Весёлые беженцы Сирии

ВЕСЁЛЫЕ БЕЖЕНЦЫ СИРИИ
Сербская тетрадь

Весёлые беженцы Сирии
В отеле, за кофе – гурьбой,
И денежек, видимо, стырили,
И дружно сыграли отбой.

Сидят так, с утра и до вечера,
Пьют кофе и курят взахлёб,
Ведь в Сербии делать им нечего,
Когда б их режим не заёб.

Эх, жизнь! Не прямыми ты рельсами
Везёшь на заброшенный склад…
А были б они европейсами,
Другой бы сложился расклад.

Прикупят здесь домики-дворики,
Лавчонки – на каждом углу,
И будут цветастые коврики
Лежать на паркетном полу.

Им нечего делать на Западе.
Уходят они – в новый год.
История злобными залпами
Открыла крестовый поход.

Раздавим, товарищи, гадину!
Свободы расстелем ковёр.
И ржёт над Обамой – Аль-Каида,
Как ржёт над партнёром партнёр.

2012 г., декабрь
Белград, Сербия, отель «Royal»


Рецензии
ОТРАЖЕНИЯ

Не зови сто красавиц – не надо мне их,
Мне одна лишь нужна, что милее других.
Через горы пройду, сквозь пустыни и реки,
Чтоб хоть раз отразиться в глазах голубых.

Слова худжат ал-хакк Омара)

——

Le Cri

Господь нелицеприятен.

-

Получи, Голиаф непонятного пола, по иудейской маске.

-

Грех и ожесточение

-

Царь Давид взял со властью (в сущности, изнасиловал) Вирсавию, жену Урии Хеттеянина, которая зачала, а чтобы скрыть преступление…

-

«И послал Давид сказать Иоаву: пришли ко мне Урию Хеттеянина. И послал Иоав Урию к Давиду.

И пришел к нему Урия, и расспросил его Давид о положении Иоава и о положении народа, и о ходе войны.

И сказал Давид Урии: иди домой и омой ноги свои. И вышел Урия из дома царского, а вслед за ним понесли и царское кушанье.

Но Урия спал у ворот царского дома со всеми слугами своего господина, и не пошел в свой дом.

И донесли Давиду, говоря: не пошел Урия в дом свой. И сказал Давид Урии: вот, ты пришел с дороги; отчего же не пошел ты в дом свой?

И сказал Урия Давиду: ковчег [Божий] и Израиль и Иуда находятся в шатрах, и господин мой Иоав и рабы господина моего пребывают в поле, а я вошел бы в дом свой и есть и пить и спать со своею женою! Клянусь твоею жизнью и жизнью души твоей, этого я не сделаю.

И сказал Давид Урии: останься здесь и на этот день, а завтра я отпущу тебя. И остался Урия в Иерусалиме на этот день до завтра.

И пригласил его Давид, и ел Урия пред ним и пил, и напоил его Давид. Но вечером Урия пошел спать на постель свою с рабами господина своего, а в свой дом не пошел…»

2 Цар. 11:6-13

-

Не получилось, но власть опять искушает…
Тогда царь специально отправляет верного и благочестивого (см. выше) хетта Урию в первых рядах на войну, чтобы его точно убили.

Урию убили.

-

Решил все проблемы Давид и думал, что у него всё хорошо! Но тут приходит пророк Нафан… (с)

-

«И послал Господь Нафана к Давиду, и тот пришел к нему и сказал ему: в одном городе были два человека, один богатый, а другой бедный; у богатого было очень много мелкого и крупного скота, а у бедного ничего, кроме одной овечки, которую он купил маленькую и выкормил, и она выросла у него вместе с детьми его; от хлеба его она ела, и из его чаши пила, и на груди у него спала, и была для него, как дочь; и пришел к богатому человеку странник, и тот пожалел взять из своих овец или волов, чтобы приготовить обед для странника, который пришел к нему, а взял овечку бедняка и приготовил ее для человека, который пришел к нему. Сильно разгневался Давид на этого человека и сказал Нафану: жив Господь! достоин смерти человек, сделавший это; и за овечку он должен заплатить вчетверо, за то, что он сделал это, и за то, что не имел сострадания. И сказал Нафан Давиду: ты – тот человек. Так говорит Господь Бог Израилев: Я помазал тебя в царя над Израилем и Я избавил тебя от руки Саула, и дал тебе дом господина твоего и жен господина твоего на лоно твое, и дал тебе дом Израилев и Иудин, и, если этого для тебя мало, прибавил бы тебе еще больше; зачем же ты пренебрег слово Господа, сделав злое пред очами Его? Урию Хеттеянина ты поразил мечом; жену его взял себе в жену, а его ты убил мечом Аммонитян; итак не отступит меч от дома твоего во веки, за то, что ты пренебрег Меня и взял жену Урии Хеттеянина, чтоб она была тебе женою. Так говорит Господь: вот, Я воздвигну на тебя зло из дома твоего, и возьму жен твоих пред глазами твоими, и отдам ближнему твоему, и будет он спать с женами твоими пред этим солнцем; ты сделал тайно, а Я сделаю это пред всем Израилем и пред солнцем».

2 Цар.12:1-12

-

После этого Давид приносит покаяние, которое отражено в 50 псалме.

-

Итак не отступит меч от дома твоего во веки……… (с)

Всё это в точности и страшно исполнилось и исполняется до сих пор.

-

Поворот зрачка.

-

Не касались бы вы зеницы ока Божия…
Но вы коснулись.

-

Покаяние?
Время на покаяние есть пока…

Le Vent

——

Омар Хайям, в свободное от математики время:

Посмотри: всё, чего я добился – ничто.
Что узнал я и чем насладился – ничто.
Я – чудесный фонтан: истощился – ничто.
Я – волшебная чаша: разбился – ничто.

Я раскаянья полон на старости лет.
Нет прощения мне, оправдания нет.
Я, безумец, не слушался Божьих велений –
Делал всё, чтобы только нарушить запрет!

Марина Сергеева-Новоскольцева   26.10.2023 16:06     Заявить о нарушении
Об Омаре Хайяме:

«Во время беседы и веселия я услышал слова худжат ал-хакк Омара:

– Моя могила будет в таком месте, где два раза в году деревья будут осыпать её лепестками цветов.
Эти слова показались мне невероятными, но я знаю, что он не говорит пустых слов.

Когда я прибыл в Нишапур, то прошло уже несколько лет с тех пор, как тот великий  муж прикрыл лицо завесой из праха и мир лишился его. А я был обязан ему как ученик. В пятницу я отправился на кладбище, взяв с собой одного местного жителя, чтобы тот показал мне могилу Хайяма... Абрикосовые и грушёвые деревья из сада протянули ветви через стену, и на его могиле было столько цветочных лепестков, что под ними не было видно земли. Я вспомнил слова, которые слышал от него в Балхе, и заплакал, ибо нигде во всём мире я не видел равного ему».

Мухаммед ал-Багдади

«Однажды он чистил зубы золотой зубочисткой и внимательно читал метафизику из «Исцеления». Когда он дошёл до главы о едином и множественном, он положил зубочистку между двумя листами и сказал: «Позови чистых, чтобы я составил завещание». Затем он поднялся, помолился и после этого не ел и не пил. Когда он окончил последнюю вечернюю молитву, то поклонился до земли и сказал, склонившись ниц: «О Боже мой, Ты знаешь, что я познал Тебя по мере моей возможности. Прости меня, моё познание Тебя – это мой путь к Тебе». И умер».

-

Сокровенною тайной стобой поделюсь,
В двух словах изолью свою нежность и грусть.
Я во прахе с любовью к тебе растворюсь,
Из земли я с любовью к тебе поднимусь.

Омар Хайям

Марина Сергеева-Новоскольцева   26.10.2023 16:17   Заявить о нарушении
Народ согрешит – царь умолит, царь согрешит – народ не умолит.
Речь о помазании.

-

Так вот…

Одно дело – люди, причастные покрову покаяния Давидова, другое – причастные его власти, слабостям и греху.

Марина Сергеева-Новоскольцева   26.10.2023 18:45   Заявить о нарушении
Все что завершилось в мире, не минует разрушенья…

Абу-ль-Бака ар-Рунди (1204-1285)

Марина Сергеева-Новоскольцева   27.10.2023 00:45   Заявить о нарушении
Псалом 50 (у евр. 51),
перевод Арье Ротмана:

-

Главе хора 

Давида песнь 

когда пришел к нему пророк Натан,

а он согрешил с Бат Шевой. 



Пощади, Господи, 

по любви жалеющий, не судящий, 

искупи вину мою,

грех изгладь снисхождением безмерным.

Душу мою страстную стирай вяще, 

щелоком смой с нее скверну.



Ибо преступления свои ведаю,

грех передо мной мукою постоянной. 

В Твоих очах вершил я зло,
на мне кровь, на мне блуд. 

Прими же исповедь покаянную. 

Твоя правота, Твой суд. 



Во грехе зачала меня мать, 

ведь от любострастия дитя родится.

А Ты совесть в сердце вложил, его путь спрямлять, 

жить по истине. 

Ототри же от скверны душу мою, 

пусть как снег обелится.

Господи, очисти меня!


Дух мой подавленный весельем наполни, 

радостью исцели изнывшие кости. 

Ото зла взор отведи,
о грехе тяжком не вспомни,

сотри вину мою, будто не было ее вовсе. 



Сердце новое во мне сотвори, порока не познавшее,

дух вдохни, не отягощенный злым опытом, 

не гони прочь грешника, от греха уставшего, 

не отнимай Дух Свой святой, 

не дай пропасть пропадом. 



Угрюмым я стал, среди людей сделался лишним,

изгнанный от Тебя,
недостойный Твоего Имени. 

Господи, даруй мне радость спасения, 

возврати к ближним,

духом приязни в глазах братьев моих осени меня.



Путям Твоим я научу их, поведаю о покаянии 

и заблудшие возвратятся к Тебе,
ища прощения. 

Боже! Смерти страшусь я, кровного воздаяния.

От руки мужа укрой меня, 

защити от кровомщения. 



Тогда песнь души своей 
Твоей
праведностью озаглавлю. 

Господи! 
раскрой уста мои,
и Тебя прославлю.



Не по неведению оступился я, пал по умыслу темному, 

потому приношением жертвенным

скверны моей не отмыть.

Мое искупление – сердце разбитое, угнетенное. 

Дух, раскаяньем сломленный, Судья не посрамит.



Укрепи же стены Божьего Своего града, 

приязнью благодетельной

к добру его приведи непреложному.

Там жертвы желанные,
дар праведного вертограда – 

тельцы всесожжения 
на жертвенник Твой
с любовью будут возложены.

Марина Сергеева-Новоскольцева   07.09.2024 23:19   Заявить о нарушении
«Мудрование мудрецов»:

-

Давид и Батшева

Батшева (Вирсавия) — вдова Урии-хитийца, одного из военачальников войска царя Давида, после смерти которого стала женой царя Давида. Батшева была матерью царя Шломо (Соломона), сына и наследника Давида. История Давида и Батшевы описана в книге Шмуэля II (Шмуэль II, 11, 12).
Находясь на вершине своего духовного подъёма, царь Давид попросил Всевышнего подвергнуть его испытанию, как когда-то праотца Авраама, чтобы, выдержав испытание, он бы смог достигнуть духовного уровня праотцев. «Владыка Вселенной, проверь и испытай меня» (Теилим 26:2), — попросил он в молитве. «Ты не устоишь в испытании», — предупредил его Б-г (Зоар 2, 107а). Но когда Давид стал настаивать, Творец согласился: «Испытаю тебя запрещённой близостью» (Санхедрин 107а).
К тому времени Давиду уже исполнилось 57 лет (Седер адорот акацар). В те дни сыны Израиля вели войну против аммонитян. 25 Нисана царь созвал войско, а в начале следующего месяца, 7 Сивана, отправил его в поход под командованием Йоава, но сам он, как обычно, остался в столице. И вот, 24-го Элуля, в тот же вечер, когда Давид обратился к Творцу с молитвой об испытании, он увидел с кровли царского дворца, как на одной из крыш города купается девушка, поразившая его своей красотой. И уже это было началом его греха, потому что ему не следовало вглядываться в запрещённое (II Шмуэль 11:1-2, Мальбим).
Царь послал разузнать о ней, и ему сообщили: «Это же Батшева, дочь Элиама, жена хитийца Урии».
Царь знал, что Элиам был сыном его ближайшего советника Ахитофеля, а значит, юная красавица приходилась Ахитофелю внучкой.
Давид издавна был знаком и с хитийцем Урией, в юности служившим оруженосцем знаменитого филистимлянского богатыря Гольята. Когда Давид сразил Гольята выстрелом из пращи, именно Урия протянул ему меч своего господина. В награду Давид обещал ему в жены еврейскую девушку (Кли якар). А когда Давид воцарился в Иерусалиме, Урия стал одним из тридцати семи богатырей, составляющих личную гвардию царя.
Много лет спустя во исполнение своего обета Давид повелел отдать ему в жены малолетнюю внучку Ахитофеля. И поскольку, как полагал Давид, Урия всё ещё не принял еврейства, а связь с неевреем не считается браком, Батшева, в сущности, оставалась незамужней и не нуждалась в разводе.

Предназначение друг другу

Более того, Батшева была предназначена в жёны Давиду «со дня Творения». А его беда заключалась лишь в том, что «он съел недозрелый плод» — т.е., подвергнув себя испытанию, увидел её раньше установленного им срока (см. Маарша, Санхедрин 107а).
И хотя Батшева была создана для Давида, всё же прежде она была отдана Урии, ведь таков один из путей Творца: если женщина предназначена определённому человеку, но ещё не пришёл его срок, порой её отдают другому, а когда приходит время её суженого, первый муж устраняется (Зоар 1, 73б).
И сама Батшева видела в пророческих снах, что в будущем у неё родится от царя Давида сын, который сложит множество притч и песен. Каждый день она меняла нарядные платья, умащалась благовониями, украшала себя золотыми ожерельями — а когда убедилась, что Давид не замечает её, поднялась на крышу своего дома. Только тогда Давид обратил на неё внимание.
Давид приказал слугам привести Батшеву и вступил с ней в близость, а затем отослал её домой (II Шмуэль 11:4). В Талмуде говорится, что Давид попался на приманку дурного влечения, забыв важный закон: у человека есть маленький орган, который, если его кормить досыта, голоден, а если держать его на голодной диете, сыт (Санхедрин 107а).
А через некоторое время Батшева послала сообщить Давиду, что она забеременела. И было ясно, что она понесла плод именно от него, поскольку Урия ушёл на войну 7 Сивана, около четырёх месяцев назад (Мальбим, II Шмуэль 11:4-5).

Кажущиеся мотивы Давида

Получив такое известие, Давид повелел полководцу Йоаву прислать к нему Урию. А когда тот прибыл, царь расспросил его о ходе сражений и отправил домой к жене. Давид хотел устроить так, чтобы, переночевав дома, Урия затем решил, будто жена беременна от него. Таким образом Давид надеялся предотвратить конфликт с Ахитофелем, а возможно, даже мятеж против царя, похитившего жену у другого.
Однако, вопреки приказу возвратиться домой, Урия остался ночевать во дворце, со слугами царя, объяснив Давиду: «Сыны Израиля и мой господин Йоав стоят станом в поле, а я войду в свой дом, чтобы есть и пить, и спать с женой своей?! Клянусь твоей жизнью, что я такого не сделаю!» (II Шмуэль 11:9-11).
После этого Давид отправил Урию обратно в войско, послав с ним письмо к Йоаву. В этом письме царь повелел: «Поставьте Урию в место самого жестокого сражения и отступите от него, чтобы он был сражён и умер» (II Шмуэль 11:14-15).
Вскоре царю сообщили, что Урия погиб. И когда истёк срок траура по убитому, он взял Батшеву в жены (II Шмуэль 11:18-27).

Давид не согрешил!

В Талмуде есть несколько обсуждений этой истории мудрецами. В трактате Шабат читаем такое высказывание: «Сказал раби Шмуэль бар Нахмани от имени раби Йоханана: “Каждый, кто говорит, что Давид согрешил, — ошибается”» (Шабат, 56а).
Далее приводятся различные высказывания мудрецов, которые, опираясь на стихи из Танаха, обосновывают своё мнение о том, что грех Давида не был таким однозначным, как может показаться при чтении текста Танаха.
Указывается, что, ослушавшись приказа царя, Урия, действительно, подлежал смертной казни (Шабат 56а). Мудрецы считают, что Давид поступил неправильно, «убив Урию мечом аммонитян», так как он должен был судить его как бунтовщика в Санхедрине — верховном суде мудрецов Торы.
То, что Урия был бунтовщиком, мудрецы учат из слов, сказанных им Давиду: «…и господин мой Йоав, и слуги господина моего стали станом в поле…» (Шмуэль II, 11:11). Раши объясняет, что бунт Урии заключался в том, что в присутствии царя он назвал Йоава своим господином, тогда как в разговоре с царём должен был сказать «твой раб Йоав». И действительно, читая слова Урии, обращённые к Давиду, легко увидеть, что он говорил с царём весьма дерзко.
Но Давид предоставил ему возможность почётной смерти, попытавшись, вместе с тем, скрыть свой позор и предупредить возможные обвинения. После его смерти царь рассчитывал взять Батшеву в жёны, чтобы все заключили, что она забеременела уже после свадьбы (Мецудат Давид, II Шмуэль 11:15).
В этой истории Давид считал себя правым, так как сделал всё разрешённым образом (Мальбим, II Шмуэль 12:1).
И даже если Урия и принял еврейство, как многие утверждали, всё равно к моменту встречи с Давидом Батшева была разведена. Ведь каждый, кто уходил на войну в дни царствования Давида, вручал своей жене разводное письмо — на случай, если он будет убит без свидетелей или просто пропадёт без вести, чтобы жена не осталась агуной — «соломенной вдовой». И если муж не возвращался с войны, то жена считалась разведённой с момента вручения разводного письма (Раши, Шабат 56а). И уж тем более, это постановление скрупулезно соблюдалось в доме внучки Ахитофеля, который и посоветовал Давиду ввести такое правило в его войске.
Но, если бы такого разводного письма не было, то близость Давида и Батшевы, действительно, считалась бы супружеской изменой, и после неё, согласно закону Торы, Батшева была бы запрещена как для Урии, так и для Давида.

Марина Сергеева-Новоскольцева   07.09.2024 23:25   Заявить о нарушении
Раскаяние Давида

Вскоре после того, как Батшева родила царю сына, к нему пришёл пророк Натан — будто бы для того, чтобы посоветоваться с царём об одном сложном судебном деле. Натан спросил, как следует поступить с богачом, владеющим многочисленными стадами крупного и мелкого скота, если он отобрал у бедняка единственную овечку.
«Такой человек достоин смерти! — вскричал чуткий ко всякой несправедливости Давид. — И он должен заплатить вчетверо за то, что поступил немилосердно!»
«Ты — тот человек! — возгласил Натан, а затем передал царю слова Творца: — Так сказал Г-сподь, Б-г Израиля: Я помазал тебя на царство в Израиле, и Я избавил тебя от руки Шауля. …Отчего же ты пренебрёг словом Господа, сделав злое в Моих глазах: хитийца Урию ты убил мечом, а его жену взял себе в жёны?!»
«Согрешил я перед Б-гом», — ответил Давид. А пророк сказал: «Господь снял твой грех — ты не умрёшь. Но поскольку этим поступком ты дал повод врагам Б-га хулить Его, умрёт родившийся у тебя сын» (II Шмуэль 11:27-12:14).
Проводив Натана, Давид написал псалом-молитву: «Перед Тобой одним согрешил я и злое в Твоих глазах сотворил — оправдай Своим словом, оправдай на суде» (Теилим 51). «Очисти меня, будто иссопом [т.е. как излечившегося от проказы — комм. Радака] — и буду чист, омой меня — и стану белее снега, — просил Давид. — Дай мне ощутить веселье и радость, и воспрянут мои кости, сокрушённые Тобой. Отверни Своё лицо от моих заблуждений, и все мои грехи сотри. Чистое сердце сотвори во мне, Б-г, и дух истины обнови во мне. Не отсылай меня от Себя и духа Своей святости не отнимай у меня. Верни мне радость избавления и благородный дух поддержи во мне. Буду обучать грешных Твоим путям, и заблудшие к Тебе возвратятся». «Жертвоприношение Б-гу — сокрушённый дух, — написал Давид в заключительных строках этого псалма. — Разбитое и удручённое сердце Б-г не отвергнет» (Теилим 51).
И сразу же после ухода Натана младенец опасно заболел. Царь молил об исцелении, постился и проводил ночи, лежа на голом полу.
На седьмой день от рождения младенец умер. Давид увидел, что слуги перешёптываются и, поняв, что произошло, спросил: «Что, умер ребенок?» «Умер». Тогда Давид встал с земли, умылся, переменил одежды и пошел поклониться к шатру, где хранился Ковчег Завета. Вернувшись домой, он попросил поесть.
У него спросили: «Почему ты так поступаешь? Почему, когда ребёнок был ещё жив, ты постился и плакал, а когда он умер, встал и стал есть?» «Пока ребёнок был жив, — объяснил Давид, — я постился и плакал, так как думал: кто знает, может быть помилует меня Б-г, и ребёнок останется жить. А теперь он умер… Разве я смогу возвратить его? Я приду к нему, но он ко мне не вернётся» (II Шмуэль 12:15-23).

Рождение Шломо

Когда время траура истекло, царь вернулся к Батшеве, и она вновь зачала (там же 12:24).
Батшева опасалась, что другие дети царя станут позорить её будущего ребёнка из-за сомнительного начала её связи с Давидом. Но царь её успокоил: «Первый же сын, который родится у тебя от меня, станет после меня царём» — и он поклялся ей в этом (Радак).
И всё же, несмотря на формальную оправданность поступков Давида, история с Батшевой породила во многих людях ощущение пренебрежения Б-жественными заповедями. Сначала об этом говорили за спиной царя, а затем — и ему в лицо. Однажды, когда в доме учения изучали законы казней по приговору суда, у Давида с вызовом спросили: «Какая казнь полагается тому, кто вошёл к чужой жене?» «Его казнят удушением, — ответил царь, — но у него сохраняется удел в Грядущем мире. А у того, кто публично позорит своего ближнего, нет удела в Грядущем мире» (Бава меция 59а; Санхедрин 107а).
«Г-споди, не смолчи им! — просил Давид в молитве. — Они говорят, что видели то, что не могли видеть, и нет у меня доказательств против них, кроме Тебя, — ведь Ты знаешь правду. …Не отдаляйся от меня, сразись за меня, и все увидят, что правда — со мной» (Теилим 35:22).
В те дни Давид был окружен стеной недоброжелательности и осуждения. «Я — червь, а не человек, презираем людьми и опозорен в народе, — писал он в псалме. — Каждый видящий меня измывается надо мной: разевают рты, покачивают головой» (Теилим 22:7-8).

Болезнь Давида

А вскоре его поразила тяжёлая болезнь: в течение шести месяцев его тело было покрыто язвами — и это стало наказанием за его проступок (Йома 22б). И хотя в отношении самой Батшевы он не нарушил требований закона, его грех заключался в том, что он «убил Урию мечом аммонитян», — т.е. послал его на верную смерть (I Мелахим 15:5). А смертная казнь была заменена Давиду на болезнь, ведь поражённый язвами цараат подобен мёртвому — т.е. эта болезнь имеет искупительную силу смерти.
Когда Давид был прикован к постели, в числе навещавших приходили и его многочисленные недоброжелатели: они делали вид, что удручены и переживают за больного. С трудом скрывая своё злорадство, они разрывали на себе одежды, как будто царь уже мёртв, — но не плакали, как обычно плачут скорбящие, а лишь скрежетали зубами (Мальбим, Теилим 35:15). Приходил к его постели и затаивший обиду Ахитофель. «Наш царь, Г-сподь восстановит твоё здоровье», — утешал он. А когда вышел, то сказал своему спутнику Доэгу: «Разве может быть надежда у человека, который захватил овечку (Батшеву) и убил пастуха (Урию)?!» (Мидраш Агада, Шмот 30:11).
В дни болезни царь написал ряд проникнутых трагизмом псалмов. «Б-же, не в гневе наставляй меня и не в ярости наказывай! — просил он. — Сжалься надо мной, Б-г, ведь я несчастен. Излечи меня, Б-г, ибо содрогаются мои кости. Моя душа в великом смятении. А ты? Б-же, до каких пор?!» (Теилим 6; Мальбим).
«Нет на мне живого места из-за Твоего гнева, — писал он в другом псалме, — нет мира моим костям из-за моего греха. Ведь мои преступления накрыли меня с головой, придавили меня тяжким гнетом» (Теилим 38; Мальбим). Впоследствии эти псалмы стали молитвой в устах народа Израиля — их произносят в час болезни или душевной боли.
«Владыка Вселенной, прости мне тот грех», — просил Давид. Ответ был: «Прощено тебе». «Сделай мне знамение при жизни», — просил Давид. Ответ был: «При твоей жизни не извещу. Но извещу при жизни твоего сына, которого назовут Шломо» (Шабат 30а).
И вскоре после того, как Давид исцелился от болезни, у него родился сын от Батшевы, которому дали имя Шломо (Соломон). А пророк Натан назвал младенца Йедидья (Любимый Б-гом). Это произошло в 2912 году /848 г. до н.э./, когда Давиду было 58 лет (Седер адорот).

Выводы

Подводя итог истории с Батшевой, мудрецы Талмуда делают вывод: «Человек никогда не должен подвергать себя испытанию. Вот Давид, царь Израиля, попросил себе испытание — и не устоял» (Санхедрин 107а).
Однако сам Давид с горькой иронией объяснял своё духовное поражение так: «Владыка Вселенной, я попросил проверить и испытать меня, а Ты мне ответил, что я не устою в испытании. Вот, я и согрешил, чтобы подтвердить Твои слова, и они оказались истиной! Но если бы я не согрешил, то я бы оказался прав, а Ты — нет. Поэтому я так и поступил» (Зоар 2 107а). «Открыто перед Тобой, — добавлял Давид, — что если бы я пожелал, то смог бы сдержать своё дурное влечение. Но я подумал: как бы не сказали, будто раб победил в споре своего Господина» (Санхедрин 107а).
По определению мудрецов, царь Давид был «шутом Царя царей» — и даже погружаясь в пучину бед, он ощущал себя перед своим Владыкой и возвращался к прежней весёлости, чтобы радовать Его (Зоар 2, 107а).
Давид был неизмеримо духовно выше того, что он совершил в истории с Батшевой. Но он сделал это, чтобы дать надежду нечестивцам, которые пожелают возвратиться к Творцу. Они скажут: «Царь Давид согрешил и раскаялся, и Всевышний его простил — тем более будем прощены мы, обычные люди» (Зоар 2, 107б). И если человек согрешит, ему говорят: «Посмотри на Давида, который согрешил и сумел вернуться к Творцу» (Авода зара 4б-5а).

Марина Сергеева-Новоскольцева   07.09.2024 23:26   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.