Церковное движение обновленцев в России
Обновленцы выступали за модернизацию русской православной церкви.
Это подразумевало:
-введение института брака для епископов,
-разрешение повторного брака священникам,
-употребление русского языка во время службы,
-использование современного календаря,
-устранение патриаршества
На Поместном Соборе 1917—1918 годов сторонники обновления оказались в меньшинстве и перешли в оппозицию к РПЦ. На этом же соборе 4 декабря 1917 года выбран Патриарх Московский и всея России Тихон. Впервые после 1700 года в церкви была восстановлена патриаршья должность устранённая Петром Первым.
После октябрьского переворота большевики лишили Русскую Православную Церковь всех принадлежащих ей капиталов и земель.
19 января 1918 новый Патриарх предал революционеров анафеме и таким образом РПЦ определилась на чьей она стороне в начавшейся гражданской войне.
Обновленцы же считали, что идеи социальной справедливости и коллективного труда не противоречат христианской доктрине, они поддержали красных. Дед актера Михаила Боярского – Александр в молодости был исключен из семинарии за «вольнодумство». С 1915 года он служил священником в Колпино под Петроградом. Его называли «рабочим батюшкой». При нем в приходе были созданы: кооператив, огород, пасека и бесплатная столовая. Сторонник христианского социализма, Боярский говорил, что принимает в
большевизме все, кроме отношения к религии. Когда красного батюшку обвиняли в сотрудничестве c ВЧК он отвечал: «Александр Невский тоже в Орду ездил. Надо было ему – и ездил. И мы: надо нам – вот мы и бегаем!». Таких как Боярский было много.
В 1921 году, во время сбора средств для голодающих Поволжья, отец Александр Введенский заклеймил священников не желающих делиться накопленными богатствами с народом, снял с себя серебряный крест и передал его в фонд жертв голода.
14 мая 1922 года в «Известиях» от имени поддерживаемого большевиками обновленческого Высшего Церковного Управления (ВЦУ) появляется
«Воззвание верующим сынам Православной Церкви России», содержащее
требование суда над «виновниками церковной разрухи» и заявление о прекращении гражданской войны Церкви против советского государства.
"В течение последних лет, по воле Божией, без коей ничего не совершается в мире, в России существует рабоче-крестьянское правительство.
Оно взяло на себя задачу устранить в России жуткие последствия мировой войны, борьбу с голодом, эпидемиями и прочими нестроениями государственной жизни.
Церковь фактически осталась в стороне от этой великой борьбы за правду и благо человечества.
Верхи священноначалия держали сторону врагов народа. Это выразилось в том, что при каждом подходящем случае в церкви вспыхивали контрреволюционные выступления. Это было не раз. А теперь на наших глазах произошло такое тяжелое дело с обращением церковных ценностей в хлеб для голодных. Это должно было быть радостным подвигом любви погибающему брату, а превратилось в организационное
выступление против государственной власти…"
16 июня 1922 года митрополит Владимирский Сергий (Страгородский), Нижегородский архиепископ Евдоким (Мещерский) и Костромской архиепископ Серафим (Мещеряков) публично признали обновленческое ВЦУ единственной канонической церковной властью
Так с 1922 по 1926 год обновленческое движение было единственной официально признаваемой советскими властями православной церковной организацией. Более половины приходов страны находились в подчинении обновленцев.
Решением обновленческого Священного Синода 19 сентября 1934 года старая патриаршая Церковь называлась еретическим расколом, запрещалось причащаться в патриарших храмах и посещать службы сторонников Тихона.
Далее само обновленческое движение раскололось на множество враждовавших между собою групп, а в 1935 начались массовые аресты обновленцев и закат движения.
Обновленцы лишились поддержки государства и стали переходить в легализованный Московский патриархат, который к тому времени сменил враждебную по отношению к советской власти позицию на лояльную.
Обновленческий митрополит Ленинградский Николай Платонов в 1938 году заявил о разрыве с религией и стал штатным пропагандистом атеизма.
Окончательным ударом по обновленческому движению стала официальная поддержка Сталиным Патриаршей Церкви в сентябре 1943 года и еще до смерти Сталина обновленчество полностью исчезло.
Свидетельство о публикации №117051604922