Всё есть...

 

Пугающая одновременность
Разных чувств и эмоций – амбивалентность.
Разрывает.
В блеске твоём купаясь,
Чувствую, что рассыпаюсь.

Не вникал особо
(Волнует лишь Твоя особа)
В премудрости буддизма – дхармы.
Быть может дело в карме?

Всё есть дуккха -
Страдания,
Метания
Духа.

Анитья, тришны, карма…
Выходит, и жизнь – не жизнь, а вялая драма?
Сплошная грусть-печаль…
Ничего не нужно, ничего не жаль.

Сансара также под вопросом.
Сомнительны души полёты-
Из тела в тело перелёты.
Как доказать? Кому чинить допросы?

И впереди, говорят, не гора, а яма.
Гниенье, распад, если прямо
Сказать, не лукавя.
И как бы не был ты славен
Не будет ни ада, ни рая.

Движет людьми не только кама,
Есть чувства схожие с трепетом в храмах.
Восторг, пиетет
В дыме сирых сигарет.

Совершенства взмах.
Нирвана есть! В твоих глазах.

Ciao 11-12/5/17

1) Амбивалентность — двойственность (расщепление) отношения к чему-либо, в особенности — двойственность переживания, выражающаяся в том, что один и тот же объект вызывает у человека одновременно два противоположных чувства.

2) Буддизм— религиозно-философское учение о духовном пробуждении (бодхи), возникшее в середине 1-го тысячелетия до н. э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни. Сами последователи этого учения называли его «Дхарма» (Закон, Учение) или «Буддхадхарма» (Учение Будды). Термин «буддизм» был создан европейцами в XIX веке.

3) Дуккха, духкха (букв. «болезненность, неприятность») — термин, обычно передаваемый с языков пали и санскрита как «страдание». Играет центральную роль в буддизме, где Четыре Благородные Истины о страдании преподаются как ключ для достижения конечной цели — нирваны, освобождения от страданий.

4) Анитья («бренность, непостоянство») — одна из основополагающих доктрин буддизма, наряду с дукхой и анатманом составляющая Три признака существования. В соответствии с ней, всё в мире находится в постоянном движении и ничто не является неизменным, включая богов, звёзды, планеты и т.д. Анитья проявляется в человеческой жизни в виде процесса роста и старения, в виде череды перерождений, в виде страданий и т.п. Ввиду того, что все феномены мира непостоянны, привязанность к ним тщетна и ведёт к страданиям. Единственным завершением анитьи является нирвана — единственная реальность, не претерпевающая изменений, угасания или смерти.

5) Тришна — понятие индийской философии, обозначающее тягу к жизни как фундаментальное свойство психики всех живых существ. Термин «тришна» используется в индуизме, буддизме и джайнизме для обозначения жажды существования, обусловливающей сансарическое бытие. Тришна тесно связана со страстью (кама). Обычно употребление слова «тришна» несёт в себе негативные коннотации, поскольку им обозначают качество, которое, в соответствии с традиционным индийским мировоззрение, следует преодолеть.

6) Карма, камма — одно из центральных понятий в индийских религиях и философии, вселенский причинно-следственный закон, согласно которому праведные или греховные действия человека определяют его судьбу, испытываемые им страдания или наслаждения. Карма лежит в основе причинно-следственного ряда, называемого сансарой, и используется в основном для понимания связей, выходящих за пределы одного существования. В различных индийских религиях даются слегка отличающиеся друг от друга философские толкования понятия кармы.

7) Сансара или самсара («блуждание, странствование») — круговорот рождения и смерти в мирах, ограниченных кармой, одно из основных понятий в индийской философии: душа, тонущая в «океане сансары», стремится к освобождению (мокше) и избавлению от результатов своих прошлых действий (кармы), которые являются частью «сети сансары».
Сансара — одно из центральных понятий в индийских религиях — индуизме, буддизме, джайнизме и сикхизме. Каждая из этих религиозных традиций даёт свои интерпретации понятия сансары. В большинстве традиций и философских школ, сансара рассматривается как неблагоприятное положение, из которого необходимо выйти.

8) – строчка из стихотворения «Михаилу Барышникову» Бродского И.А.

9) Кама— санскритский термин, обозначающий чувственное удовлетворение, сексуальные наслаждения, вожделение, страсть.

10) Пиетет - книжн. глубокое уважение, почтительное отношение к кому-либо, чему-либо/ благоговение.

11) Сирый - перен. книжн. беспомощный, убогий, несчастный, одинокий

12) Нирвана – здесь в более западном понимании – высшая цель, смысл всего, блаженство, ощущение счастья и безмятежной радости.


Рецензии
Александр, сейчас еще немного и крыша у меня точно поедет от научности понятий!-)) Ты, наверное, когда-то был на востоке и влюбился в ее религию и философию?
Я, например, однажды узнала, что статуи Будды, оказывается, разные. От того, как сложены руки, зависит значение. Для меня это было открытием. Также как и отношение к смерти - как к чему-то светлому и радостному. Да, нам далеко до них...
Что-то я отвлеклась.
Лирический герой снова находится в поисках ответа. Но вот если он владеет всеми понятиями, от чего он до сих пор в тупике?
С любознательностью,

Маргарита Астанина   08.02.2024 22:18     Заявить о нарушении
Здравствуй:)) я поспал. Можно ещё поздороваться:)) не. Герой любит только героинь:) что ему до всех этих пустых слов?) а тупика нет.

Александр Черемисинов   08.02.2024 23:16   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.