозов». Земля у монастыря была отобрана, из одной части сестер была организована трудовая артель, другая часть стала работать в совхозе.
В богадельне жили 83 немощных сестры и еще 70 престарелых сестер по корпусам. В это очень тяжелое время всех живущих в монастыре нужно было прокормить. Сестры работали на полевых работах, вязали чулки на продажу, занимались вышивкой, и это помогало им выжить.
Уклад оставался прежним - монастырским.
Паломники продолжали идти в монастырь.
В Дивеево были сосланы епископ Дмитровский Серафим (Звездинский) и епископ Тамбовский Зиновий (Дроздов).
5 апреля 1925 года на своей последней службе париарх Тихон подарил игуменье Александре просфору. Через 2 дня он умер.
А монастырская жизнь продолжалась в Дивеево еще два года до осени 1927 года
Евдоким и Сергий
В смутные дни монахини Дивеевского монастыря искали защиты и руководства со стороны нового Архиепископа Нижегородского Евдокима,
Но Евдоким сам пребывал в растерянности и не знал, что делать в новой ситуации гонения на церковь, в итоге он склонился к компромиссу с властями надеясь таким образом смягчить давление.
Владыка Евдоким Мещерский (1868-1935) с октября 1918 стал управляющим Нижегородской епархией после расстрела предыдущего управляющего епископа Лаврентия Князева. Евдоким стремился наладить отношения с советской властью,
проявляя политическую лояльность.
В декабре 1919 года Нижегородский епархиальный совет принял к руководству резолюцию: «…о подчинении Советской власти не за страх, а за совесть… и способствовании проведению в жизнь декретов Советской партии об отделении
церкви от государства». Евдоким поддержал политику властей во время кампании по изъятию церковных ценностей и обвинял Патриарха Тихона в «разрушении Церкви».
Компромиссная позиция архиепископа помогла стабилизировать ситуацию в епархии, но не спасла ряд священнослужителей от гонений.
16 июня 1922 года митрополит Сергий Старгородский (1867-1944) совместно с Евдокимом и костромским архиепископом Серафимом в «Возвании трёх» публично признали обновленческое Временное церковное управление единственной канонической
церковной властью. «Воззвание» гласило: "... считаем его единственной, канонически законной верховной церковной властью и все распоряжения, исходящие от него, считаем вполне законными и обязательными. Мы призываем последовать нашему примеру всех истинных пастырей и верующих сынов церкви.."
Но 27 августа 1923 года Сергий публично принёс покаяние за литургией в Донском монастыре и был принят Святейшим Патриархом Тихоном в лоно Патриаршей церкви. А в 1943-44 годах Сергий стал Патриархом Русской Церкви.
Владыка Евдоким не покаялся, в 1923 году стал председателем обновленческого Синода писал своему учителю митрополиту Антонию за рубеж: "Я сохранил все 32 монастыря". "Нужно трудиться среди новых условий", но Антоний не одобрил деятельность ученика.
Кто такие обновленцы
Движение за обновление Церкви возникло в Петрограде в время революции 1905 года Его идеологом был священник Александр Введенский,
считавшим себя христианским социалистом и говорившим о себе: "Я шел в церковь с твердым намерением сокрушить казенную церковь,
взорвать ее изнутри".
Обновленцы выступали за модернизацию русской православной церкви. Это подразумевало:
-введение института брака для епископов,
-разрешение повторного брака священникам,
-употребление русского языка во время службы,
-использование современного календаря,
-устранение патриаршества
На Поместном Соборе 1917—1918 годов сторонники обновления оказались в меньшинстве и перешли в оппозицию к РПЦ. На этом же соборе
4 декабря 1917 года выбран Патриарх Московский и всея России Тихон. Впервые после 1700 года в церкви была восстановлена
патриаршья должность устранённая Петром Первым.
После октябрьского переворота большевики лишили Русскую Православную Церковь всех принадлежащих ей капиталов и земель.
19 января 1918 новый Патриарх предал революционеров анафеме и таким образом РПЦ определилась на чьей она стороне в начавшейся
гражданской войне.
Обновленцы же считали, что идеи социальной справедливости и коллективного труда не противоречат христианской доктрине, они
поддержали красных.
В 1921 году, во время сбора средств для голодающих Поволжья, отец Александр Введенский заклеймил священников не желающих делиться
накопленными богатствами с народом, снял с себя серебряный крест и передал его в фонд жертв голода.
14 мая 1922 года в «Известиях» от имени поддерживаемого большевиками обновленческого Высшего Церковного Управления (ВЦУ)
появляется
«Воззвание верующим сынам Православной Церкви России», содержащее
требование суда над «виновниками церковной разрухи» и заявление о прекращении гражданской войны Церкви против советского
государства.
"В течение последних лет, по воле Божией, без коей ничего не совершается в мире, в России существует рабоче-крестьянское
правительство.
Оно взяло на себя задачу устранить в России жуткие последствия мировой войны, борьбу с голодом, эпидемиями и прочими нестроениями
государственной жизни.
Церковь фактически осталась в стороне от этой великой борьбы за правду и благо человечества.
Верхи священноначалия держали сторону врагов народа. Это выразилось в том, что при каждом подходящем случае в церкви вспыхивали
контрреволюционные выступления. Это было не раз. А теперь на наших глазах произошло такое тяжелое дело с обращением церковных
ценностей в хлеб для голодных. Это должно было быть радостным подвигом любви погибающему брату, а превратилось в организационное
выступление против государственной власти…"
16 июня 1922 года митрополит Владимирский Сергий (Страгородский), Нижегородский архиепископ Евдоким (Мещерский) и Костромской
архиепископ Серафим (Мещеряков) публично признали обновленческое ВЦУ единственной канонической церковной властью
Так с 1922 по 1926 год обновленческое движение было единственной официально признаваемой советскими властями православной
церковной организацией. Более половины приходов страны находились в подчинении обновленцев.
Решением обновленческого Священного Синода 19 сентября 1934 года старая патриаршая Церковь называлась еретическим расколом,
запрещалось причащаться в патриарших храмах и посещать службы сторонников Тихона.
Далее само обновленческое движение раскололось на множество враждовавших между собою групп, а в 1935 начались массовые аресты
обновленцев и закат движения.
Обновленцы лишились поддержки государства и стали переходить в легализованный Московский патриархат, который к тому времени
сменил враждебную по отношению к советской власти позицию на лояльную.
Обновленческий митрополит Ленинградский Николай Платонов в 1938 году заявил о разрыве с религией и стал штатным пропагандистом
атеизма.
Окончательным ударом по обновленческому движению стала официальная поддержка Сталиным Патриаршей Церкви в сентябре 1943 года и
еще до смерти Сталина обновленчество полностью исчезло.
Утрата и обретение мощей преподобного Серафима Саровского
Саровский монастырь где хранились мощи святого был разграблен. Мощи святого были изяты большевиками и на долгое время затерялись.
Они были обнаружены в 1990 году при описи музея религии и атеизма, расположенного в Казанском соборе в Ленинграде.
Комиссия патриарха подтвердила их подлинность, и в августе 1991 года, в день памяти святого, они с крестным ходом были доставлены в Дивеево, в некогда опекаемый преподобным Серафимом женский монастырь.
Закрытие Дивеевского монастыря
«Принимая во внимание развивающееся притяжение к монастырям всевозможных темных элементов под видом странников и учитывая острую нуждаемость в зданиях для культурных общественных учреждений, школ, изб-читален... монастыри Дивеевский и Понетаевский закрыть» - так постановил Губисполком и к 28 сентября 1927 года, все должны были покинуть монастырь.
Монашеская артель закрыта, богослужение запрещено. Девять иконостасов и 927 икон, а также большую часть строений уничтожили. Из всех строений монастыря осталось только 27, их передали под госучреждения и жилье. Многих сестер осудили и сослали в лагеря Средней Азии.
Епископ Дмитровский Серафим (Звездинский), на последней проповеди сказал сестрам такие слова: «Монастырь закрывается, но монашество с вас никто не снимает. Сейчас каждой из вас поднесена чаша, но кто как ее примет,
насколько достойно. Кто только к губам поднесет, кто отопьет четверть, а кто и до дна выпьет. До сих пор вы горели одной свечой, а теперь разделяетесь на отдельные маленькие свечечки. Нужно сохранить этот огонь».
Сёстры стали разъезжаться по разным городам и селам, большинство из них осталось в ближних от Дивеева деревнях
Как спасали святыни Дивеево
Чтобы не пропали бесследно дивеевские святыни, их разделили и раздали надежным сестрам.
Игуменья Александра уехала в Муром и взяла с собой одну из главных дивеевских святынь - икону Умиления Божией Матери, перед которой
молился и умер преподобный старец Серафим. Копию оставили в монастыре.
Оригинал вывезли на подводе под кучей рухляди.
В Муром в иегуменский дом на улицу Красноармейскую вывезли личные вещи преподобного, серебрянную баночку с его волосами, осколок
камня на котором 1000 дней и ночей молился преподобный, маленькую скамейку на которой он сидел, мантию, нож и топор, которыми он трудился.
Вывозя икону монахини встретили конный отряд который вёз в Дивеево приказ о разгоне монастыря.
После смерти матушки Александры хранящиеся у нее святыни перешли ее келейнице монахине Марии Бариновой, затем они хранились под Москвой в поселке Кратово. В настоящее время икона Божией Матери «Умиление» хранится в Московской патриаршей резиденции.
Икона Казанской Божией Матери, которую привезла первоначальница Дивеевской обители матушка Александра из Казани, была отдана
иеромонаху Серафиму Смыкову, он хранил ее в полном затворе в Краснодаре. Но во время войны в 1942 году он бежал с иконой в Югославию, где был пойман советскими солдатами. Икону Казанской Божией Матери выставили на продажу, оценив ее в полмиллиона рублей.
Православные христиане начали собирать деньги, но такую огромную сумму собрать не смогли. Икону продали Фатимскому католическому монастырю за три миллиона долларов. Сейчас она хранится там как главная святыня.
Сруб ближней пустыни раскатали и спрятали на чердаке большого дома.
Другие вещи преподобного Серафима: медный крест, поручи, рукавички и горшочек сохранила матушка Маргарита, которая жила в деревне Вертьяново.
Горшочек она надевала на голову приходящим к ней паломникам, и они получали исцеление.
Матушка Маргарита дожила до открытия монастыря и приняла схиму. Похоронена за алтарем Троицкого собора, чуть дальше могил Дивеевских блаженных.
Матушка Рафаила сохранила закопанным в землю сундук с книгами и рукописями из монастыря, который в начале девяностых сожгли случайные люди.
Московское дивеевское подворье
Власти выселяя сестёр из Дивево вначале арестовали матушку Алесандру, отца Серафима Звездинского и еще несколько монахинь. Власть
велел им переехать в Дивеевское подворье в Москве, которе было превращено в рабочую артель. Там по словам проживавших монахинь от них требовали
- работать в христианские праздники
-Снимать со стен иконы
-голосовать за безбожников
-поклоняться трупу Ленина
Побыв там не большое время отец Серафим, матушка Александра с сёстрами переехали в Муроме.
Вера Щербакова раскаявшаяся большевичка
Эта женщина выпускница женского медицинского института и являвшаяся ыформальной владелицей муромского дома дивеевских сестёр активно участвовала в гражданской войне, её брат был секретарём самого Ленина, другие погибли за красных.
Щербакова пережила духовное преображение узнав о гибели своих племянников сражавшихся против неё на стороне анархистов Кронштадта. Вера обреда Веру в Бога.
Она уехала в Муром и стала работать врачом и приняла постриг.
Владыка Зиновий и репрессии 30 -х годов
27 апреля 1932 года Владыка Зиновий и 16 сестёр арестованы по обвинению в монархическом заговоре и нелегального монастыря.Одной из улик была копия рассказа большевика Дендина, которому 19 октября 1919 года в номере гостиницы Саровского монастыря явился преподобный Серафим и сказал: "Ну вот видишь, я живой". Троим из арестованных дали по три года лагерей, но всех освободили досрочно.
Владыка Зиновий не принял обновленства и служил тайно, он был смелым человеком, прошел русско-японскую войну как корабельный священник, побывал в японском плену.
В 1938 продолжились аресты нескольких десятков муромских монахинь и священников, пятерых из них расстреляли. Среди расстрелянных были дивеевские сёстры Михаила Карманова и Анатолия Коняева.
Перед этим взорвали семь муромских каменных храмов. В городе остался только один действующий Богоявленский собор.
в 1940 году взорвали и собор Рождества Богородицы, и закрыли собор Благовещенского монастыря. В этом же году арестовали владыку
Зиновия и дали ему 8 лет лагерей в которых он и умер.
Жизнь в Муроме
В Муроме до революции проживало 16000 человек. Там Был Собор Рождества Богородицы и еще 16 церквей.
Здесь сёстры купили деревянный дом, так называемый "дом Щербаковой", где жили и отправляли всю службу семь сестёр.
В общем в Муром перебрались 60 монахинь из Дивеево, они расселились здесь по 19 адресам, строго совершали службу у себя дома и в Благовещенском соборе. Хранили святыни.
Зарабатывали на хлеб производством стёганных одеял, содержали корову и курей.
Стойко переносили гонения и несправедливости.
В 1942 умерла матушка Александра Тарковская последняя игуменья старого Дивеевского монастыря. Новой игуменьей стала её келейница, дочь простого рабочего из Замоскворечья Анна Баринова.
Сёстры старели и умирали их хоронили на Напольном кладбище. Игуменья Мария - последняя монахиня из старого Дивеево умерла в 1982 году, её пережили Эмилия Путкова, Магдалина Ретивова и Афиногора Корнеева, последние две уже не застали в молодости Дивево, но они были последними сестрами из игуменского дома. Они умерли в 1993 году.
В Муроме покоятся 40 дивеевских сестёр умерших уже после войны.
14 лет лагерей по доносу
Матушка Антолия Коняева с 8 лет жила при Дивеевском монастыре как сирота, она обладала абсолютным слухом и хорошо пела. в 1937 по
доносу некой Нади из Горькова, которая попросилась пожить на недельку пока сестра не приедет из командировки, что бы перебраться
к ней и задержалась у монахини на 5 недель, а когда Анатолия напомнила этой
Наде о том, что пора бы уже и честь знать, Надя написала донос и мать Анатолия была приговорена к 10 годам лагерей за яко
бы членство в контрреволюционной организации. Срок провела на севере работая на птичнике.
В 1947 году вернулась в Муром. И снова арест еще 4 года в по тюрьмам.
Возрождение обители
началось в 1988 году, когда в Дивееве была зарегистрирована религиозная община. Дивеевский исполком выделил дом
рядом с Казанским источником. На крыше этого дома сделали луковицу с крестом.
В 1990 году церковной общине отдали монастырский Троицкий собор.
В конце 1990 - го были обнаружены мощи преподобного Серафима Саровского.
21 июля 1991 года Святейший Синод объявил о восстановлении Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря. А уже 29 июля в торжественной обстановке, с остановками в больших городах, рака с мощами преподобного старца Серафима Саровского была доставлена в Дивеево и установлена в Троицком соборе.
На всем пути, по которому следовали мощи великого молитвенника земли Русской, тысячи и тысячи людей выходили на улицы поклониться мощам великого старца и попросить у него помощи: «Моли Бога о нас, старче Серафиме».
Свидетельство о публикации №117052504622