Страх
Многие страхи прошлых времён уходят, появляются новые. Не смотря на огромные достижения цивилизации, невежд и беззащитных не убавляется. Боятся все, и у каждого своё. Психических расстройств на почве страха только прибавляется.
Слово страх имеет два основных значения:
- очень сильный испуг, сильная боязнь (то есть, чувство, эмоция);
- события, предметы и др., вызывающее чувство боязни, ужаса, (т. е. реальная или воображаемая опасность).
В основе эмоции страха инстинкт самосохранения, или, точнее, инстинктивная потребность самосохранения. Проявление страха это аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании (и подсознании) угрозы для жизни и благополучия человека. Т. е. эмоция страха возникает при несоответствии состояния среды потребностям самосохранения.
Эмоция страха одна из базовых, и является врождённым эмоциональным процессом со своим генетически заданным физиологическим компонентом, т. е. определёнными мимическими проявлениями и переживаниями. Эмоция страха сопровождается физиологическими изменениями в организме, которые наблюдаются в частоте пульса и дыхания, артериальном давлении, выделении желудочного сока, перистальтике и др.
Эмоции, в том числе и страх, явления психические. Психика это высшая нервная деятельность, вырабатывающая одновременно осознанно и подсознательно комплекс мер, обеспечивающих взаимодействие организма с внешней средой, эмоции одни из них. Эмоции это реакция организма на оценку среды с позиции его текущих потребностей. Оценка среды это тоже психический процесс, начинается с органов чувств и кончается в голове. По результатам оценки срабатывают безусловные и условные рефлексы, а эмоции это их проявление. А с некоторым запозданием по результатам размышлений и воображения, если они имели место, запускаются эмоции-переживания второго порядка.
В том и другом случае оценка, в том числе и опасности, может быть реальной или ошибочной и в целом неоднозначной.
В результате имеем букет противоречивых эмоций. Эмоции самопроизвольны, сознанию остаётся лишь осознать их и разобраться в степени реальности причин страхов, выбрать подходящее поведение. Но сознание не всегда с этим успешно справляется по недоразвитости, невнимательности, а также по непостоянству состояния трезвости и твёрдости памяти и др., когда собственные эмоции плохо осознаются. В случае же смертельной опасности, сознание вообще отключается, и остаются лишь врождённые и условно-рефлекторные схемы поведения.
Очень сильный страх побуждает к бегству, другие больше к поиску защиты и выхода из положения. В общем, функции эмоции страха: сигнальная, защитная, адаптационная, поисковая. Это дело нужное и полезное, если это не паника.
По степени овладения разумом и влияния на поведение, палитра страхов велика и разнообразна, от робости, всяческих тревог до панического ужаса, когда индивид, не отдаёт отчёт своим действиям. От внезапного страха (испуга) и умирают, особенно сердечники, другие трогаются умом на время или навсегда. Малый страх (робость, боязнь) настораживает, обостряет сознание, а большой подавляет его, и тогда организм полностью переходит на инстинктивное самоуправление.
Человек боится многого и, разумеется, в разной степени. Ребёнка несмышлёного пугает отсутствие матери – она для него всё. Потом он, приобретя некоторый опыт, начинает бояться, что будет больно. Когда ребёнок начал более-менее соображать, начинает воспринимать всякое неизвестное как враждебное. Тут надо сразу отметить, что есть страхи врождённые (боязнь змей, зверей, грома…), и приобретённые. Приобретённые это результаты испугов, внушений, в последствие ставшие условными рефлексами (боязнь горячего, острого, например).
Взрослея, человек от детских страхов в основном освобождается, но всё больше опасается за своё место в обществе, т. е. потерять уважение (опозориться), потерять работу, страшится неопределённости в своём завтра и т. п.
Что мы ещё боимся? Воровства и насилия, предательства, преследования, унижения, неудач, неповиновения детей и подчинённых, боимся потерять своё Я. Продавцы боятся падения спроса, покупатели роста цен, те и другие разорения. Боимся потерять здоровье и трудоспособность, потерять близких, нажить врагов, стать беспомощными. И так далее, и так далее.
Ещё есть у нас страхи-фобии: боязнь высоты, глубины, темноты, лифта, быть в помещении одному, быть ответственным и др. Фобии возникают лишь в соотв. ситуациях, они бывают врождённые и как последствие испуга.
А ещё мы боимся своих слабостей, своей трусливости (это страх своего страха), так как трусость порождает излишнюю возбуждённость или подавленность, из-за чего совершаются необдуманные поступки и глупости.
Хуже всего страх безотчётный, тягостный, назойливый (боязнь неизвестно чего и одновременно всего). Он просто выматывает физически. Это психическое расстройство, реакция мозга на своё бессилие, когда сознание вместе с подсознанием чувствуют свою неспособность противостоять действительности, т. е. адекватно оценивать её и находить решения. Это следствия старения мозга, алкогольного или иного отравления, последствия сильного испуга.
Страхи условно делятся на биологические, социальные и интеллектуальные, но в реальности всё взаимосвязано.
К первой группе относят страхи, непосредственно связанные с угрозой жизни человеку.
Ко второй социальные страхи (угроза личности), они вызваны отношениям окружающих, которые могут унизить человека, например, осмеять его идеалы и ценности. Другие вызваны ситуациями, понижающими собственную самооценку. Всё это отрицательно влияет на социальный статус.
Страхи, связанные с интеллектом, вызываются размышлениями над вопросами, затрагивающими проблемы жизни, смерти и самого существования человека. Это страх перед смертью, перед временем, перед бессмысленностью человеческого существования. Страхи, связанные с интеллектом, это и страхи своих физических слабостей, и от своего умственного бессилия, это и осознание возможности позора.
Главный наш страх это страх смерти.
Осознание конечности своего бытия приходи к нам не сразу. В детстве-юности нам трудно представить, как это может быть, что меня может не быть. Поэтому по-настоящему страх смерти приходит позже, когда вызреет понимание, что смерть неминуема, что смерть это физические страдания, что это расставание с близкими навсегда и что уже ничего не исправить, не исполнить задуманного. Умирать особенно страшно тем, кто ещё на что-то способен, молод ещё. А тем, у кого пропало желание жить, кому жизнь стала невыносимой, смерть уже не так страшна, даже желанна порой.
Страх окончательного небытия породил надежду, а затем и веру в инобытие (бытие в иной ипостаси). То есть, тело умрёт, а душа, якобы нематериальная и бессмертная, продолжит существование, вселившись в иные тела, или в раю. Однако всё равно, никто до поры умирать не торопится, боятся. А вдруг душа не в рай, а в ад попадёт, вселится куда не надо, или вообще затеряется?
Страх сближает, заставляет прижиматься друг к другу прямо и косвенно, т. е. порождает стремление к объединению, дабы бороться против опасностей сообща. Таким образом страх явился одним из факторов объединения в стада, стаи, общины и так далее до государств.
Страх утратить свою идентичность порождает в общине (и государстве) чувство «наши», и это сплачивает в постоянном противостоянии с чужаками за сохранение своей стаи вплоть до государственности. Для сохранения и укрепления стаи-государственности широко используется страх наказания за нарушение государственных законов и моральных норм. Раньше для этих же целей использовали и христианскую религию, сделав её государственной ещё в Римской империи, с исповедуемым ею «Страхом Божьим». Сейчас религия отделена от государства, т. е. церковь не встроена в гос. аппарат, действует на т. ск. общественных началах, но власти тесно сотрудничают с ней, ибо сами не в состоянии справиться с народом, развращаемым узаконенным частнсобственничеством и стремлением к наживе.
Религия, исповедуя Страх Божий, сама по себе порождение страха. Древний человек боялся всего, и чего боялся, то и обожествлял, тому и поклонялся. Потом народы пришли к единобожию, стали поклоняться одному богу, и этот Единый стал «ответственным» за всё, и страхи также. То есть, за всем, что мы боимся, кроется якобы его, вездесущего, воля, а не законы природы и общественного развития. Поэтому пастыри внушают: в то, чему учит религия, следует слепо верить и исполнять, как волю Бога, иначе – Божье наказание. В общем, не просвещением, не обращением к сознанию, а запугиванием Божьей карой добивается своего религия в лице святых отцов. А именно: добивается духовной власти над обывателем и, заодно, удовлетворения попами своих материальных потребностей. Своего добиваются, а обыватель в целом всё равно не становится более законопослушным и праведным.
Страх побуждает теснее общаться и обращаться друг к другу. При этом, в общении, обмене сведениями и размышлении накапливаются совместные знания об окружающей среде, что позволяет выявлять причинно-следственные связи в происходящих событиях. В общем, сообща достигается многое, а накапливающиеся коллективные знания это фундамент прогресса.
Страх широко используется, чтобы дезорганизовать, сломить противника (противную сторону), путём запугивания (угрозы, террор). Этот приём ныне широко используется в мировом масштабе, причём, через проплаченных подставных.
И на Украине ныне тоже проплаченные и направляемые «патриоты»», как и штурмовики в своё время в Германии, держат в страхе обывателя, пресекая симпатии ко всему русскому, в том числе и языку, выявляют и преследуют «сепаратистов».
Некоторые считают страх отрицательной эмоцией с плохими последствиями. Другие, наоборот, считают это состояние полезным, поскольку оно оповещает об опасных ситуациях. На самом деле имеет место то и другое – страхи-то разные.
Например, когда страх подавляет разум (иррациональный, безотчётный), это со всех сторон нездорово, в этом случае человек не знает чего боится, он подавлен, беззащитен, болен. А страх, контролируемый разумом, полезен, он сигналит о наличии опасности, и это заставляет разум искать выход из положения, находить защиту, приспосабливаться, а не бросаться в паническое бегство сломя голову, что оправдано лишь в самых крайних случаях.
Опасаться надо, а бояться нехорошо. Бояться, значит не понимать и не желать разобраться в своём страхе, следовательно, не пытаться его преодолеть, значит не стыдиться своего страха, а считать его оправданием своей несостоятельности.
Испуганный неуправляем, или покорен; преодолевший страх готов сопротивляться, бороться.
Свидетельство о публикации №117051301371
Тоска и попутно страх - бывает, тоска без присутствия страха - бывает, но тоска вместо страха это что-то надуманное.
Михаил Шамин 03.10.2018 23:39 Заявить о нарушении