Абсурд добра - 2

               
                С Е Р Г Е Й   М О Г И Л Е В Ц Е В



                А Б С У Р Д   Д О Б Р А – 2

   Довольно легко доказывается, что добро на самом деле порождено злом, и на этом основании делается вывод о его абсурдности. Ну и что из этого? Из этого ровным счетом ничего не следует, ибо хотя мы и доказываем абсурдность добра, к чему собственно, изначально и стремились, но неожиданно выясняется, что нам этого мало. Что нам необходимо еще нечто, а именно понимание природы добра, то есть ответ на вопрос: а что же это, собственно, такое? А действительно, что есть добро, и какое место занимает оно во вселенной и в судьбе отдельного человека? Вроде бы все просто, и остается только сесть на камень, и в одиночестве, в позе «Мыслителя» Родена, начать размышлять о сущности добра. Однако путь этот на самом деле тупиковый, ибо мы сразу же увязаем во множестве примеров добра, а также (куда уж тут деться?) неотделимого от него зла. Примеров этих бесконечное множество и в нашей жизни, и в истории человечества, известной нам из книг и учебников. К примеру, можно ли во имя безусловно добрых идей убивать людей миллионами, и при этом гладить по головке малых детей, одаривая их конфетами и игрушками? Примеров подобного поведения и в книгах, и в учебниках, и в самой жизни больше, чем достаточно. И вот мы уже погружаемся в разные системы морали разных народов и цивилизаций, и в разные религиозные учения и представления, трактующие добро подчас так, что в одних системах оно есть зло, а в других именно понимается, как добро. И на бытовом уровне невозможно решить загадку добра и зла, и на философском, имея в виду понимание добра и зла различными философами, вроде Платона, Будды, Шопенгауэра, Канта, или Ницше. Последний же вообще предлагал встать по ту сторону добра и зла, и смотреть на них сверху, как холодный философ, воплощающий в этом состоянии идею сверхчеловека. Рецепт Ницше полностью реализовал Гитлер, начитавшийся в молодости, безусловно, брошюр с сочинениями безумного философа, которые, будучи воплощенными на практике, обернулись лагерями уничтожения, а также расовыми идеями и экспериментами. Впрочем, что там Гитлер, он был всего лишь земным воплощением зла, действующего во имя добра. А вот Сталин, воплотивший на практике идеи Маркса, Энгельса и Ленина о построении на земле общества диктатуры пролетариата, был уже космическим воплощением зла, действующим во имя добра. Так что же есть добро? Так что же есть зло? Дайте, философы, определение того и другого! Дайте нам такое определение, чтобы мы в него поверили, чтобы оно стало для нас простым и ясным. Ведь, с одной стороны, добро и зло вроде бы действительно существуют во вселенной, и, более того, играют в ней чуть ли не главную роль, гораздо более важную, чем фундаментальные законы природы. Чем физические эталоны, вроде постоянной Планка, скорости света, массы электрона, энергии покоя протона, и тому подобной чепухи (именно чепухи на фоне таких глобальных сущностей, как добро и зло). Так где же путь, так в какую же сторону направить нам свои философские стопы?
   На самом деле все очень просто. Есть Эдемский сад, сотворенный Богом, и растущее в нем древо познания добра и зла, от которого вкусила праматерь наша Ева, и дала сделать то же самое своему спутнику Адаму. Который после этого сразу же стал ее мужем. То есть для исследования природы добра и зла нам надо подойти к самым истокам, и пользоваться уже не трудами философов, пусть и признанных. И даже не идеями создателей и основателей мировых религий, ибо, как бы они гениальны ни были, какие бы откровения им не спускались (а очень часто не понятно, какова природа этих откровений, и кем они диктуются, Богом, или дьяволом), это все слишком земное. Глобальность таких явлений, как добро и зло, настолько фундаментальна, что только лишь прикоснувшись к самым конечным сущностям, самым первичным, самым страшным и изначальным (гораздо более страшным, чем вся современная наука с ее никому ненужными законами и откровениями) можно найти решение проблемы. Только лишь изначальные глубины. Только лишь начало начал. Только лишь Эдемский сад, в котором обитает Бог, в кустах прячется дьявол, на клумбах растут запретные древа, а рядом с ними прогуливаются Адам и Ева. Не ведающие еще о существовании добра и зла.
   А вот здесь стоп. Здесь надо остановиться. Значит, есть такой вариант мира, в котором не существует еще ни добра, ни зла, и этот вариант мира называется Эдемским садом. Нет еще ни современной земли, ни истории человечества, ни науки, ни множества планет и звезд, ни галактик, ни всего прочего, к чему мы вроде бы все успели привыкнуть. Или нас к этому приучили, а заодно уж и к тому, что погладить плачущего ребенка по голове – это добро, и что во имя чистоты расы можно совершить доброе дело, то есть сжечь в печи шесть миллионов человек. И что убить на земле всех, кто не является пролетарием – это тоже добро.
   Итак, мир без добра и зла, мир Эдема до грехопадения. Прямо по Ницше, если считать себя философами, с высоты холодного любопытства наблюдающими за всем происходящим внизу. Впрочем, Ницше тогда не было даже в проекте. И, следовательно, это всего лишь один из многих возможных миров. Устроенный так, что ни добра, ни зла в нем нет. Вообще нет, или еще нет. Это не суть важно. Как нет, впрочем, и вечной жизни, хотя древо жизни в Эдеме уже растет. Вот Ева протягивает руку, слыша в ушах ободряющий шепот соблазнителя, и срывает с ветви запретный плод. А потом подает его Адаму, и он делает то же самое. И все, и вошло добро, а вместе с ним и зло в тот мир, в котором их до этого не было. И стали прародители всех людей нагими, и прикрылись они фиговыми листами, и были за ослушание изгнаны из рая. И завертелось колесо человеческой истории, в корне отличающейся от истории Эдемской, ибо добро и зло стали отныне в ней краеугольными камнями существования вселенной. Некими универсальными принципами, без которых вселенная существовать не может. Без которых ее существование просто бессмысленно. Без постоянной Планка может существовать вселенная, и без постоянной величины скорости света, и без массы электрона может, и без всякой иной чепухи, а без добра и зла не может. Добро и зло главнее всей современной науки и всех современных идей и теорий, вместе взятых. Добро и зло – это фундаментальные принципы существований нашей человеческой вселенной, вышедшей некогда из Эдемского сада, и построенной именно нами, людьми, пользуясь заложенной в нас Богом способностью отличать добро ото зла. Способностью понимать, что есть добро, а что есть зло.
   Разумеется, без искусителя, подтолкнувшего Еву к райскому древу, от которого она и вкусила, ничего бы не вышло. И не было бы нашей современной вселенной со всеми ее чудесами, и всеми ее ужасами. Но самого искусителя к тому, что он совершил, мог подтолкнуть только лишь Бог. Мог подтолкнуть к этому только лишь Бог. Только лишь хозяин Эдемского сада. Который вложил в человека способность отличать добро ото зла, и сделал эту способность врожденной. Доброе дело тянет за собой злое, злое – доброе, и так без конца. Свобода воли вошла в человека вместе с пониманием того, что есть добро, а что есть зло, и он отныне волен делать все, что пожелает. Руководствуясь, разумеется, врожденным моральным законом внутри нас, если позволено здесь вновь вспомнить старого Кенигсбергского затворника. А что будет дальше, после смерти, одному Богу известно. То ли Он по сумме добрых и злых дел помилует нас, то ли, поскольку Он реальная личность, похожая, к тому же, внешне на нас, простит даже самого падшего грешника. То ли вообще никого не простит, и всех погубит в новом Потопе. Впрочем, уже точно известно, что нового Потопа больше не будет, ибо для этого есть специальный завет. А что будет? А будет то, что написано в Откровении.
   Но для чего создал Бог нашу вселенную, главными, основополагающими принципами существования которой являются принципы добра и зла? Человеку это не ведомо, это ведомо только Богу. Вот границы наших возможностей. Вот границы нашего познания. Вот границы нашего понимания добра и зла. Которые в результате стали еще более абсурдны, ибо большего абсурда, чем добро и зло, во вселенной просто не существует. Кроме, разумеется, самого Бога. Но Он принадлежит не к нашей вселенной. Он принадлежит к той вселенной, где властвует вечность, где обитают боги. И где обитали бы мы, успей Ева сорвать запретный плод еще с одного древа, и дать вкусить от него своему мужу Адаму.

   2017


Рецензии