Отец Иоанн
Все ведь сейчас пухленькие да пузастые, с заспанными физиономиями да с лоснящимися глазками. В золотых часах да с крестами из бриллиантов. В импортных машинах...
Но отец Иван не таков.
Человек старой закваски, он был худ и подтянут. Длинная белая борода едва поспевала развеваться на поворотах, так стремительно он бегал.
Забот у настоятеля достаточно.
То он торопится проверить послушания, нужно принять исповедь, то служит всю ночь, потому что утром нужно ехать по делам...
Вот он поучает зеленую молодежь шутками-прибаутками, а вот кричит непутёвому иноку, наполовину высунувшись из окна алтаря где-то на уровне третьего этажа:
- Ты куда повёз щебъёнку? А? А ну, вези обратно! Вези обратно, или уходи! Тебе говорю!...
Такой вот простец. И, как все простецы, вопросы он решал быстро и для многих неожиданно.
Однажды кто-то принёс ему запрещённый журнал с описанием очередной унии, подписанной патриархом (вот запамятовал, каким патриархом и какую унию).
В статье подробно объяснялось, какие соборные правила теперь нарушены патриархом и что он теперь считается отлученным от церкви и за него нельзя молиться.
Старец вышел в схиме перед общинниками и, стоя на солее, показал всем статью со словами:
- Так, патриарх подписал унию.., молиться за него не положено, больше молиться за патриарха не будем.
И не стали.
Правда, нашлись потом "доброжелатели", настучали владыке. Старцу сказали, что если не будете молиться за патриарха, то, значит, вы раскольники.
Он подумал, и опять начал молиться с прибавлением "аще достоин".
Все слышали в храме, как он отвечал по телефону:
- Молимся за патриарха. Да. Молимся, молимся...
Проговорив это в трубку старинного и огромного, висевшего на стене храма телефона, схимник вновь зашел в алтарь и продолжил утреню.
Вообще, на телефон посматривали с опаской и подходить к нему разрешалось лишь одной тётушке, прислуживавшей в храме.
Она же шла в алтарь доложить о звонке, и все присутствовавшие тут же усиливали молитву за отца.
Так и жили.
Новенькие приезжие воспринимались с такой же опаской, как и звонки из епархии.
Часто отец Иоанн лично выбегает встретить новоприбывшего.
Увидев на нём майку с иностранными словами на груди, он отечески гонит его срочно переодеваться:
- Ты знаешь, чаво там написано-та? - увещевает он недотёпу.
- Может, это масон какой своё имя написал? Иди и спорИ, а в таком виде в храм не пущу! Не положено! - веско и безапелляционно добавляет отец Иоанн.
Провожаемый настороженными взглядами недотёпа идёт переодеваться, а отец Иоанн спешит продолжить свою проповедь.
- И руки должны быть обязательно закрыты. Женщинам спать надо в платочке и длинной рубахе с рукавами, а мужчинам – в исподнем, чтоб подштанники были и рубаха! А то вдруг помереть придет время, а человек не готов. Как перед Богом предстанет? В трусах, а то некоторые, срамно сказать, и нагишом спят! Жарко, говорит! А в аду десять тысяч градусов жары! Там не прозябнешь! Думать надо!- заключает проповедник.
Служит он непривычно долго и даже, можно сказать, не спеша.
В семь часов утра начинаются утренние молитвы, и пошло-поехало: часы, утреня, литургия, молебен... Часам к трём он ещё в храме.
Днём всякие работы да дела.
Вечером опять колокол созывает всех на службу.
Общинники самого разного пошиба. От опальных монахов(...хинь) и иноков(...кинь), до послушников(...ниц)!
- Откуда такое смешение народов и язЫков? - мог спросить не искушенный в церковной жизни приезжий неофит и простофиля.
Что можно ответить человеку, далёкому ото всего и не варившемуся в этой каше?
Вот сидят в храме рядком три инокини. Солидные тётушки в чёрненьком. Они читают свои огромные помянники и все сосредоточенны на молитве.
Кто подумает, что эти три - беглянки из расположенного неподалёку женского монастыря усиленного режима?
Кто видел, как они ночью тащили к высоким крепостным стенам тяжелую лестницу, с каким трудом они поднимали её, как карабкались на эти высоченные стены, а потом подтягивали наверх эту самую лестницу, перекидывали её на другую сторону и потихоньку спускались с неё?
Как бегом драпали подальше от "обители спасения" через поле, спотыкаясь и падая на бегу. И всё это в абсолютной предрассветной тиши.
А вот другая послушница. От неё пахнет навозом и сеном. Сейчас она вполне довольна жизнью, потому что работает на общинной ферме и имеет доступ к молоку и скотинке.
Кто подумает, что совсем недавно она с новоначальной "трудницей" бежали из "обители спасения" в лес, где они прожили свыше месяца, скрываясь от поисков и возможной поимки охраной монастыря.
В конце концов "новоначальная", не выдержав лесного холода и голода, умерла.
Когда её нашли, она мирно лежала на полянке лицом к небу, которое отражалось в её стеклянном глазу. Со всей своей недостижимой синевой и высотой.
Вот иеродиакон, отказавшийся участвовать в переписи населения и получать новый российский паспорт, и за это изгнанный из мужского монастыря.
Он пожертвовал в тот монастырь свою квартиру и нашел теперь пристанище в общине.
Важно нахлобучив на нос толстенные очки, он читает помянник и заправляет сваркой.
Вот спит, свернувшись калачиком, в огромном кресле инокиня из другого, подмосковного монастыря. Она весь день готовила, стирала и убиралась. На ней ещё и сад с огородом...
Когда-то у неё был дом с росшими перед ним огромными рябинами, она любила и была избалована мужским вниманием...
Игумения использовала её для управления и "мотивирования" бригады строителей из отпетых "трудников", многие из которых ранее отбывали срока...
- Делай что хочешь, но чтобы объект был сдан в срок! - давала ей указание настоятельница.
В такое "благословение" входило всё. От флирта и до грехопадения. Ясно, что сдача объекта в срок заботила её гораздо больше, чем возможное спасение или целомудрие подопечных "сестёр".
Рабочих и бабья тоже хватало. Бывали и ревность, и любовные треугольники, и свои драмы (конечно, из-за дамы).
Вот полдвенадцатого ночи общинники обходят прихрамовую территорию с молитвой, кадилом и иконами и кропят вокруг святой водой, разгоняя тьму и мрак.
- Ну, а сейчас попьём чАйку – и снова на подвиг ратный, - возглашает схиигумен.
В двенадцать ночи начинается монашеское правило. Но тут уже до чуткого уха чтеца на клиросе начинал доноситься дружный храп притомившихся за день на тяжелых трудах общинников.
Мерный голос чтеца и потушенный свет в зале немало способствовали тому.
Трехканонник, правило ко Причастию, вечерние молитвы, а в конце – чин прощения. Все присутствующие кланяются друг дружке, обнимаются, и просят друг у дружки прощения.
Враждующие стороны при этом зверски ударяют друг друга плечами и подчёркнуто приподнято, с приклеенными улыбками прощают.., - до завтрашнего дня. А там я тебе ужо припомню...
Около трех ночи расходятся по кельям.
Ну, а утро начиналось с восходом солнца,- утренние молитвы в храме, проповедь, и исповедь, которую заранее записывали на бумажках.
То, что подавать на исповеди лучше готовую бумажку, знал каждый. Потому что в ответ можно было услышать громкое, при всём честном народе:
- А ты зачем на неё залез-то?
Криво улыбаясь, он читал по слогам исповедь здоровущего мужика, в сокрушении стоявшего на коленях перед аналоем:
- Хм, ударил ребъЁнка... а он, наверное, и присел!
Женский пол мог вдруг услыхать громкое, на весь храм:
- Ну да, ну да.., и в рот, и в задний проход...
Некоторые обижались, и даже ябедничали на него в газету. Приезжала банда журналюг, община выдерживала осаду со штурмом, но потом всё возвращалось на круги своя.
Отец Иван, как допотопный патриарх, продолжал проповедь:
- Одна приходит, рассказывает мне, - батюшка, я мужу изменила, да ещё и заразила его...- а я ей говорю,- он тебе нюх-то не начистил? - А она говорит - нет, он думал, что это он меня заразил! - Вот как живут-то, - посмеиваясь, комментировал проповедник.
-Дааа, сейчас такое творят.., срамно и говорить.., и в рот, и в задний проход!
Немного помолчав, как бы обдумывая сказанное, отец Иоанн продолжал:
- Вот ведь собаки прыгают друг на дружку, когда у них гон. Дырки то рядом, а ведь они не перепутают, куда надо делают... И потом, когда забеременеют, то больше и не подходют друг к дружке.
- Животные умнее человека-то, а?
- А то жена беременная, там ребъёнок, а он пихает туда, - проповедник красноречиво показывает кулаком, как непутёвые мужья поступают со своими беременными жёнами.
- А ведь там всё нежное...
- Самому-то в нюх зарядить, так жаловаться побежит да в больницу, а тут дитё маленькое. Дааа... А потом ещё хотят детей здоровых иметь. Откуда же ему быть здоровому-то? А?
- А то вот один жаловался на страсть к женскому полу, а я ему говорю : питаться надо скромнее- хлеб и вода раз в день, и то через день. И через три дня упадёт, -
батюшка красноречиво показывал рукой, как через три дня упадёт, и продолжал:
- На женский пол надо смотреть, как на цветочек. Любоваться, нюхать, но в руки не брать.
Все слушали и соглашались, но, несмотря на это, в общине часто случались венчания, и новые счастливые пары радостно стояли под венцом.
И так он обстоятельно рассказывал о жизни, о себе, о том, что живут люди беспутно. Но мало кто из слушавших обижался. Напротив того. На душу затаившихся грешников приходило спокойствие и мирность, уверенность в том, что любую исповедь священник примет и разрешит, и что всё будет хорошо.
Короткие службы отец Иоанн не любил и всегда приговаривал:
- Жили-были два павлина – вот и службы половина. Жили-были два гуся – вот и служба вся!
Поэтому, когда после службы народ собирался за общим столом, то все ждали батюшку, а он, конечно же задерживался. А то и снова шел исповедовать или куда-то бежал по делам хозяйственным. Когда общество уже отчаивалось его дождаться, то потихоньку самые нетерпеливые начинали перекусывать. В том числе и те, кому старец советовал питаться раз в день, хлеба и воды. И то - через день. А тут внезапно он врывался и весело кричал смутившимся:
- Ложка гнется, нос трясется – сердце радуется!
Провинившиеся конфузились, а старец озорно смеялся, садился со всеми за стол и тогда все чувствовали себя, как одна семья, хотя люди были разные.
- Творил ли старец чудеса? - спрашивали потом у тех, кому посчастливилось побывать в общине.
- Смотря что подразумевать под этим словом, - отвечали им.
- Однажды он отправил одного послушника вместо работы на столярке рубить пенек. Тот упорный был. Нет, говорит, мне в столярку! А отец Иоанн говорит, мол, никакой столярки, со мной пойдёшь. Даёт ему топор, да и повёл к пеньку посреди двора храма. Руби, говорит.
Тот старался, молился во время работы. И батюшка стоял около него, и повторял:
- Руби, руби, крепче! Руби.
Вдруг по рукам послушника потекла кровь – образовались странные продольные полосы на ладонях. Топор был наточен очень хорошо, был острый-острый. А батюшка все твердил – руби да руби. Уж и кровища потекла по топорищу, а тут все – руби да руби. Так вырубил этот пенек. Тогда только батюшка сказал:
- Всё. Хватит!
Ничего себе – хватит! Все руки в крови.
Но вытер послушник руки и пошел чайку попить.
Тем временем на электрофуганке в столярном цеху, куда послушник собирался пойти работать, у рабочего Пашки оторвало палец. Все слышали, как он во время работы пел какие-то дурацкие песни совершенно дурным голосом. А потом как закричит:
- Ай-ай! Все, все, хватит, больше не буду!
Что там произошло – неизвестно, только ему раздробило полностью большой палец на руке.И что он имел в виду, когда кричал, что больше не будет?
А первый послушник в это время почувствовал холод в животе, пустоту какую-то и ужас. Прибежал на крик в столярку и видит, что у Пашки кость торчит раздробленная белая вместо пальца. И понял, что Господь самого его от беды и опасности молитвами батюшки спас.
Опять все собрались на исповедь. Схиигумен Иоанн стремительно бежит от алтаря.
- Интересно, когда он пробегает мимо лампадки Божией Матери, огонек ее даже не колеблется, - подумал один из прихожан.
- А ведь стоило любому другому человеку пройти мимо той же лампадки или просто поклониться – огонек потухал...
Или вот другой пример.
Отец Иоанн рассказывал, что, когда он был маленький, то был уверен, что никогда не утонет. Он говорил:
- Утонуть я не боялся. Потому что думал, мол, достаточно крепко руками зажать нос и рот, тогда воздух пройдет, а вода – нет.
Однажды он попал на глубину и так и сделал. Он согнулся, спина его плавала на поверхности воды, а он дышал через пальцы. Вода не проходила, а воздух проходил. Так он плавал и дышал достаточно долго. Из воды его вытащил брат.
Онкологических больных он лечил керосином. Многие приезжали к нему за советом. И уезжали окрыленные, зная твердо и веря, что обязательно выздоровеют.
- А разве это не чудеса?
Все это видели и знали, но в повседневных буднях не замечалось и становилось привычным.
После дневных трудов и ночных молитв, в четвёртом часу ночи общинники ещё ходили по храмовой территории и обсуждали какие-то свои общинные проблемы.
Утренняя свежесть наполняла мир, брезжил рассвет и совершенно не хотелось спать.
Какая-то безотчётная радость наполняла их существо в этот момент и делала жизнь насыщенной и полновесной.
Много запомнилось таких моментов, но обо всём не расскажешь.
Запомнилось ещё, как отец Иоанн кормил голубей.
Многочисленные голуби теснились на крыше храма. Они громко курлыкали и съезжали своими лапками по жестяным карнизам.
Священник очень любил после службы кормить их. Чувствовалось, когда он громко сзывал их, что на душе у него какая-то невыносимая скорбь. И даже горе.
Он громко кричал:
- Гули-гули! Гули-гули!..
Они слетались отовсюду и огромными стаями кружились над ним. Было видно, что, кормя голубей, он словно облегчал чьи-то страдания.
Он стоял перед ними с пакетом пшена и кормил их. А голуби сидели на асфальте.
Летом, находясь в самом храме, через открытые окна сквозь ажурные решётки можно было их погладить рукой.
Свидетельство о публикации №117051004041
Хардикова Елена 07.06.2017 13:40 Заявить о нарушении