Страдание
того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю,
а злое, которого не хочу, делаю.
Рим. 7, 17-18.
...Понесшым тяготу дне и вар.
Мф. 20, 12.
Потерпи Господа, мужайся, и да крепится сердце твое,
и потерпи Господа.
Пс. 26, 14.
Боль уже не вмещается в сердце.
Где же взять тишины, чтоб открыть в ней пространство?
И доныне он жив – в каждой клеточке вопль.
Вот – гнетущая смерть, бездыханье.
Нет ответа... Молчи, это жертва.
Это зеркало вод, отражающих разнство
Вспять скользящих лучей и поступка...
Кивок
На прощание, день затихает.
Спасе, непостижимо терпенье,
Страшно, как высота. Снова пред океаном
Как песчинка, стою... Только милость Твоя –
Тонкой нитью, как воздух в темницу
Из окна в высоте... Вместо пенья
Только плач пересохший, страданием пьяный,
Нет зрачков, только взгляд. Замирает, поя
Как струна, это время... Склониться
Пали сосны на землю в полудне,
Ветер высох над ними, и – крыльями печи –
Неподвижность и жар их объемлют... Услышь!..
Нет здесь пения птиц. Только воздух,
В звон пропитанный солнцем! Лишь студень
Уст, хотящих дышать, лишь поникшие плечи,
И протяжная смерть... Но тугие узлы
Не в пространстве. Там, в сердце, их – гроздья.
Солнце здесь сожигает... – Но здесь ли?.. –
Просто чужда ему бездыханность. И пламень
Не возносит навзлёт неподвижных теней.
Лишь солёное море, как яспис,
Всё – живое, весеннею песнью –
То пространно, как плач, то прозрачно, как камень,
Вот дыхание падших! – Приникнув стене
Скал, сплетённых в причудливой пляске,
Вдруг отхлынет, склонённое светом
И крылатыми вздохами снова взлетает,
Всё штурмует уступы суровых громад,
Пока галькою кроткой не станут...
И тогда – горизонт...
Неизвестен
Путь высокий тяжёлых глубин, и листами
Фолиантов старинных – веков аромат
Волны носят в пружинистой стали
Своих гребней... И снова дыханье!
Свет поёт! Где-то слышится посвистом перьев,
Как садятся в блистающих бликах ловцы
На премирную моря равнину.
Крылья их так чисты! Водной тканью
Отирается воздух под ними... День первый! –
Как когда-то, и въявь им ломает хлебцы
Малый отрок, и – вечное «ныне»...
Каждый раз это вновь... Дождь солёный
Запылённым посланцем приходит, и полдень
Раздаётся прохладой, как вздохом... В тиши
Опускается солнце на берег.
Ты услышал... Твой свет отдалённый –
Здесь, как кровь на водах – слёз, молчанья исполнен:
Наступает закат... Тихо, сердце, дыши –
Здесь Спаситель. Сквозь страшные двери
Он прошёл... И вот – воздух исполнен
Слов Его. И теперь не отвергнет пространство
Крыльев слабых, полудня огонь стал росой
Уст иссохших, очей воспалённых –
Жизнь вернулась. И зыбкие волны
Одеваются солью и солнцем. И расступ
Светлых сосен лучится дыханьем. Высок
Ветер юный средь крон их зелёных.
Трав вечерних трепещут цикады...
Так огонь сожигает огонь. И растенья,
Иссушаяся, благоухают. – Закат...
Зоркость звёзд здесь подобна лишь ветру.
Волны тихие зиждут аркады
Лёгких звуков... И снова рассветные тени
Как пресветлый аккорд в заревых облаках
Ликованьем предшествуют свету.
Сколько чаек! На зорких высотах
Их белёсые облачки с чёрной каёмкой
Напряжённо прижались к камням. Взор проник
Вглубь обычно прекрасной лазури...
Чуть их крылья дрожат... Невесомость,
Пар смолистый, как крылья стрекоз... В миг тот ломкий –
Не смыкают очей и безмолвны они
Пред лицом находящия бури.
Апрель 2008.
Свидетельство о публикации №117051809430
Кажется, есть здесь образы ада, кары, греха и света. Содержания и смысла не поняла (только улавливается). Ваши произведения, такие мощные (по внутреннему смыслу, полифоничности чувств ) и многослойные, образно и идейно-тематически, - итак, нужно читать и перечитывать не один раз (мне, во-всяком случае), чтобы добраться до сути (и то, не уверена, что смогу) и вполне насладиться нескончаемой палитрой ощущений.
Здесь, видимо, сказывается, и прежде всего, моя неподготовленность, относительно знания (невозможно) и, просто, прочтения и ознакомления с религиозными текстами.
По-первому впечатлению, "наткнулась" у Вас, впервые для себя, на символизм (в его глубокой трагичности), но, тем не менее, - не "махровый" (для этого Ваша личность слишком светлая, внутренне, как мне представляется).
Пожалуйста, для непосвящённых, Вы можете объяснить, конкретно, о чём стихотворение (самая суть его)?
Если тексты - читать не буду. Слишком большая роскошь в моих условиях. Но, кому-то, возможно, многим эта сторона (по-видимому, главная) будет интересна.
С уважением и благодарностью
Маша Виленская.
Маша Виленская 17.07.2018 12:25 Заявить о нарушении
Прежде о втором эпиграфе... Собственно, он вообще часть "эпиграфического вступления". Суть его в знаменовании темы, оно даёт ключ к чтению.
Тема же такова - "потерпеть Господа"... что это означает?
Человек, услышавший зов Божий, пришедший к Нему, обычно получает много благодати, радости, мира, тишины и др. многое, так что и вместить всего не может.
Однако по прошествии времени Господь начинает умерять, а потом и скрывать действие благодати. Она не оставляет человека, однако действует скрыто, так что человек начинает видеть свои грехи и страсти, которые не только его личные, но всеобщие, всё человечество претерпело повреждение с отступлением Адама и Евы от Бога.
Однако человек, помнящий радость первого благодатного времени, пытается снова найти благодать, исполняя заповеди, участвуя в Таинствах, словом, делая всё то, чему научила его благодать в начале пути.
Второй период - это "наша очередь", когда уже человек должен выявить своё произволение. Однако для нас это страшно трудно - выбрать только Бога, мы словно раздираемся пополам. И всё же мы выбираем Его, выбираем то, чтобы быть с Ним, а не страстях.
И тогда приходит Его помощь... на время выявляя себя.
Этот период, второй, довольно длителен, собственно он - основное содержание христианской жизни, этот "труд преследования Бога" (прп. Симеон Нов. Богослов: "...и я бежал за Тобой, как гончая собака за зайцем..."), однако же этот период не безутешен! Можно сказать, он "полосат" )
Страдание этого стихотворения - попытка описания обнаружения своей душевной мёртвости, повреждённости страстями и грехом. Увидеть себя мёртвым - тяжко, ужасно. Но без этого не получится призвать Его на помощь от всей души, не будет любви.
Ясно, что переживание это субъективно...
Я всё же не буду пытаться истолковывать каждый образ этого стихотворения, что он означает, куда указывает и направляет... Довольно общего смысла. Пусть опыт каждого читающего скажет сам! Если узнается, если почувствуется единство опыта, то и поймутся образы.
Благодарю Вас за внимание )
кланяюсь )
Игумен Паисий Савосин 17.07.2018 12:36 Заявить о нарушении
вот тот, кто "терпит Господа", то и есть "понесший тяготу дня и жару" (речь идёт о работе на жаре - думаю, Вы на Востоке понимаете, как это нелегко))
Игумен Паисий Савосин 17.07.2018 12:37 Заявить о нарушении
Пс. (3) - это Псалмы (Давидовы)
Мф. (2) - это что ( в эпиграфах)
Не могу, вообще, терпеть жару, не то, что работать.
(Продолжу в след.)
Маша Виленская 17.07.2018 15:23 Заявить о нарушении
Зато потом, и не только Господь, а и он сам становится сильнее для восприятия такой массы и количества (сразу, одномоментно) благодати ((что не в состоянии был справится с такой радостью (ведь, тоже, - удар. Хоть и мягкий, благотворный)), и начинает, уже, видеть, и не только - ощущать и нести ответственность, не только за себя.но и "за того парня", за всё человечество.
Правильно, или ошибаюсь?
Маша Виленская 17.07.2018 15:35 Заявить о нарушении
А что, когда получил благодать в 1-й раз, так вообще ничего не делал и постепенно "дошёл до жизни такой" (тяжесть вселенских грехов). Стал духовно работать, только, чтобы обратно стало хорошо? Если бы не было плохо, об этой работе даже не задумался бы?
Как ребенок - игрушку за хорошее поведение захотел получить ? Тогда мне рынок напоминает (я - Тебе, Ты - мне (может быть). Вот, если, действительно, по зову души, а не когда жареный петух, когда - искренне, а не в надежде что-то получить взамен (пусть даже и высшую степень - благодать) - тогда , действительно, - благородно, духовно и "свято".
Прим. - если не понимаю и долго объяснять - "воскресную школу" для меня лично - не обязательно. Пожалуйста, не тратьте, такое дорогое, Ваше время.
Маша Виленская 17.07.2018 15:51 Заявить о нарушении
Смерть, прах - имеется ввиду, духовная ? - Притом, что "праздник" продолжается (человек ест-пьёт, радуется. И , при этом, - мёртв ?)
Маша Виленская 17.07.2018 15:59 Заявить о нарушении
Маша Виленская 17.07.2018 16:05 Заявить о нарушении
Спасибо большое. И извините за, наверное, излишние вопросы
Маша Виленская 17.07.2018 16:08 Заявить о нарушении
Правильно ли написала там ("кроссворд", если честно) ?
Почему- то, потом, именно, это Ваше стихотворение открыла. Мне страшно.
Маша Виленская 17.07.2018 16:16 Заявить о нарушении
Мф. в эпиграфе - это цитата из евангелия от Матфея
дальше: нет, он не не хочет видеть, а не может, потому что любовь Божия всё превосходит
Господь, посетив человека благодатью, вначале даёт ему видеть, каков Он, Господь
потом, укрывая действие благодати, даёт видеть человеку, каков он, человек в нынешнем, падшем состоянии; конечно, Господь при этом укрепляет человека, просто так увидеть ужас повреждения человеческой природы невозможно, это страшно
дальше...
не игрушку получить хочет, а причастность Богу
в общем... думаю, что важен опыт, практический опыт
без личного Вашего опыта жизни в Боге все мои объяснения - как вилами по воде )
дальше...
слово "страсти" имеет двоякое значение - это страдания (Страсти по Матфею - о страданиях Христовых) и собственно страсти, т.е. пристрастия, почти непреодолимые влечения к грехам, тем или иным
Христос, воплотившись, принял наше падшее, страстное естество и в Себе его обновил, очистил, освятил... и избавил от страстей
и каждый, если хочет, может быть причастным Этому Новому Адаму, как ап.Павел пишет
хорошо, Вашу рецензию стихотворения "О Вере" посмотрю
благодарю за внимание )
Игумен Паисий Савосин 17.07.2018 19:36 Заявить о нарушении