Зачем человеку душа?

...И создал Господь Бог человека из праха земного,
и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою...
Бытие 2:7 (сродни 1 Пет 3:20; Рим 13:1; Деян 2:41)



          Наверное, если бы наша душа находилась не в теле или не на небесах, а где-нибудь в Америке, то мы бы даже не подозревали о наличии таковой. Но вот какой парадокс получается — если бы не было снобов, циников и «бездушников», то как бы мы узнали о достоинствах души? 

          Можно спорить, чем блажен человек — смехом или грустью, деньгами или друзьями, семьёй или одиночеством. Какое чувство сильнее — смех или грусть, слезы радости или печали? Или может верх блаженства — это вообще не иметь никаких  чувств? Вся жизнь прямо или косвенно, сознательно или бессознательно уходит на выяснение её смысла. Но эти вопросы не имеют ответа. А иногда и смысла.

         Мир живет ожиданием возрождения духовности, все прогрессивное человечество, наконец, осознало бесперспективность утилитарного, рационалистического подхода к жизни, которая, как известно, является не просто обычным биологическим процессом, а прежде всего как бы «даром Божьим».

         И дело вовсе не в оправдании бедности духовностью. Трактовать христианство как религию утешения для неудачников — блажь, ведь речь идет о сознательном самоотречении человеком от лишних материальных благ ради других, действительно нуждающихся, в этом и состоит одна из частей христианского смирения.

         А может духовность — это просто чувство меры, осознание собственного достатка, смирение плотских и чувственных желаний, которые ведут к нездоровым стремлениям, превращающих человека в животное? Православие, отчасти, дает нам тот самый ориентир, показывающий границу между нормальной человеческой жизнью — со всеми ее радостями и невзгодами — и царством хозяина мира сего, активно скупающего дешевые души представителей человеческого рода, погрязшего в бренных материальных страстях. Духовность, нравственные истины, не являются продуктом человеческой юриспруденции, они не могут быть записаны в конституцию или в «Билль о правах», они являются нашей совестью.

          В Евангелии от Матфея в знаменитой притче о талантах (гл. 25, 14—30) сказано: «…Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое:  и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.  Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов;  точно так же и получивший два таланта приобрел другие два;  получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. 

       По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета.  И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.  Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них.

       Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.  Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал,  и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое.

       Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал;  посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью;  итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов,  ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;  а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! .»

        Блаженный Феофилакт Болгарский, толкуя эту главу, говорил, что под талантами (местная валюта) подразумевается и какие—либо дары, которые Господь дает людям, в том числе и богатство. Господь одних искушает бедностью, других искушает богатством. Поэтому, богатство как таковое не может быть плохим, как не может быть плохим любой дар Бога. Вопрос в том, как человек распоряжается этим даром. Если богатый человек использует свое богатство, например, на благо людей, то, безусловно, этот человек использует этот дар во благо и достойно.

        Новых нуворишей, по степени использования «дара Божьего», можно сравнить и с теми, кто наслаждается своей бедностью, стремясь вызвать у окружающих жалость к себе, и в конце концов, живут на халяву. Характерно, что в притче одинаковую награду получили и тот, кому было дано 5 талантов, и тот, кому было дано 2 таланта. Участь же, закопавшего свой талант в землю (т.е. жившему только для себя) незавидная...Таким образом, согласно Библии, богатство и бедность не являются пороками сами по себе.

        Духовная жизнь — это не банальный метаболизм, но процесс непрерывного перехода агрессивного духовного состояния в блаженное. А иногда — это переход в перманентное состояние, противоположное духовному. Вот почему перебесившись в тщеславии и достатке, нередко потом наступает такая тоска, что хоть в омут.

        Загадка воздействия флюидов души ещё не разгадана, и вряд ли это возможно. Хотя есть некоторые "достижения" на этот счет в биохимии и в информационной голографии. Для нормального человека вопрос всегда стоял альтернативой — быть с душой, или остаться бездушной тварью. Деньги, пьянство, наркотики, дикий секс — все это преходяще, а обречение на душевные страдания — вечно. И никто никуда от этого не денется, как бы кто не кичился пренебрежением к такой тонкой субстанции, как душа.

       Всё связано со всем, всему есть цена и за всё есть расплата. И каждый сам выбирает себе дорогу к неизбежному, в конечном счете, трагическому исходу, предначертанному его личной судьбой.

       Вряд ли все люди живут заповедями искусителя, как и не все стремятся к счастью в виде власти и сверхбогатства. Многие из "новых русских", в ближайшем рассмотрении вовсе не выглядят счастливыми. Как правило, многие из них теряют семью, находятся в состоянии постоянного стресса и внутреннего дискомфорта. Эта категория людей — наиболее частые посетители салонов астрологов и экстрасенсов.

       Большинство из них — тайные клиенты психологов и пациенты психических клиник. Другая крайность приводит их к Богу. Мы не видим этой стороны их жизни, своё истинное душевное состояние они тщательно скрывают, как женщины свои морщины, так как это прямо отражается на их имидже и на успехах в бизнесе. Более того, в церкви их можно увидеть чаще иных истинно верующих.

       Кто - то бросил старую и завел новую семью, но счастья там тоже нет. Дальше — набор условностей в виде брачных контрактов. Нередко следует эмиграция. А там, в лучшем случае, 2 или 3 из 10 семей эмигрантов не распадается. Из тех браков, что формально не распались, муж и жена там живут на западный манер — у них свои банковские счета и у каждого свой бизнес. Семейные эмигранты начинают свою "счастливую" жизнь за кордоном именно с этого. Разве это не плата за искушение?

        Духовность — понятие все же близкое к абсолютному для данного исторического периода, а богатство — очень и очень относительно. Дело в том, что российские состояния, сотворенные в период неразберихи 90 - х годов в принципе не могли быть заработаны, в массе своей, честным путем. Пути создания таких несоразмеримо огромных состояний были абсолютно недоступны простым, честным людям, которые не могли переступить определенные нравственные принципы, которые и составляют душу человека.

        Но "свято место" пусто не бывает, и эта ниша мгновенно была занята людьми, либо этих принципов не имеющих, либо легко с ними расставшимися. Они смогли заработать деньги, только расставшись с душой или не имея ее вовсе.

        Естественно, когда вычленяется некая ценность как главная, например, душа или деньги, остальное становится незначительным и приносится в жертву главной цели. Отсюда частые разводы среди эмигрантов. Но разводы, конечно, — это не результат приобретения богатства. В рассматриваемом контексте — это тоже показатель бездуховности, падения нравов, общей социальной нестабильности. И доля таких людей среди всех слоев населения России весьма высока.

        Но «особенность» русской души подчас приравнивается к «благородной» бедности. Разговорами об этом обычно просто стараются прикрыть нежелание или неспособность работать и наплевательское отношение государства к людям, которые по объективным причинам не могут сами себе обеспечить нормальную по современным критериям жизнь.

        Бедность унизительна всегда, а душа от этого страдает. Почему-то разговор об особой русской душе заходит обычно тогда, когда нужно что-то оправдать или объяснить то, что никто в мире понять и объяснить не может. Но почему-то сколько русский народ не душили, а он все живой и его дух крепчает. Особая русская душа? А может, все-таки, гордиться нечем?

       Не хочется агитировать за ту или иную сторону отношения именно к русской душе, но есть в человеке то, без чего он никак не может. Это его совесть, душа. Без "баксов" худо—бедно, но тоже прожить можно, но без души жизни нет и не будет, пока существует человек разумный. Уж так он устроен, оттого и мается.

       А так называемых "новых русских" не так уж и много — не более 5%. Почти процент списания на маневрах. Что творится у них на душе, обвешанной пудовыми золотыми цепями, на самом деле мы никогда не узнаем. Но есть в их мрачном взгляде мученика, томимом тайной грустью душевных страданий что-то трагическое. Этот тусклый блеск глаз псевдосчастливого бойца за место под солнцем, прошедшего огонь, воду и медные трубы...

       Христианское смирение им как-то не по душе, оно же на них не работает, не делает богаче, и поэтому закрывает путь к дальнейшему процветанию. Они считают, что смирение исключает борьбу даже с собственными проблемами, не говоря уже о государственных. Искуситель не побрезговал, он оставил свой след! Это тоже плата за бездушие. А скольких из них криминальные разборки отправили на тот свет, где душа и страдания по ней не нужны вовсе!

       Потребительское общество дает всего лишь иллюзию прогресса, подменяя его банальным улучшением комфорта (к тому же недоступного для всех), становящегося предметом зависти одних и объектом самодовольства других, такая цивилизация ведет не к прогрессу, а, увы, наоборот — она может прийти к своему объективному упадку намного раньше, чем это может показаться оптимистам.

       Бездуховный западный мир неуклонно катится к закату, и никакие антиглобалистические выступления отчаявшихся и обезумевших от бессмысленности своего протеста анархистов не смогут остановить этот необратимый процесс. Так что душа тоже создает проблемы, да ещё какие! "Царствие Небесное" невозможно построить на Земле, а западный "потребительский рай" — суть извращение истинных гуманитарных ценностей.

       Подвижничество к духовному не может взрасти на таких полуживотных чувствах как эгоизм, зависть, страсть к материальным благам, а, напротив, питается живительной силой человеческого благородства и самопожертвования.

       Но рано или поздно, перед лицом неизбежной для всех нас вечности и независимо от материального достатка, славы, должности и партийной принадлежности наступит время последней душевной исповеди — как некое знамение вселенской потребности человека оставить свой последний, духовный след своего пребывания на Земле.


Рецензии
Чего это вы на запад так ополчились? Чем восток лучше, духовнее или чище? На севере и на юге проблемы те же. "Крайне испорчено и лукаво сердце ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ" -
утверждает Писание.

Вдова Сонная   24.05.2017 19:48     Заявить о нарушении
Чего это вы на запад так ополчились?
-------------------------------------------
Закон природы!Солнце восходит с востока на запад, а не наоборот! :-)

Геннадий Москвин   13.06.2017 20:04   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.