От конкурса до большой сцены

00:01 02.06.2015 / Культура


Всероссийский конкурс вокального мастерства имени братьев Пироговых завершился, показав огромный интерес к вокальному искусству


Этот конкурс возрожден на рязанской земле и буквально выстрадан всеми, кто причастен к музыкальному образованию в Рязани и Рязанской области. Его ждали, на него надеялись и верили, что дело, которому исторически было положено начало несколько десятилетий назад прославленными на весь мир певцами, будет иметь свое продолжение в новом веке.

Вдохновителем вокального конкурса стал сын известного певца Алексея Степановича Пирогова Ярослав Алексеевич Пирогов. Ярослав Пирогов содействовал открытию музея в селе Новоселки, куда передал более пятисот предметных экспонатов, и написал книгу «Его голос как океан». Хранителем памяти братьев Пироговых в настоящее время является не только музей, но и Рязанский музыкальный колледж имени Григория и Александра Пироговых. В 1966 году Рязанскому музыкальному училищу было присвоено славное имя братьев Пироговых, и вся история училища (колледжа) – это летопись музыкальной жизни региона, связанного с культурными традициями всей страны – Большим театром в Москве, музыкальными театрами Санкт-Петербурга, Ростова, Новосибирска и многими другими по всей стране.

Далеко не каждый музыкальный колледж имеет возможность проводить конкурс вокального мастерства в своих стенах – хлопотно, затратно, да и выдающихся голосов в сравнении с теми же сороковыми – шестидесятыми сильно поубавилось по ряду причин самого разнообразного характера. Но именно вокальная музыка, по наблюдению искусствоведов, выражает творческий дух народа, его богатейший природный талант. Об этом свидетельствует музыкальная история: Федор Шаляпин, братья Пироговы – выражение в голосе могучего природного начала. Сохраняет эту традицию отечественная вокальная школа. Сегодня отечественная оперная сцена переживает необычайный подъем, востребованность певцов академической школы растет. Вступительные экзамены на певческие специальности проходят на хорошей конкурсной основе, это отмечают педагоги, наблюдающие динамику последних лет.

Вокальный конкурс заметно поднимает статус учебного заведения, поэтому с Всероссийским конкурсом вокального мастерства имени братьев Пироговых Рязанский музыкальный колледж связывает свои самые амбициозные (в хорошем смысле этого слова) планы. Например, развивать Оперную студию, работа которой уже не раз была отмечена как уникальный творческий опыт, подводящий студентов к театральной практике и дающий ощутить себя настоящими оперными артистами.

39 заявок было подано на Всероссийский конкурс вокального мастерства имени братьев Пироговых. Во второй тур прошли 33 участника. Статус любого конкурса определяется составом жюри. Высокий уровень требований предъявляли конкурсантам мастера большой оперной сцены. Председатель жюри – Народная артистка Российской Федерации, доцент кафедры сольного пения Российской академии музыки имени Гнесиных, солистка Большого театра Ирина Игоревна Долженко.

Два конкурсных дня в Рязанском музыкальном колледже подарили его участникам незабываемые впечатления, каждая страница конкурса – яркие и глубокие эмоции, без которых артист не может состояться как творческая индивидуальность. Возрастные группы были представлены учащимися детских музыкальных школ и школ искусств, музыкальных колледжей из разных регионов России. География прибывших на конкурс конкурсантов широка – Ярославль, Нижний Новгород, Тула, Тамбов, Нижний Тагил. 25 участников конкурса – это конкурсанты из Рязани и Рязанской области, что еще раз говорит о том, что Рязань имеет право проводить такой конкурс.

«Разборы полетов», педагогическая кухня мастеров, обмен опытом – все это было вынесено во второй, решающий, день конкурса, когда, наконец, стали известны имена лучших конкурсантов. «Круглый стол» членов жюри с педагогами и мастер-класс Народной артистки РФ Ирины Долженко с участ-никами конкурса показал, как необходимы тесные связи в процессе воспитания певца, артиста, разносторонней творческой личности. На первое место солистка Большого театра России Ирина Долженко поставила два определяющих качества роста певца – природу и интуицию. К этим двум важнейшим, но не единственным добавляются еще многие составляющие – личная культура, трудолюбие, любовь к жизни…

Лауреатами первой степени стали три исполнителя: Екатерина Сиротина – ДМШ №1 г. Рязани, преподаватель Т.В. Цыганкова, концертмейстер Е.В. Фоменко; Анна Касаткина – Рязанский музыкальный колледж им. братьев Пироговых, преподаватель Л.А. Ячменникова, концертмейстер Н.В. Дементьева и Мария Патрушева – Нижнетагильский колледж искусств – преподаватель Л.А. Власова, концертмейстер Е.С. Трапезникова.

Гран-при конкурса присвоено студентке 3 курса Рязанского музыкального колледжа им. братьев Пироговых Софье Цыганковой – преподаватель Л.А. Ячменникова, концертмейстер Н.В. Дементьева.

Специальным призом лауреата второй степени отмечена Оперная студия Рязанского музыкального колледжа, руководитель О.К. Корнева. «Нам, по замыслу Всевышнего, ничего не надо лишнего», – увлеченно и самозабвенно распевали участники постановки мюзикла «Адам и Ева» композитора Сергея Плешака из Санкт-Петербурга. Ничего не надо лишнего, а вокальное мастерство ставится на первый план в Рязанском музыкальном колледже им. Г. и А. Пироговых.

Вдохновения, успеха и творческих побед пожелал участникам конкурса на его открытии министр культуры и туризма Рязанской области Виталий Попов. Конкурс – это хороший подарок памяти великих певцов и русской отечественной оперной школе, истоки которой берут начало и на рязанской земле. Музыкальная история подробно рассказывает о пути наших соотечественников на вершины вокального мастерства. От первого конкурса до сцены Большого театра – недалеко, это расстояние измеряется не километрами, только мастерством владения самым сложным музыкальным инструментом – человеческим голосом.


На фото: Гран-при конкурса присвоено студентке 3 курса Рязанского музыкального колледжа им. братьев Пироговых Софье Цыганковой – преподаватель Л.А. Ячменникова, концертмейстер Н.В. Дементьева.



Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 96 (4890) от 02 июня 2015 года


Рецензии