Чистая речь 2 - одним файлом

две речи – чистая речь 2 – слова издалека – разыгрывая хлебосола – modus agendi – на другом языке – взгляд с высоты – о музыке – свободное плавание – не задумываясь – остров – слов хватает – слова – место для тебя – речь ни о чем – случай - твой помощник – не говори

==========================================

ДВЕ РЕЧИ

присоединиться к чистой речи
может только другая речь,
если она так же чиста.

они могут течь рядом,
а могут пересекаться.

одна чистая речь –
не помеха другой чистой речи.

они – словно дальние родственники,
которым не обязательно
вести беседы –
достаточно знать,
что у каждого все хорошо.


ЧИСТАЯ РЕЧЬ 2

чистая речь беспечна
беспечальна бестревожна безудержна
ни за что не держится
и ее ничто удержать не может
ни от чего и ни от кого не зависит
не привлекает внимания
чистое движение
энергия в чистом виде
то что лежит в основе вещей и событий


СЛОВА ИЗДАЛЕКА

может ли сказанное быть таким же ясным,
прохладным, как это австралийское белое,
произведенное и разлитое за тысячи миль
отсюда, на материке, где ты никогда
не бывал и не будешь?

могут ли слова прийти из непостижимой
дали, которой нет ни на одной карте, –
из скрытых, недоступных мест, где всегда
тихо, ясно, прохладно, – и принести
простую, ясную весть?


РАЗЫГРЫВАЯ ХЛЕБОСОЛА

когда-то я устроил в своей голове
или лучше душе
приют для людей вещей и событий
лагерь беженцев
комнату смеха
для всех и всего на свете

я пытался научиться ладить с людьми
и вещами
влиться в события
но всерьез мне это не удавалось
только с еле скрываемым смехом
над собой и над ними

я разыгрывал гостеприимство
радушие хлебосольство
притворно заботился
об одежде развлечениях
еде питье

наконец я понял
что это не мое дело
привечать странников
и предоставил вещи людей события
самим себе


MODUS AGENDI

уступая все права, полномочия,
интеллектуально-
лингвистическое имущество
тому, что в глубине
твоего «я», –

так глубоко, что
выходит за пределы
этого «я».

принимая с полным доверием
все, что будет
предложено этой инстанцией
(скорее, навязано).

убеждаясь всякий раз,
что доверие не обмануто,
и ты сказал именно то,
что должно быть сказано.


НА ДРУГОМ ЯЗЫКЕ

когда-то я любил говорить темно;
мне нравились такие поэты,
как Бретон, Элюар, Целан.
но потом я прочел Витгенштейна
и решил, что нет ничего,
что нельзя было бы сказать ясно –
языком с в е т л ы м.


ВЗГЛЯД С ВЫСОТЫ

«все, что может быть сказано, должно быть сказано
ясно», – сказал в своем труде Витгенштейн,
и выразился при этом яснее некуда.

скайдайвер, дельтапланерист,
он предпочитал смотреть на мир с высоты –
не взглядом человека, а взглядом орла или беркута.


О МУЗЫКЕ

можно поговорить о музыке –
подходящая тема для чистой речи:
что может быть чище музыки,
не имеющей прямого отношения
к людям, вещам, событиям?

завидное умение музыкальных фраз –
что-то значить, не говоря ни о чем.
попробуй придать это свойство
тому, что пишешь, – научись
чувствовать себя и нищим, и богачом.


СВОБОДНОЕ ПЛАВАНИЕ

говоря не задумываясь спонтанно
так как написаны «Поля»
Супо/Бретона
все что приходит в голову
не рискуешь зацепиться за что-то
остановиться
плывешь свободно
и чего бы ни коснулся твой язык
твоя рука
все это призрачно
невесомо
есть лишь поток и речь
ты странник
и в то же время ты у себя дома


НЕ ЗАДУМЫВАЯСЬ

эта речь стремительна
необдуманна
нигде не задерживается
ничего не касается
скользит поверх всего
будто поток над галькой
только упоминает
вещи людей события
отражает их
призрачным образом
лишая тяжести
владеет всем
ничего не имея
заметна и незаметна
подобно дыханию
воздуху


ОСТРОВ

мой остров стоит
на реке по которой
не ходят суда
не потому что она мелка
она глубока широка
но со стороны залива
перегорожена мостами
неразводными
и такими низкими
что ни одно
большое судно
не пройдет под ними
ни одно судно
груженое вещами
ни одно судно
заполненное
событиями
пассажирами
эти мосты вроде
крепостной стены
дозорные башни
здесь не нужны
никто не постучится
в мои ворота
мой единственный
собеседник моя работа


СЛОВ ХВАТАЕТ

достаточно слов
чтобы владеть всем миром

если не владеть
то просто в нем пребывать
вроде ветра
солнечного луча
звука трубы или скрипки

владея речью становишься
всемогущим

нищенствующим богачом

главным дирижером
верховным распорядителем

а мир
от этой твоей способности
не в убытке


СЛОВА

заменяют собой все: вещи, людей, события…

красивые, невесомые саркофаги, в которых
обретают покой, находят пристанище
люди, вещи, события...

все живое и неживое,
потому что неживому тоже нужен покой,
нужен кров.

а крова
нет нигде
за пределами слов.


МЕСТО ДЛЯ ТЕБЯ

есть люди,
не выносящие одиночества.
их много.
и если ты не один из них,
трудно будет тебе
найти подходящее место,
в котором бы
для тебя
было довольно простора,
пространства,
молчания,
света…
место,
где не было бы ничего
чужого…
где на краю
глубочайшего разлома
ты чувствовал бы себя дома.


РЕЧЬ НИ О ЧЕМ

если речь ни о чем, то самой
подходящей темой для нее будет «я»,

ведь «я» – это все и ничто, и, говоря
ни о чем, ты говоришь о том, что
важнее всего для тебя.


СЛУЧАЙ – ТВОЙ ПОМОЩНИК

со всех сторон тебя обступают
вещи люди события
свободного места не найти
а если и найти
то лишь с огромным усилием
и не без помощи случая
но всего труднее сделать так
чтобы ты не стеснял самого себя
для этого нужно чтобы
твой ум и речь были свободны
чтобы твои мысли слова
ничему не служили
не были намертво приклеены
к людям вещам событиям
самому освободить их непросто
здесь нужна помощь случая
и если случай тебе поможет
ты найдешь надежное верное
средство  чтобы избавиться
от всего что тебя стесняет
некий магический
сильнодействующий растворитель
и окажешься на свободе
в стороне
от вещей людей
и событий


НЕ ГОВОРИ

не говори мне, что чистая речь –
это колыбельная песня для сна.

чем бы она ни была,
она мне нужна.

а те, кто обходятся без стихов
и без песен, меня, по правде,
чертовски бесят.


Рецензии