Шопениана
жанр удивительный постиг,
в котором - образно глубокий -
мечтателя Шопена лик.
Новатор в стенах Мариинки,
сменивший мэтра Петипа,
стал создавать его "картинки",
в которых возрождались "па"
непревзойденной эйфории,
что навевал Тальони* миф,
прославивший балета имя
из дней романтики былых.
Вот полонез - народу честь.
В ноктюрне ж - мрачный Фредерик
в отчаянье мечется, но вскрик...
И музы уж навстречу... здесь!
Все позы плавным балансе
Переливалися друг в друга,
И опускалися в плие -
Мазурки - неземного круга.
Вслед тарантелла довершала
стихию младости...Пусть жгла
Везувия пустая мгла -
Сей танец диктовал начала!
Четыре вечных сценки... мало?..
О, нет, еще не кончен бал -
Как драгоценный мадригал,
Вальс осеняет из астрала!
Двойник воздушный отразил
души крылатое движение -
собою существо явил
божественного упоенья.
Сильфиды светлые несли
дух несгораемой надежды:
Нижинского благие сны...
И Павловой святые вежды.
май, 2017
____________________________
«Шопениана» (или «Сильфиды») — одноактный балет на музыку из фортепианных произведений композитора Фредерика Шопена, созданный хореографом Михаилом Фокиным в Мариинском театре в 1907—1908 гг. Танцевальная сюита оркестрована русским композитором, профессором Петербургской консерватории А.К.Глазуновым. Спустя несколько лет этот балет вошел в репертуар «Русских сезонов» в Париже под названием «Сильфиды», и с тех пор новое имя прочно закрепилось в зарубежном балетном искусстве.
Совершенно очевидно прослеживается связь «Шопенианы» с балетом «Сильфида» в хореографии Филиппо Тальони (1777, Милан — 1871, Комо, Италия), созданном в 1832 году в Париже. Мария Тальони (1804, Стокгольм — 1884, Марсель) — прославленная балерина XIX века, представительница итальянской балетной династии Тальони в третьем поколении, одна из центральных фигур балета эпохи романтизма, танцевавшая в "Сильфиде".
Фото(из интернта): Вацлав Нижинский и Анна Павлова в балете "Шопениана".
Свидетельство о публикации №117051305117