Психоаналитическая рецензия на фильм Черный Лебедь

      «Черный Лебедь».

      Нина Сейерс – танцовщица балета в Нью-Йорке. Она с раннего детства занимается танцами, но Нине не хватает уверенности в себе. Мать Нины, тоже в прошлом балерина, в связи с рожденим дочери вынуждена оставить свою карьеру.  Мать пристально следит за творчеством Нины и ждет от нее главного успеха. Героине, кажется, удается добиться своей цели, когда режиссер Тома Лерой увольняет приму и принимает решение отдать Нине  главную роль в новой постановке «Лебединое озера». Но он говорит, что девушка вся зажата, и даже называет ее фригидной, что ей не хватает страсти и раскованности,  которые  так необходимы  для перевоплощения в  Черного лебедя.
      Поражает, с какой точностью режиссеру Даррен Аронофски удалось раскрыть в мельчайших подробностях тему нарциссического расстройства личности. На экране раворачивается  ужасная  и  очень актуальная история   несчастной  молодой девушки, у которой ее же собственная  мать крадет жизнь.
      Мать Нины, страдающая  нарциссическим расстройством личности, видит  в своей дочери  украшение на своем пиджаке или платье,  клона,  улучшенную копию себя, свое нарциссическое расширение, все, что угодно, но никак не отдельную личность. А одну из опасностей, которую, на мой взгляд, представляет для общества патологический нарциссизм –  это стирание всех различий, границ  и превращение других в себе подобных.  С чем собственно с “успехом” и справилась мать героини.
      Очень удачно режиссер подобрал актерский состав, вся мозаика в этой игре  сложилась. Актрисе Барбаре Херши блестяще удалось передать образ и “дух” нарциссической матери, - беспринципной, яростно-холодной, эксплуатирующей, садистической и безаппеляционной.  В какой-то момент ее показывают крупным планом, ее глаза зияют, как две черные дыры, в  которых нет дна, и они наводят ужас  своей бездушностью.

      В начале фильма для меня вообще было не совсем понятно, что эта женщина – мать героини. Не думаю, что я невнимательно смотрела,  т.к. нарциссическую мать как раз и характеризует эмоциональная выключенность, недоступность и холодность, и это очень четко отражено в начале картины. Только потом становится понятно, что эта женщина – мать героини.
      Инцестуозная атмосфера царит в их доме. Об отце даже и намека нет.  Дочь находится в полном слиянии с матерью. Отсуствуют какие-либо границы, которых никогда и не было и которые Нина так безуспешно пытается обозначить ближе к концу фильма, закрываясь от матери палкой в своей комнате. Но сделать это ей не удается, т.к. душа героини уже  полностью пропитана и отравлена  токсичной матерью.
      В психическом пространстве Нины все перевернуто с ног на голову. Тома Леруа пытается вытащить на поверхность ее сексуальность, которую Нина давит в себе всеми силами. Он сначала прилюдно называет ее фригидной, потом  страстно целует и обнимает ее, прямым текстом говоря Нине, что это я  тебя сейчас  соблазняю, а надо чтобы соблазняла меня ты. И это срабатывает, но в перветной интерпретации. Тома удается разбудить в Нине  ее сексуальность,  но, увы,  она не способна направить  ее на мужчину, на  учителя – отца, которого  Нина никогда и  не знала.
И  дальше  возникает тема женской гомосексуальности,  близость  с Лили, которую она так желает, но  которая в последствии в ее фантазии превращается в преследующую мать. Она предпринимает отчаянную попытку и обращается за помощью к Тома, жалуясь на то, что Лили хочет отобрать ее роль. Но если бы на самом деле все было так…  В  реальности дела обстоят гораздо хуже, потому что ЕЁ роли у Нины никогда  и не было  и уже не будет. Сама жизнь Нины уже принесена в жертву идеальным представлениям ее матери. В жизни Нины  была  только  одна роль, роль ее матери, которую та не смогла сыграть по причине свои нарциссичекой уязвимости и слабости.  Но признаться себе в этом мать не может, и она  назначает свою дочь ответственой за все свои неудачи. “Я бросила свою карьеру, из-за тебя”, - говорит она.    
      И главным  режиссером в постановке “Лебединое озеро”  вовсе стал не  Тома Лерой. Мать героини - ГЛАВНЫЙ и безжалостный режиссер, она утвердила свою собственную дочь на главную роль своей несбывшейся мечты  в постановке своей всемогущей фантазии.  Нина становится жертвой первертного материнства своей матери, и у нее нет шансов вырваться из этого ада. На протяжении всего фильма прослеживается тема  кожи, как если бы Нина пытается отодрать свою мать вместе с кожей, которую она постоянно обдирает и расчесывает, но и здесь ее попытка проваливается.
      Единственный проблеск в сознании матери Нины наступает в день премьеры. Мать начинает четко осознавать, что рукоплексать зал будет не ЕЙ, а ее дочери! Такое допустить нельзя, и поэтому она под предлогом заботы о здоровье Нины пытается удержать ее дома. Она запирает дверь и  выдергивает ручку. “Ты больна! Эта роль убивает тебя!”, - кричит она на Нину.  Но за этой псевдозаботой о своей дочери стоит  нарциссическая ярость матери, мать не может выдерживать конкуренции, и она   готова прямо сейчас сама убить свою дочь, лишь бы та не добилась успеха, о котором мать сама всю жизнь мечтала.
      Нина выравается из дома и бежит навстречу тому, к чему она всегда стремилась, к совершенству! В гримерке видения Нины становятся все интенсивнее. Тень матери, которая уже приобрела свои собственные четкие (Нины)  очертания не дает покоя. Нина понимает: либо сейчас, либо никогда. Это ЕЁ звездный час, и она не позволит матери украсть его у нее. Она пытается убить тень матери, но единственный способ  избавится токсичной  матери – это убить ее в себе.
Нина убивает себя осколком зеркала, что тоже очень символично.  Нарциссическая жизнь проходит в королевсте кривых зеркал, где все искажено и невозможно увидеть реальность.

      Нина  умирает в блаженстве, в нарциссическом  экстазе совершенства.  Невозможно два раза сыграть премьеру и поэтому лучше умереть. Смерть – это «женщина с косой», которая забирает души людей, но в случае Нины смерть становится спасительницей, потому что мать уже давно забрал душу Нины.  Смерть выступает в роли третьего, она  разделяет Нину от  матери и  помогает наконец-то  обрести себя и вечный покой, которого в жизни Нины никогда не было.


Рецензии