в. 662.. из тетради недавних лет

"Первоначальный текст"

     2. Новая весна   

Птичий щебет за окном...

Прим.: вз. в http://www.stihi.ru/2013/08/07/9673





Специфическое примечание:

Радея о точности рифмы (и сталкиваясь с неточными созвучиями в огромном количестве читаемого, что приводит к почти неизбежному "копированию" подобного признака в той или иной мере), справедливости ради хочу дать классификацию примеров собственной неточной рифмовки, начну, пожалуй, с этой подборки.
1) неточные в йотированном окончании, как бы "смазанные":

сосны - росной


2) глагольные к словоформам слова "солнце", и так неточные, а кроме того ещё и "смазанные", "размытые" в окончании:

солнце - льётся

3) неточные (многажды, по нескольким звукам) к маловариантным, редким рифментам:

контур - простёртой
звёздам - не познан

4) условно классические (но возможно приветствуемые не всеми классиками, этот вопрос надо исследовать) сопрягаемые рифменты типа "-им" - "ым" (ибо в сущности сами ударные гласные звуки [и] и [ы] несколько различаются:

"дым - глядим" - в варианте мужской рифмы

"заполнима - дыма" - подобный случай для женской рифмы.


5) почти аналогичный случай - мужские закрытые рифмы с несовпадающими  "опорными" согласными (или рядом согласных), классики вроде приемлют, но, особенно в случае грамматической рифмы типа:

свя[т]ых - незе[мн]ых

6) и опять смазанные в окончании (замечу, что таковые есть, конечно,и у Дмитриева, например, но в весьма небол шом процентном соотношении, в кснве формулы Кольриджа...)

пение - смирения

7) когда в мужской открытой рифме опорные ряды согласных неидентичны, например [й'д'] и [жд'] -  компонент несовпадения мягкое [й] и твёрдое [ж]:

пройдя - вождя.

Однако "ума - тьма" воспринимается (на слух)  практически без вопросов.

8) уточнённый (улучшенный) 5-й пункт, т.к. не совсем грамматическая - краткое причастие и краткое прилагательное, есть переход согласной ("н"), меняющей своё положение в рифменте,  и есть внутренние аллитеративные опоры:

от наветов чист - сЛавен, Но теРНист.

9) благовеств[уя] - Аллил[уйя] - продлённое, удвоенное [й], случай родственный сопрягаемым "н" и "нн". Осложнено ещё и старославянским "Аллилуиа", вообще, без "й".

10) улучш. 7-й пункт: нельзя - стезя [ел'з'а - ез'а] "лишнее )" мягкое [л], но заударная гласная совпадает, да и само мякое [л] не столь уж значаще.

11) чисто йотированная рифма позволительна в классической поэзии, хотя относится к неточным, а конкретнее, к усечённым:

очевидно - теневидной

12) Не смягчённая старомосковским прононсом "р" делает рифму ещё более неточной, учитывая смазанность:

смерти - верьте [рт'и - р'т'е] - из послеударных звуков два из трёх несколько несовпадают. Хотя в первой рифме р всё-таки несколько смягчена, а безударная гласная почти редуцирована. Во второй рифме также наблюдается редукция, и некое отвердевание "мягкой" "р". Так что это скорее всё же графически " неточная" рифма! )))

13) "этим - детям" - практически по кальке Пушкинского "разом - разум" - а значит очень даже допустимо! "стылую - силою"

14) "Тумана желанно" - случай описанный в 9-ом пункте как аналогичный.

15) "Снег - человек" - здесь есть следы промежуточной между "г" и "х". Кто-то, оглушая, скажет [снек], а кто-то [снех] по-южнорусски.


16) Смазанные женские: "стремится - колесница, укрыться - вереницы" однако здесь на помощь в некоторой мере приходит строфика, т.к. "внутренняя пара" - точна, получается здесь как бы есть три пары!

"золотое - покоя" смазанная рифма


17) "ресницы - колеснице" - смазанная, но не меняющая твёрдости согласной (ц всегда твёрдая), нужно проанализировать какие гласные у меня допускаются для сопряжения в "смазанных" вариантах (не "у" ведь!) "сердце - единоверца"

18)  безднах - небесных - замена "с-з" не в конечно положении в женской рифме, явно неточная рифма.

Попробуем навскидку (приблизительно) посчитать процент неточных неклассич. рифм в этой подборке

~12/93•2=6/93=2/31=1/15= менее 7% неклассических  неточных рифм в моём тексте

.II. Есть у меня и тавтологические рифмы, близкие к ним, очень  банальные (сверхчастоупотребимые), грамматические и при этом поверхностные  (неглубокие) по звучанию. О них нужен отдельный разговор.


Рецензии