Автор святой воды и ратоборный конь православия

Сын учителя, внук  лишенцев. будущий Святитель Василий Великий родился в 330 году в Кесарии Каппадокийской, самом большом городе региона, ныне турецкий Кайсэри, в семье богатых землевладельцев христиан. В этот год Император Восточной Римской Империи Константин Великий заложил город Византий – будущий Константинополь,  нынешний Стамбул.  Василий Великий родился одновременно с Константинополем. Это было время, когда на обломках римской, рождалась новая империя.
Так получилось , что   жизнь и богословие  Василия стало основой для идеологии  Византии, в состав которой  входили: Балканский полуостров, Сирия, Палестина, Египет, Греция, Армения, Албания, Крым и даже отдельные районы Аравии. Входила в нее и Малая Азия в центре которой, уже как минимум  тысячу лет  существовал основанный предками  черкесов – хеттами нынешний Кайсэри, где смешивалась кровь  фригийцев,  персов, армян и основного после прихода сюда Александра Македонского этноса греков, греков родивших Василия Великого.
Для православия он стал все равно, что Владимир Ленин для русской революции, такой же цепкий ум, сила убеждения, ясность задач и целей, но без всех этих кровожадных «…надобно бить по головкам», несмотря на то, что родственники Василия  пострадали от «кровавого режима». Один дед  убит за веру, другой скрывался от язычников в лесах.
Василия обучали грамоте и вере бабка Макрина и его отец тоже Василий директор местной школы.  Мальчик был сильно привязан сердцем к своей матери Эмилии возможно потому, что рос очень болезненным  и зависел от её заботы. Мама была единственным настоящим другом Василия, когда в 369 году Эмилия умерла, он написал:   «Единственное утешение, какое имел я в жизни - матерь мою отнято у меня... не могу перенести терпеливо разлуку с такою душою, какой в оставшихся, не вижу равных по достоинству…».
В детстве будущий Святитель мало участвовал в играх с другими детьми и часто становился объектом насмешек. Телесную слабость Василий как и многие «ботаники»  компенсировал наблюдательностью и разумностью. Это выделяло его среди восьмерых братьев и сестер.
В борьбе с болезненностью мальчик выработал силу духа. Рассудительность в купе с  постоянной балансировкой на грани жизни и смерти, и глубокой религиозностью семьи определило судьбу юноши. Он стал подвижником веры. Святителем.
Любовь  и привязанность к матери взрослый Василий перенес на свою церковь. И эта любовь была столь сильна, что по сути он совершил духовную революцию защищая и развивая принятую от своей семьи никейскую линию  христианства.
Василий Великий был красноречивым оратором и острым полемистом. Оцените метафору: «Письмо вашего благоговения, явившееся ко мне во время скорби, было для меня тем же, чем нередко бывает вода, влитая в уста ратоборному коню, который в знойный полдень посреди ристалища сильным дыханием втягивает в себя пыль». Из письма к халкидянам 375 год.
Именно Василий Великий создал чин освящения воды. Когда вы видите, как современный православный священник произносит молитву об освещении воды и опускает в воду крест, вы видите обряд, разработанный нашим героем. Он же написал и утвердил основные канонические правила православия.
Фигура этого человека возвышается над  древней Каппадокией так же  впечатляюще как седой от снега вулкан Эрджияз\Аргей (почти 4 км в высоту) самый высокий вулкан в центральной Турции. И точно так же как Эрджияз почти 30 миллионов лет назад создал удивительный ландшафт Каппадокии.
Святитель Василий создал духовный ландшафт  современного монашества. Не будь его, не известно в каком виде дошло бы до нас  христианство, которое исповедует ныне большинство греков, сербов, болгар, румын, украинцев, белорусов и россиян.  Даже праздник посвященный Святому Василию идет сразу за Рождеством. Старый новый год, который мы все еще  отмечаем 14 января, это как раз день памяти Святого Василия, о чем поется в самой популярной рождественской украинской колядке:  «А другий же празник Святого Васыля». Зайдите в любую православную церковь подойдите к алтарю и попросите показать вам икону  Василия Великого. 
А все началось с путешествия.Молодой Василий окончил в Афинах тогдашний эллинский Вуз, получив «диплом» адвоката. Поскольку папа был директором школы, юноша показал блестящие способности по всем предметам,а особенно по философии, этике, грамматике, геометрии, арифметике и медицине.
Афины давали все условия, необходимые для адвокатской карьеры: развитое право и общественная жизнь, процветание ораторского искусства, принцип состязательности в гражданском и уголовном процессе. Перед молодым человеком,  были прекрасные карьерные перспективы, например его однокурсник Юлиан прозванный в дальнейшем «Отступник»  стал императором.  Но сам Василий не был создан для  светской  жизни не находя в ней своего места не смотря на связи  и перспективы, он пишет о том периоде своей жизни: «…всю почти юность свою потерял  я в  суетном труде…».  То есть все полученные знания и возможности молодой интеллектуал,  не ценил и тяготился столичной суетой. 
В то время между христианами не было единства. Представьте себе, что только в одной книге никонианин Епифаний Кипрский (367-403) описывает 100 ересей, то есть 100 христианских, но не соответствующих никейской трактовок религии. 
Сегодня эти разногласия выглядят наивно потому, что касаются  запутанных  тонкостей теософии. Тогда же бесконечные теософские споры между христианскими толками перерастали в смуты. В 353 году император Константин Второй желая как то объединить «море»   толкований,  ввел единый символ христианской веры основываясь на самом популярном тогда течении - арианстве. Но эффект  оказался обратным вместо умиротворения - началась долгая гражданская война. «Каждый день приносит свое помрачение…. Здравомыслящие в народе бегут от молитвенных домов по пустыням…» – писал Василий. Вчерашние братья во Христе становились врагами из за разных толкований веры, а ещё более из за личных  амбиций.  Многочисленные  секты яростно бились друг с другом за право стать становым хребтом будущей государственной религии Византии.
Душа молодого адвоката болела от  затянувшейся общественной  перестройки, где язычники гнали христиан, христиане гнали друг друга.  Духовная смута в империи стала причиной поворотного в жизни Василия паломничества  в египетскую пустыню. Он поехал за тем, что бы  зачерпнуть истину от первоисточников – египетских аскетов пустынников. Произошло, это приблизительно в 357 году, когда Василию было 27 лет.
Пустынники произвели на него сильнейшее впечатление. Именно в  Египте, он принимает твердое решение посвятить себя монашеству: « … не иметь у себя ни города, ни дома, ни собственности, ни товарищества, быть нестяжательным, не беспокоящимся о средствах жизни, беззаботным избегающим всякого сношения с людьми, не знающим человеческих правил, готовым принимать сердцем впечатления от Божественного….».
Василий  был умным искренними и бесстрашным, но при этом тонким человеком. Самое главные его качества, это пламенная вера и хорошие организаторские способности.
В Египте его жизненная миссия  определяется как: борьба за истину,  полученную от отцов  церкви, превращение христианства из полунеформального, стихийного движения в организацию с четкими едиными правилами и крепкой властью.
Василий привез в Кападокию от египетских аскетов четкое понимание того «Кто виноват и что делать».  Он начал трудную жизнь подвижника,борющегося  с собственной греховной природой «ибо хоть и оставил я городскую жизнь как повод к тысячам зол, однако же ни как не мог оставить самого себя».
Большая часть сохранившихся писем Василия Великого это полемика с противниками.
В то время каждый харизматический христианский  лидер по своему толковал  учение, а политика была туго переплетена с религией.  Опираясь на постановления Никейского собора и его догмат о святой троице Василий,  вел бескомпромиссную борьбу с теми кого считал  еретиками. Его недоброжелатели отвечали  «черным пиаром». Так в одном из писем Василий сокрушается: «..какая была нужда прибегать к сонным грезам, подкупать толкователей снов и среди общественных угощений делать меня предметом рассказа упившихся?». Если противники Василия опирались на толкователей снов, то Василий черпал силу в аскетизме египетских старцев.
И тут я хочу сделать довольно длинное отступление , чтобы за тем вновь вернуться к нашему герою.


Рецензии