Опыт строительства коммунизма у духоборов

По переписи населения 1888 года в России насчитывалось 180 000 духоборов.
Духоборы появились в 18 – ом веке, в Москве. За тем уходя от преследований, они переселились на юг, распространив своё учение на территориях  Запорожского и Донского войск. Именно на Украине  появилось  название движения  – «духоборы», его придумал их враг архиепископ Екатеринославский (Днепропетровский) за борьбу против Православной Церкви. Но самим духоборам, это название понравилось – они увидели в нём внутреннюю брань с собственными страстями,  не с помощью
церковных таинств как у православных, а силой собственного духа.
Духоборы  отрицали попов и все церковное – таинства, крест, ризы, иконы, мощи. Крестили  без погружения в воду обычной молитвой, причем крестить мог любой уже крещённый.  Женщина считалась равной мужчине, супружеский союз основывался на полной свободе. Брачный обряд сводился к обычному свадебному застолью.
Священство у духоборов отсутствовало, у них были  духовные вожди, совмещавшие духовную и светскую власть. Их наставления были выше Библии. Из этих наставлений духоборы  собрали в собственную священную - «Животную книгу» в виде песен. В песнях есть ответы на все основные вопросы духоборческой веры. Свои духовные песни, а их около четырёх сотен духоборы заучивали наизусть. По «Животной книге» с трех лет учили детей читать. В 6 лет дети запоминали уже до 60 псалмов. Многие взрослые знали всю книгу наизусть.
У духоборов существовала коммунистическая собственность на имущество, а слова «мое» и «твое» считались изобретением дьявола. В «Животной книге алчные: попы, князья, неправедные судьи, обозначены как дети Каина, а те кто «питаються трудом» как дети Авеля. На страшном суде детей Каина  будут судить все угнетенные, то есть все, кто «сеял, но… ссыпал в чужие житницы».
Обработка земли велась духоборами сообща, урожай делился поровну. Однако у самих духоборов постоянно происходили те же процессы расслоения на «каинов» и питающихся трудом, как и везде. Ядро общины верное духоборству в чистом виде всегда было гонимо, скиталось в начале по России, а потом по миру в поисках своего места.
Особенно много духоборов было в Тамбовской губернии, где ее руководителем стал Илларион Побирохин, крупный скупщик шерсти. Он объявил себя Христом, выбрал из  своих учеников 12 «апостолов», которые и составили совет по управлению всеми общинами духоборов. Так вместе с апостолами его арестовали и сослали  в Сибирь.
В 1801году  Александр Первый приказал переселить всех духоборов на речку Молочную в Мелитопольском уезде Таврической губернии, где уже жили колонисты из Пруссии, именуемые меннонитами.
В 1818 году Александр (1777 -1825)посетил одно из девяти духоборческих сёл названное  - «Терпение», пробыл там два дня, после чего  распорядился перестать преследовать духоборов и освободить их от воинской повинности.
Двадцать лет на Молочной духоборы жили прекрасно, но их лидер Савелий Капустин постепенно  превратился в маленького властолюбивого феодала. На Молочной между духоборами начались стычки вплоть до смертоубийства.
Глядя на это Николай Первый(1796 -1855)  издал  указ, велевший духоборам, принять православие или  переселиться в Грузию. И начал вновь призывать духоборов в армию. Зажиточная часть общины перешла в православие, с ней осталось около 1 000  человек. Около 5 000  снялись с насиженных мест и отправились в Грузию,  где им достались худшие каменистые земли - 8 месяцев в году на них лежал снег. К тому же на русских переселенцев постоянно нападали горцы, духоборам пришлось вооружаться, что бы выжить.
Дела пошли в гору, когда началась  русско – турецкая война в 1854-1855 годов. Духоборы делали большие и прочные фургоны для русской армии, обслуживали обоз, принимали разные подряды.
В 1879 году, после присоединения к России Карсской(Снежной) области ныне входящей в состав Турции, часть духоборов перебралась туда. В то время в Закавказье  их насчитывалось уже 13 000 человек.
Во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов духоборческая община  выставила под обозы   для армии 16 000 лошадей, и заработала полтора миллиона рублей - сумму по тем временам огромную. Богатство вновь привело к расколу. Верхушка общины называемая «Сион» после смерти бездетной главы общины Лукерьи начала борьбу за власть и общественные капиталы. Сторонники Лукерьи возглавляемые Петром Веригиным (1858 – 1924) составляли подавляющее большинство -  11 000 человек, но «сионисты» обратились за помощью к властям. Власти прислали казаков, разгромили лукерианцев, а Веригина сослали в Сибирь. Сионисты забрали себе весь общественный капитал  и переселились в Россию. То есть история в точности такая же как с собственностью СССР когда подавляющее большинство осталось при своих, а единицы – «синоисты» завладели всем общественным ресурсом и свалили на лучшие «земли».
В ответ веригинцы, отказались от несения воинской повинности стали уничтожать оружие. Солдат-отказников после порки определили на двухлетие в дисциплинарные батальоны. В духоборческих сёлах  власти расквартировывали казаков, живших за счет сельчан и насиловавших женщин. В глухие регионы Грузии  выслали 460 семей, которые вынуждены были батрачить у местного населения и влачить жалкое существование. Многих раскидали по тюрьмам, только в тюрьме Елисаветполя (Генджа, Азербайджан) содержалось более 120 духоборов.
Однако, гонения только сплотили духоборов у них появились «поделения» - когда все богатство всех делилось поровну. В это же время духоборы отказались от мяса и стали называть себя «постниками».
Из ссылки  Веригин, обратился с письмом к императрице, с просьбой о разрешении духоборам поселиться в каком ни будь углу России, гарантируя, что они исправно будут платить подати, но с условием освобождения их от воинской повинности. В противном случае,  просил разрешения  выехать в  Америку. В 1898 году духоборы получили разрешение  уехать. Поскольку постники - поделенцы не имели для выезда достаточно средств, Лев Толстой пожертвовал им 30 000  рублей из  гонорара за роман «Воскресение». В  Канаду выехал 7631 духобор.
Оставшиеся в Закавказье неоднократно спасали армян в период оккупации их территории турецкими войсками в 1918-1921 годов. Рискуя собой,  прятали армян, и оказывали им материальную помощь.
 В 1922 году  большевики отняли у  духоборов большинство земель, которые перешли в пользование местного населения - тех же армян, 4500 духоборов переселились в Сальские степи Ростовской области.
В конце 90-ых годов 20 – го века последние духоборы Кавказа переселились в  Брянскую и Тульскую область, в деревню Архангельское, где  было создано коллективное хозяйство  имени Льва Толстого.


Рецензии