1. книга русская резьба. резная ручная прялка,
Примечание. Это заключительная глава из ранее выложенной книги _КНИГА_РУССКАЯ РЕЗЬБА, на моей странице….
+1_Проект_Общий вид сборной прялки.
НЕКОТОРЫЕ ПОНЯТИЯ,
Что то я Уже написал об устройстве и назначении прялок раньше, но кратко повторю…
В названии статьи я выделил не случайно слово Ручная прялка! Это для того, что бы, если вы захочете найти Оригинальную прялку как правило с Геометрической резьбой в Интернет и сделанную от 12 – 14 века, то нужно в поисковике типа Яндекс набирать _Лопасть Ручной прялки, а не Резная доска. Не учитывая этого я ничего не находил: рисунка или фотографий, когда набирал не Прялка, а Резная доска. Доски хуже сохранились в музеях, и их, досок относительно Небольшие размеры не давали сделать и мне Изысканную резьбу или Интересную. Я имею в виду именно Геометрическую резьбу.
Начинающие – режут Малого размера, например доски, шириной до 20 см, и такой же примерно длины но все таки для Выигрышной работе лучше перейти на заготовки шириной от 30 см! В общем то – это логично, так как сейчас популярны наборы из Двух – Трех небольших досок, что помещают между дном кухонного шкафа и, например, мойки или плиты. Но у таких поделок Беден набор элементов из – за Малого размера собственно досок. А искать Прялки нужно в Краеведческих музеях, они представлены в городских музеях Центра и Северных областей России: известны по подтипам, и местности их наибольшего распространения – Каргопольские прялки известны, есть прялки и в музее Кижей, в Загорском музее есть – тем более, что во все времена там были Промыслы резчиков, как в советское время так и веками раньше, например мастерские в деревне Хотьково, деревня это около Загорска, сейчас Сергиева Посада были артели резчиков, и соответственно в Загорском музее представлена расписная доска или прялки, раз там были иконописные мастерские и артели, что делали лаковую миниатюру.
РЕЗНАЯ И РАСПИСНАЯ ПРЯЛКИ.
Вот некоторые краткие сведения. Типов прялок собственно два по отделке – расписные и резные. Но есть комбинация, и в некоторых местностях резьба – геометрическая - раскрашивалась. Об этом я сообщу несколько позже…
В Загорском музее Вы сможете увидеть лопасти прялок или цельные прялки, что покрыты росписью и довольно типовой: кони с загнутыми круто шеями, с барышнями, и парнями в колясках. Расписные, но повторю – НЕ РЕЗНЫЕ ДОСКИ. Набор красок в этом случае не богат, и чем то схож с расписными деревянными ложками, с отличием, что рисунок идет по дереву, а не по фольге. Дерево - осина, например под слоем лака “ светится” и к этому набору – прялке, сделанной мной это так же относится. При некотором освещении тон резьбы через лак Светится.
И, Второй тип расписной доски – с простым довольно узором в виде 6 – 10 небольшого размера розеток и полос орнаментальных, что и раскрашены по полосам или отдельные розетки примерно 5 красками, масляными, если это деревенская прялка. Цвет красок таков обычно: коричневая, синяя, зеленая, черная. Мне не очень нравится такой тип отделки, так как резьба занимает не так много – примерно половину поверхности на прялке и залитая резьбой краской, масляной при том - резьба теряет детали!
Моя прялка – по типу – Каргопольская, то есть все таки довольно запутанная, или если хотите резьба, сделанная со знанием приемов, известным Старым мастерам, так примерно резали с 12 века! Да, именно такие старые прялки имели ну, вот такую резьбу, так как все таки я резал резьбу ориентируясь на поделки, что нашел, как рисунки из Интернет. Старых прялок с резьбой не так уж и много там! И не всегда фотография достаточно четкая и достаточного размера, что б проследить элементы резьбы. Но восстановить рисунок старого резчика не менее интересно, чем вырезать красивую доску.
P/s/ Реконструкция лопасти прялки уже представлена в книге – РУССКАЯ РЕЗЬБА. Для интересующихся отсылаю к страничкам примерно с 40.
……………………………………………………………………………………………………………
Ну, и кратко расскажу об устройстве и назначении прялок и повторю то, что мне известно о Типах Ручных прялок. Таких как эта, а не механических, что имели привод типа велосипедного колеса, и по сути это была Механическая прялка, хоть и сделанная в основном при помощи токарного станка по дереву. Ну эти прялки Стандартны, что имели одинаковый Мотальный узел и стойки и колесо выточенное из как правило из березы, они Стандартны и как правило отличаются лишь количеством Проточек на Стойках. А вот ручные прялки типа этой имеют много вариантов устройства и типов. Более подробно. Из Чего их, прялки, делают?
ТИПЫ РУЧНЫХ ПРЯЛОК,
Собственно их по конструктивным особенностям два – Копылуха и разборные прялки, как эта на рисунке, хотя сборочный узел тут не стандартен, и не свойственнен типовой прялке. Подробно.
ПРЯЛКИ КОПЫЛУХИ ИЛИ КОРНЕВЫЕ.
Копыл, это и есть Пенек, и корни, что остаются от спиленного дерева. Немного о том - КАК СПИЛИТЬ ДЕРЕВО? Подскажу – что в 10 –12 веке бензопил “ Дружба не было!!” пилилось двумя пильщиками дерево, двуручной пилой, естественно – горизонтально взяв пилу! КАК ПОНИМАЕТЕ СТАВ НА ПОЛЕНИ ДЕРЕВО НЕ СПИЛИТЬ, А ГДЕ ТО НА УРОВНЕ ПОЯСА! Так что пенек оставался до метра высоты – такие и неразборные прялки были. Оставляли один наиболее широкий и горизонтальный корень и его срубали топором до толщины не толстой доски. А дальше – лишнее со ствола до доски срубалось топорм. Леса тогда были государственные или помещичьи и ноской разжиться было трудно крестьянину. Вот и использовал пеньки. Кстати копылух прялок не меньше в музеях, чем разборных например…На мой взгляд, сидеть на основании шириной не более 10 см часами очень неудобно! И..
РАЗБОРНЫЕ ПРЯЛКИ.
Очень редко их делали Складными на металлической петле типа, что сейчас применяют для дверок шкафа. Но петли и навески заводской сборки появились массово наверно к 20 веку – по тому я видел фотоографии складных прялок лишь пару раз, не чаще. Хотя бы по тому, что в этом случае терялась Жесткость сборки, Повторю, что пряли женщины всю осень, зиму и весну, до полевых работ! А чо пряли ? ЛЕН в России, и шерсть!!
А ХОТИТЕ ИЗ МОЕЙ ПРАКТИКИ!
АХ, ТЫ ЛЕН!
Ах, ты лен! Страны Удмуртской!
Ах вы горки, и поля,
что удмурты засадили
этим льном, почем за зря!
Уж сажали, уж рыхлили
Ух – пололи сорняки, но
Тут тучи налетели –
Аккурат, вперед зимы!
А зима у тех удмуртов,
Что во Глазове живут,
Аль в Камбарке, али – Кезе
Что по К- узьмой Е- горычем З- ахаровым зовут,
Прозывают в его честь,
Что бы помнили удмурты,
Кто там, что? Таких – не счесть!
Что построили заводы
Для себя! И, в нашу честь!
И заводы, и крутильни,
Что б канаты накрутить,
Ну и, хватит мне мусолить,
разговоры говорить!
Ведь СТО лет тому как было,
Чо – былое ворошить?!
Вот в году, во Прошлом веке,
Когда был Генсек Брежнев
Нас послали из Ижевску
Что помочь, что чем готов!
Ну и что! Так от станка, да к удмуртам
Да весною я б поехал на ура!
Вот! Приехали, мы значит
Анженеры, токаря,
И на утро нам в конторе
Между прочим говорят:
- во ! Робяты! Натя спички!
- Аж – по Десять корбков, и
- Идите и Сожгите поле у
Больших, заметь, Холмов.
БОЛЬШИЕ ХОЛМЫ.
Не ищите вы на карте
Той Удмуртии, страны
Вы деревни, полустанка ль
Под названием “ Холмы!”
Просто - это там Предгорье,
Недалеко, всего день
И всего то на биплане самолете
До Уральских, значит, гор лететь!
Вот такой вот разговор, и
Полдня там Косогором, дуром
Лезем, значит, в косогор.
Косогоры я запомнил,
Что и снятся до сих пор….
На полях, точней на поле,
Где, куда мы добрели,
Так – в развалочку, к обеду
Трактора –ДТ – два, три!
И стоят и, в ус не дуют
А все знай себе колдуют трактористы
И оря, ругают лен – почем зазря.
Не высок он – до колена!
Или выше до пупа!
Но он цепкий это лен,
И крепок! Не зря на джинсы
Лен тот шел с данишних пор!
Ну: Чих! Пых! И, трахтур глохнет!
Тут мы с спичками пришли, и
Спалили б это поле!
За неделю, две иль три?
Али может – за четыре, но
Чумазый тракторист –
Нацедил ведро солярки,
В руки дали нам по палке,
Проволоки так с метр!
И, без старту, без отмашки,
Мы помчались – как к милашке!
Мы полили той соляркой ветоши большой кусок,
И помчались – что есть мочи!
ПОЛЕ СЛАВНО ЗАНЯЛОСЬ….
Говорят! Что в сельсовете,
Толь - Кулиги, толь – вдали
Поле мы на СЕМЬ ТЫЩЬ СПАЛИЛИ!
Вспомни прежние рубли!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Рупь – четыре – то бутылка!
А 120 – ты богач!
Вот! Такое было время!
Хочншь – смейся!
А, хошь – плачь!
Я ж продолжу – во своясь!
P/s: Глазов, Камбарка, КЕЗ – населенные пункты совресенной Удмуртской республики. Столица – Ижевск! А поле спаленное, со льном ПОСЛЕ СНЕГА – правда. Моя работа….точнее – наша! Что уйдет под снег – не даст Пахать в мае!
……………………………………….
И, так пряли лен, для грубой одежды и мешковины, и шерсть так же на таких прялках.
И так продолжалось примерно до 1930 годов и Индустриализация Первых пятилеток дала достаточно пряжи – последние такие станки давали несколько метров ткани в час, не считая более современных, а не тех, у которых ходила, напевая песни Любовь Орлова в фильме _Светлый путь. В общем ручная прялка делалась для дома, и не так уж их много делал резчик на продажу! Повторю, что хозяин делал прялки по мере того, как девочки подрастали, и с прялками ходили на посиделки в какой то дом всей улицей, или проулком. Что то типа женского клуба имели. А от сюда простота и главное Легкость прялки если идти вечером с ней по сугробам в дальний конец села. Но дома прялки применяли и в 60 годы для получения нити из козьего – овечьего пуха для варежек и носков ручной вязки из шерсти. Все это прялось на таких прялках, и еще нужно: веретено и груз, что в виде будлика или сушки, но у нас они были из камня с отверстием диаметром примерно 1 см, диаметром примерно в 3 см, и толщиной в сантиметр, что надевался на нижний Конический конец веретена. Для веса и увеличения Крутящего момента. Но пока расскажу об размерах прялок.
РАЗМЕР РАЗБОРНОЙ ПРЯЛКИ.
ТУТ ЕЕ ВЫСОТА _ СКОРЕЕ ДЛЯ ДЕВОЧКИ ПОДРОСТКА. Сошлюсь на картины “ ПРЯХА”, а их писали как Русские, так и западные живописцы. На донце прялки сидит пряха и тянет Левой рукой пряжу тонкой нитью из мотка пряжи, что называется Кудель. Это или прочесанная от семян и катышков шерсть овцы или козы, или это могла быть кудель из льна, но в этом случае нужно приспособление для отделения костры - жимка или жамка, в которой от нитей льна отделялась костра, то есть что то вроде соломки. Лен - это так же и пакля, что кладут в пазы сруба или по старинке наматывают на водопроводные трубы при их свинчивании. И так рука пряхи тянет пряжу из мотка на лопасти примерно под углом примерно в 45 градусов, соответственно и Ручка у прялки должна иметь Достаточную длину и конический узел или клин на конце рукоятки. Клином так же закреплялась лопасть по высоте в донце! Это довольно просто, когда основание делается из примерно 10 сантиметровой доски. Так как гнездо на основании или донце делалось от 10 сантиметров высоты, иначе в тонкой доске лопасть бы качалась в гнезде основания или донца. Клин для закрепления лопасти в донце вы видите и на моей прялке. Ну будете делать лопасть сами определите на практике, по удобству вытягивания нити из кудели длину рукоятки лопасти. У меня просто не хватило 10 - 15 сантиметров на заготовке. Кстати копылухи – читай выше имеют часто примерно такую высоту как у этой прялки…
И, чем Шире прялка и донце – тем Интересней резьба! Так что подойдите к Ширине заготовки основания серьезней, и КАК ПРАВИЛО ТО ЧТО Я ПРЕДСТАВЛЯЛ РАНЬШЕ, КАК РЕЗНАЯ ДОСКА, ЭТО _ ЛОПАСТЬ ПРЯЛКИ, НО - БЕЗ ДЛИННОЙ РУЧКИ.
НЕКОТРЫЕ РАССУЖДЕНИЯ ОБ ОБВОДАХ ЭТОЙ ПРЯЛКИ,
Ну доски мои часто имели более глудокие и разнообразные вырезы, тут же очень ПРОСТАЯ ФОРМА ЛОПАСТИ И ДОНЦА! А обводы – плавные! Все дело в МАТЕРИАЛЕ! ЭТО ВЕТЛА. Кажется я и не встречал, что б для досок применяли ветлу!
ЧТО ЗА ДЕРЕВО ВЕТЛА
Не видели!?? А их сортов много. Прежде всего ветла настоящая имеет таких родственников, как ива, и те ветлы, что мы рвем как вербы по весне! Короче - ветла настоящая это мощное дерево и часто в ДВА обхвата, так что доску можно получить до 40 и больше сантиметров ширины, но Плотное дерево! Примерно – как береза и по плотности и по весу, но Белого цвета, тогда как - береза желтоватого оттенка. Типа репы я бы сказал! Есть у ветлы перед березой Существенное пареимуществ0 –ОТСУТСТВИЕ СУЧКОВ, на березе они иду чуть ли не через 10 сантиметров. Так что – береза это дерево для ручного зеркала скорее, да и повторю – тяжелая береза. И ветла – не легче! А режется – как береза, несколько трудно из за Вязкости , но резьба – Очень чистая будет…
ИЗ ЗА ТВЕРДОСТИ И ДОВОЛЬНО ПРОСТАЯ ОКРУГЛАЯ ПЛАВНАЯ ФОРМА И ОСНОВАНИЯ, ДОНЦА И ЛОПАСТИ!!!!!! На осине – ольхе я бы накрутил, накуролесил, в смысле с Обводами прялки! Ну и под Форму подбирается резьба, или фрагменты!
СОБСТВЕННО РЕЗЬБА И ДЕТАЛИ.
Этот тип резьбы, точно свойственен Карго польским прялкам. Хоть я живу в Рязанской области, но рисунка придерживаюсь такого! Это подробно – по Типам и Местности прялки отличаются Вариантами и Композицией! В некоторых прялках, например, режется много Небольших розеток, диаметром до 5 см, а в некоторых местностях отдается предпочтение Орнаментальным полосам. сам прочти в Интернет! Есть там, и фотографии Подтипов прялок. В чем отличие этой резьбы! Это обычная Геометрическая резьба, при чем – и тут и на тех образцах что я учился резать – ЭТО СТАНДАРТНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ РЕЗЬБЫ, то есть Классика! Тогда ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ РЕЗЬБЫ ПО ТИПУ МЕСТНОСТИ. Каждой местности свой тип прялки, то есть резьбы.
Это, КАК ГОВОРЫ! То есть язык – Русский, а есть ВолОгодский говор! Так и с геометрической резьбой. Как орнамент на одежде – так и определенное построение рисунка на поверхности доски или прялки, как тут! Я пока не касаюсь геометрической резьбы, что после резьбы красится 3 – 5 красками по полосам или фрагментам, например, когда розетки раскрашивают отдельными краскам. Но - ПОСОВЕТУЮ ФЛАМАСТЕР, будет довольно изящно! Можно Довольно Реалистично поставить на Лучах розеток Пятнышки и черточки, как на Настоящих цветах!!
………………………………………………………………………………………………………….
…и, займемся Подбором Элементов и Попытаемся понять принципы, что применял древний резчик, еще так с тысячу лет тому как. Для этого мне нужно отыскать две – три фотографии досок, что получены в результате раскопок и датированы довольно точно 12 – 14 веками. В датировке не станем сомневаться, так как ПО ОРНАМЕНТУ, типовому набору элементов и Возможно по Химическому составу тех именно лопастей прялок и определен их возраст.
Дальше я намерен или фотографию представить или пере фотографирую эти доски из Черновика книги – РУССКАЯ РЕЗЬБА. Некоторые страницы я уже представлял в папке –КНИГА _РУССКАЯ РЕЗЬББА на моей страничке..
Корнев. Смелостев. Некрылович.
Свидетельство о публикации №117051306410