Строителям БАМа р
Начала править стихотворение бамовца. Увлеклась. Выстроила свою концепцию. С удовольствием посвящаю стих вдохновителю и его друзьям.
Совершенно случайно стихотворение написано 19 мая.
Именно 19 мая 1891 года произошла закладка Уссурийского участка Великого Сибирского рельсового пути Его Императорским Высочеством Государь Наследником Цесаревичем и Великим Князем Николаем Александровичем ( Николаем II ).
С нас портреты писала эпоха,
И газеты статьями трубили.
Мы профессию знали неплохо
И тайгу вековую рубили.
Мы в палатках ночлег обретали,
Согревались душою на стройке.
Деревянный домишко едва ли,
Как шкатулка, был теплым и стойким.
Мы геройства в себе не искали,
Покоряли тайгу и морозы,
И природы лихие оскалы
Вышибали замерзшие слёзы.
Нам Сибирь выливала характер
Из нестойкой мальчишеской стали.
Вот таким был суровым наш бартер:
Мы меняли судьбу на медали.
Время шло, одолев расстоянья:
Мы учились, мужали, старели.
Вдоль Байкала на зореньке ранней
С нами шли поседевшие ели.
Экскаватор вгрызался в породу,
Мерзлоту согревали сердцами.
И мороз отступал безбородый,
Где над Гаванью звезды мерцали.
Океан нам мерещился Тихий
И стрела скоростных сообщений,
Там, где сопки стоят - щеголихи,
Где Союз начинался священный.
Было нас больше двух миллионов.
Из гранита хребты нам сдавались
И подземные воды в проломах,
Чтоб тоннели в конце открывались.
И звено за звеном длинной саблей
Благодарно дорога блестела.
Мост, стоящий вначале, как цапля,
Выгибал звонкой радугой тело.
По железным артериям быстро
Жизнь неслась, и на стыке столетий
Высекалась общения искра -
Так легко, как движенья в балете.
И по клавишам шпал заиграли
Поезда о багульнике песни.
И вставал на таежном вокзале
Светофора рубиновый пестик.
И грядущее пристальным взором
Подмечало ненужность сомненья,
Значит, жизнь не послужит укором
Для строителей БАМ-поколенья.
Мы построили детям дорогу,
Завещали страну взрослым внукам,
Признаемся потомкам и Богу,
Что не знали хожденья по мукам.
Мы любили страну и природу,
И красивых мы женщин любили,
Не иссякнуть чтоб нашему роду,
Чтобы аисты гнезда здесь вили.
Наша жизнь, как другая планета,
Мы романтики вечные БАМа.
Наша юность, как песня, пропета
Или срочная всем телеграмма.
19 - 23 мая 2017 года
ОБ ИСТОРИИ СТРОИТЕЛЬСТВА БАМа
Первыми в Российской империи о необходимости железнодорожного строительства в Сибири, Забайкалье заговорили в середине XIX века сосланные в эти края декабристы: М. Бестужев, Г. Батеньков, Д. Завалишин и др.
1888 г. Русское техническое общество предложило проложить "железную дорогу через всю Сибирь" от Тайшета севернее Байкала.
В СССР подготовительные работы произведены в 1932 году, а начато строительство западного участка от Тайшета до Братска в 1938 руками заключенных. В 1939 г. шли подготовительные работы на восточном участке от Комсомольска-на-Амуре до Советской Гавани.
В 1940-41 гг. построен первый подход к магистрали – участок Бам - Тында, который в 42 г. по решению Государственного Комитета Обороны (ГКО) был разобран, звенья пути и мостовые фермы переданы для рокадной дороги вдоль р. Волги, необходимость в которой появилась в связи с обороной Сталинграда. В 1941 г. строительство продолжалось на направлении Волочаевск - Комсомольск-на-Амуре с целью соединения с Транссибирской магистралью. В тяжёлом 42 г. прокладывадась соединительная линия Известковая - Ургал.
В мае 1943 г. ГКО принял решение о строительстве железной дороги Комсомольск - Советская Гавань, восточный участок которой введён в эксплуатацию в 1945 г. и сыграл существенную роль в доставке грузов во время войны с Японией.
Западный участок Тайшет - Лена прокладывался с 1946 по 51 годы. В 1947 г. открывается движение на линии Тайшет - Братск. Введен в эксплуатацию участок Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань (442 км); в 1951 г. закончен участок Известковая - Ургал (340 км); в июле 1951 г. прошли первые поезда от Тайшета до станции Лена (города Усть - Кут). Это ускорило строительство Братской ГЭС и крупных промышленных объектов в Братске и Усть – Илиме; в 1958 г. - участок Тайшет - Лена (692 км). Потом стройку приостановили до 1967 г.
СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП СТРОИТЕЛЬСТВА БАМа НАЧАТ 5 АПРЕЛЯ 1972 г.
45 лет назад на станции БАМ отсыпаны первые кубометры грунта в железную дорогу Бам - Тындинский. В 1974 году реализация этого проекта была объявлена всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Прямо с XVII съезда ВЛКСМ 600 добровольцев в апреле 1974 года отправились на строительство БАМа. Жили в палаточном городке на берегу р. Нии, куда их 3 мая доставили на вертолётах из Усть-Кута. На строительство со всех уголков страны потекли десятки тысяч молодых специалистов, про него начали снимать фильмы и писать песни. 14 сентября 1975 г. Уложено "серебряное" звено линии Тында-Чара. Впервые на БАМ прозвучал лозунг "Вперед, на Чару!", то есть к стыковке восточного и западного направлений магистрали.
В декабре 1975 г. прошел первый поезд от Усть-Кута до поселка Звездный.
8 октября 1976 г. была учреждена медаль "За строительство Байкало-Амурской магистрали", сразу же ставшая на трассе самой почетной и престижной.
В ноябре 1976 г. сдан во временную эксплуатацию участок БАМ - Тында. Тында была столицей БАМа.
Основная часть железной дороги была построена 1 oктября 1984 гoдa, когда тoржecтвeннo было улoжeнo зoлoтoe (последнее)звeнo Бaйкaлo-Aмурcкoй мaгиcтрaли. Уклaдкa былa лишь cимвoличecким oкoнчaниeм этoй грaндиoзнoй cтрoйки. В пocтoянную экcплуaтaцию в oбъёмe пуcкoвoгo кoмплeкca мaгиcтрaль былa cдaнa тoлькo cпуcтя пять лeт, в нoябрe 1989 гoдa. Это почти 5 тыс км! Грунта всего было засыпано 570 млн тонн. Такое количество мог увезти состав длиною с экватор, шириною - 9 м и высотой - 1 метр.
БАМ пролегает по территории Иркутской, Читинской, Амурской областей, Бурятии и Якутии, Хабаровскому краю. Трасса дороги пересекает 11 полноводных рек, - таких, как Лена, Верхняя Ангара, Витим, Зея, Бурея, Амур, семь горных хребтов: Байкальский, Северо-Муйский, Степовой, Туранский, Кодарский, Дуссе-Алиньский и Тукурингрский. Более 1000 километров пути проложено в районах вечной мерзлоты, высокой сейсмичности. На трассе дороги пробито восемь тоннелей общей длиной 25,3 км, построено 142 моста длиной более 100 метров (а всего 230 мостов протяженностью 36 км), более 200 железнодорожных станций и разъездов, четыре основных локомотивных депо в Нижнеангарске, Тынде, Зейске и Ургале, свыше 60 городов и поселков. Вокзалы строили национальные бригады из разных республик и крупных городов России, поэтому они не повторимы. Сaмый cлoжный oбъeкт cтрoйки - Ceвeрo-Муйcкий тoннeль cдaн в экcплуaтaцию в 2003 г.
Строительство БАМа имeло вoeннo-cтрaтeгичecкoe и нaрoднo-хoзяйcтвeннoe знaчeниe, трeбoвaло oгрoмнoгo нaпряжeния cил вceгo гocудaрcтвa, прeждe вceгo людeй, кoтoрыe рaбoтaли там в суровых климaтичecких уcлoвиях, проживая в палатках, во временном жилье, coвeршали трудoвoй пoдвиг.
В 1991 г. БАМ был признан самым дорогим инфраструктурным проектом в истории СССР. В полной мере он реализован так и не был. Первое десятилетие Российская Федерация Байкало-Амурскую магистраль мало использовала: несколько составов в день, вот и всё. 4 января 1992 г. вышло Постановление Правительства РФ "О мерах по завершению строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали и сооружению железнодорожной линии "Беркакит - Томмот - Якутск".
В июле 1996 г. Коллегия МПС приняла решение о разделе Байкало-Амурской железной дороги: восточный участок передан Дальневосточной ж/д, западный - Восточно-Сибирской. Завершающее строительство БАМа было окончено в декабре 2003 года с вводом в эксплуатацию Северомуйского тоннеля (построен с перерывами за 30 лет)протяженностью 15343 метра – самого длинного и дорогого подобного объекта в стране. За годы строительства БАМа через стройку прошло около двух миллионов людей разных профессий, служащих железно-дорожных войск. Во время экономического роста и стремительного развития Дальнего Востока планируется увеличение грузопотока. В 2007 г. правительство одобрило план строительства «капиллярных» веток к месторождениям полезных ископаемых. Принято решение о строительстве переправы в виде Сахалинского тоннеля или моста. В 2009 г. началась реконструкция участка Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань с замененой деревянных шпал на железобетонные, строительством нового Кузнецовского тоннеля.
Свидетельство о публикации №117052004981
Александр Фурсов 23.11.2024 00:09 Заявить о нарушении