Слабый не светится - Осирис, Серапис, Христос

Первоначально, мужчина претендовавший на лидерство должен был доказывать свое право на власть  в бою. Отсюда  мифы о поединках с чудовищами, рыцарские турниры и юношеские инициации.
Право на вечную жизнь тоже должно было подтверждаться  подвигом.
Несмотря на свою божественную природу, египетскому фараону приходилось сражаться со стражем Неба — в образе реального  быка за право царствовать на земле.
Современная испанская коррида не, что иное как  лишенный мистической подоплеки  древний ритуал, в котором небесное царство в прямом смысле слов  бралось силой и исход столкновения не был ясен.
Вот как в романе «Сын света» Кристиан Жак описывает диалог фараона отца Сети и фараона сына 14 – ти летнего  Рамзеса Первого  перед его боем с быком:
«Левым копытом бык яростно ударил в землю; цапли взметнулись прочь, стремительно покидая поле битвы.— Кто ты, трус или сын царя?Взгляд Сети пронзал душу насквозь.— Я хочу сражаться, но…— Настоящий мужчина бьется до последнего, царь идет еще дальше; если ты не способен на это, ты не сможешь править, и мы больше никогда не увидимся. Никакое испытание не должно тебя поколебать. Уходи, если хочешь; а нет — возьми его.Рамзес осмелился поднять глаза и выдержать взгляд отца.— Вы посылаете меня на смерть.— «Будь сильным быком вечной молодости, с твердым сердцем и острыми рогами, которого ни один враг не сможет одолеть», — сказал мне мой отец; ты, Рамзес, ты вышел из чрева твоей матери как настоящий бык, ты должен стать сияющим солнцем, излучающим свет на благо своему народу. Ты скрывался в моих руках как звезда; сейчас я разжимаю пальцы. Свети или исчезни.Бык взревел; разговор чужаков приводил его в бешенство. Все вокруг замерло; все живое, от суслика до птицы, предчувствовало неизбежность битвы».
Власти и бессмертия был достоинтолько тот, кто мог победить быка в открытом бою.
Со временем с быками перестали драться их стали просто приносить в жертву без борьбы. Без шансов на выживание и без риска и всякого героизма. Духовная инициация выродилась в банальную кровавую взятку богам.
Право на верховную власть и достижение солнечного бессмертия уже не нужно было отрабатывать, оно доставалось фараону автоматически.
Следующим шагом в развитии бычьей мифологии стало, то, что не только фараон но и всё начальство получают право на полухалявное бессмертие.Посредником в этом облегченном спасении - стал предшественник гроеко-египетсского бога Сераписа зеленокожий изобретатель пива Осирис, его работа не только наполнять соками растения, но вести души  по небесной, солярной тропе.
Что бы завевать популярность и оттеснить  других богов Осирис демократизировал бессмертие, существенно расширив  узкую в него тропу. Теперь поединок с быком - героическое, испытание заменено на испытания этические - совершение добрых поступков и правильных ритуалов. Идея героического характера бессмертия для горстки привилегированных, которые должны были добиться его в борьбе, превратилась в идею предоставления бессмертия всем привилегированным персонам при условии соблюдения некоторых правил.
Бессмертия, мог достичь любой, кто  пройдет специальный тест. Однако простой народ тогда еще не попадал в списки тестируемых. Вечная жизнь светила только начальникам, и то не всем, а только прошедшим "взвешивание".
Оно  происходило так: В обители мертвых был зал Правосудия, куда усопший являлся на суд, его сердце клали на чашу весов.  На другую чашу клали перо символ богини правды  Маат. Умерший должен был дать отчет о своей жизни. А его  сердце должно было быть не тяжелее правды. В противном случае, претендента предавали адским карам.
Вот, что должен был услышать Осирис от вновь прибывающего. «Я не делал худого людям. Я не был жесток с близкими. Я не подменял правду неправдою. Я не посещал злых людей. Я не заставлял других работать на меня сверх меры. Я не плёл интриги из тщеславия. Я не бранил тех, кто служил мне. Я не оскорблял богов. Богопротивных дел не совершил. Я не позволял хозяину бить  слуг. Я не убивал и убивать не велел. Я не уводил чужой скот. Я чист!».  Для тех, кто не мог так сказать,  жрецы придумали много различных магических уловок, которые  позволяли обмануть Осириса.  Естественно за вознаграждение они предлагали специальные  заклинания позволявшие заколдовать весы Осириса. Заклинания писали на папирусе, которые наклеивались мертвому на лоб или клались в гроб и гарантировали мертвецу стопроцентный рай.  Именно с тех фараоновских пор и ведется обычай класть православному покойнику в гроб листок с молитвой.
Раньше  фараону достаточно было победить быка, и он был навеки свободен. Теперь не нужно рисковать жизнью, но зато нужно выполнять требования Осириса, ведь он контролирует потустороннюю судьбу. Теперь вместо поединка демонстрируя свою  власть, фараон совершал ритуальную пахоту. Раскормленного жрецами быка- Аписа, впрягали в ярмо, и царь проводил плугом несколько борозд по полю, так он освящал  землю, чтобы на ней родился хороший урожай. Осирис был доволен.
Бык засветился и в иудаизме в качестве того самого золотого тельца,  вокруг которого плясали евреи в синайской пустыне. Не дождавшись Моисея с его  скрижалями, люди вспомнили египетскую религию. Они отлили из украшений золотого бычка: «И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!.. На другой день они встали рано и принесли всесожжения и привели жертвы мирные: и сел народ есть и пить, а после встал играть» (Исх. 32:1-2,4,6).
Разозлившись на этот не санкционированный и стихийный откат от «линии партии», Моисей  приказал  своим мюридам убивать всех подряд: «Так говорит Господь Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего. И сделали сыны Левиины по слову Моисея: и пало в тот день из народа около трех тысяч человек» (Исх. 32:27-28).
Практически он принёс в жертву Апису 3000 евреев и за одно по обычаю египетских жрецов убил - сжег самого золотого тельца – сияющего быка. 
По Плутарху, бык Апис был произведен на свет серпом молодого месяца, по этому культ Аписа был связан с лунными циклами.  В древнем Двуречье, в Средней Азии, в  древнеиндийской традициях бык, тоже, образ лунного божества. А в иранской мифологии месяц называется «имеющим семя быка».  Теперь когда вы увидите на мусульманских флагах и навершиях мечетей серп луны, вы можете вспомнить, что у древних это был  символ быка.
Символом самого Аписа был крест в виде буквы "т", называемый тау – крестом и напоминающий морду быка. Интересно, что по  церковному преданию, святой Антоний Великий носил на своих одеждах изображение такого креста,  то есть символ Аписа.
Почему быка  перед жертвоприношением кормили 25 лет? Потому что в египетском солнечном календаре фазы луны падали на одни и те же дни,  через каждые четверть века.  По смерти старого Аписа, по всей стране искали нового, точно так же как тибетские буддисты ищут новое воплощение далайламы по смерти старого.
Апис первоначально был только живым символом Осириса, который  именовался «быком преисподней». Потом продолжавшийся полторы тысячи лет культ Аписа с его 25 летним циклом и дорогой погребальной обрядовостью деградировал при греческой власти в Египте.  Ему на смену македоняне захвативше Египет привешли Сераписа, который объединил в себе жертвенную суть быка с традиционной для греческих богов внешностью человека. Материальное тело природы стало называться Аписом; душа, покидающая тело после смерти, была названа Сераписом.  Сер, сар, сараф  - сияние. То есть получается сияние того, что остается после смерти материального.  Оно вечно и самое главное к нему можно обращаться по любому поводу. До этого для каждой надобности был свой бог, а после Александра Македонского стал один на все случаи. Простота, универсальность, интернационализм и человекообразность были главными конкурентными преимуществом Сераписа над  другими богами.
Он победил Осириса, но проиграл еще боле сиятельному (от слова сиять) Христу.


Рецензии