Лабиринт, в который пригласил нас Дэвид Митчелл

         «Лабиринт, в который пригласил нас Дэвид Митчелл,
                где Тьма  следует за идущим».
      (Послевкусие к роману Д.Митчелла «Простые смертные»).

  Дрозд – деряба запел как раз в тот момент, когда напряжение тишины пересилило вселенское многошумье.
  О чем он хотел поведать нам своей песней, мы будем гадать до самого конца повествования, слыша то ли предупреждение о бенедиктовских откровениях, то ли восхищение прозорливостью древних кельтов, но до самой последней строчки нас так и не оставит искушение всевидинием, заставляя балансировать между мудростью души и радостью плоти.
   У нас было долгое путешествие, длинною в судьбу Холли Сайкс – «девушки с мужской фамилией», с момента её первой влюблённости до момента её последней жертвенности. Это был не простой Путь из недавнего прошлого в ближайшее будущее, которое, как, оказалось, наступает стремительнее, чем уходит былое. Мы шли по нему, спотыкаясь о курсив, расставленный тобой, Митчелл, словно предостережение о том, что путешествие не будет простой прогулкой. Многие из нас, приняв эту особенность шрифта за ключ, бросились по предложенной тропинке, чтобы, в конце концов, забрести в тупик от того, что, как не складывай эти, тобой выбранные Слова, в них не появляется тот смысл, который хотелось найти. Похоже, его там вовсе нет, и ты предложил нам Словесный Хаос, который перерастает на наших глазах в Смысловой Хаос современности. И только тогда мы начинаем понимать, что оказались в очень необычном месте, знакомом  каждому из нас с детства, но все больше и больше покрывающемуся налетом таинственности в процессе понимания дедаловского творения. Мы оказались в Лабиринте! Удалось ли нам разрешить его загадку, предложенную Автором, трудно ответить, потому что есть такие места, куда войти гораздо проще, чем отыскать в хитросплетениях Пути дорогу к выходу, которого возможно нет вовсе.
  Ты не просто запутал Путь Дэвид Митчелл, заведя нас в такие дали, о которых мы только смутно догадывались, боясь признаться даже себе в возможность их существования. Ты ещё расставил за каждым поворотом, на каждой развилке, в каждом тупике шкатулки инро с секретами то ли умышленно усложняя наши поиски, то ли заставляя искать различные варианты объяснения собственных догадок. Ты поместил в каждую шкатулку филигранно исполненные гравюры чьих - то судеб, которые и предупреждали нас о чем - то, и отвлекали от сути сказанного до встречи с ними.
  Но и этого тебе показалось не достаточно, и ты пустил Тьму вслед за идущими по Лабиринту! Тьму, которую не сразу видишь, не понимаешь ее назначение, но которая, порождая необъяснимую тревогу, заставляет двигаться, не сбавляя темпа, до самого конца повествования, вызывая ощущение какого – то грядущего рубежа, очень похожего на «точку невозврата».
  В окружающей нас стремительной обыденности трудно, в силу различных обстоятельств, найти время для размышлений о подобном явлении, которое каждого из нас, возможно, не однажды застигало врасплох. Оказалось, что подобными рубежами отмечены целые эпохи. Вероятно, Автор заметил в сегодняшнем времени что - то такое, что позволило ему говорить об этом. Может, в поиске ответа на это предчувствие, он и завел нас в Лабиринт? В такое особенное место, где стороннему наблюдателю одновременно виден и пройденный путь, и путь, который ещё предстоит пройти, и виден идущий по этому пути сейчас. Шкатулка в шкатулке! Это мы движемся по Лабиринту! Это мы ищем встречи со странными персонажами, сошедшими с древних гравюр на стенках инро! И  Жрецы Времени начинают движение по Лабиринту одновременно с нами, возникая совершенно обыденно, не давая нам возможности осознать всю сложность положения, в которое нас поставил Автор, добавляя особенный  привкус  невысказанных догадок.
  В какой – то момент начинает казаться, что это они ведут нас по Лабиринту, вовлекая в извечную борьбу Света и Тьмы. И мы с надеждой на Откровение погружаемся в историю бесконечных возвращений и невероятно жестоких  усилий, отдаляющих время ухода. Но среди этого многообразия вариантов выбора и безысходного следования нет даже намека, нет даже мимолетно брошенной фразы, от которых бы затеплился проблеск Откровения. Есть только жесткая технология выживания. И уже осознав это, следуя к очередному повороту Лабиринта, мы вдруг вздрагиваем от ощущения почти физического присутствия Тьмы за своей спиной!
  Кажется, гениальность Дедала заключалась не в хитроумности созданного им лабиринта, а в том, что он придумал новое пространство, в котором  вошедшему,  давалось время на приготовление к встрече с Минотавром. Может быть, Автор и повел нас по Лабиринту, давая возможность подготовиться к встрече с Тьмой!
  Повёл нас через Хаос Слов, словно предупреждая, что он может породить Хаос смыслов и ценностей, который, в конечном итоге, остановит Время, за которое так борются Жрецы, потому что оно существует только потому, что есть хоть кто – то, кто понимает его истинную ценность. Через Сценарий, который, и поныне  вероятно пишется, и от этого окончательный вариант так и не удается увидеть никому.  Может, поэтому каждый видит его по - своему, пытаясь воплотить, так и не поняв до конца, и тем самым меняет этот Сценарий, чтобы запутать окончательно идущих по Лабиринту и жаждущих Откровений. Может, от этого упорно стремящаяся подарить свет этому полумраку Салли, так и не достучавшись до предполагаемого спасителя человечества, в итоге поведет его старой дорогой на  Голгоффу, а старая Айшли только предупредит, словно понимая с высоты своих лет, что из зазеркалья пути уже не подсказать, если ты не « …та самая Алиса!». А может, не было вовсе никакого Сценария, никогда! Может там всегда, во все времена была одна фраза: «Тебя будут бить до тех пор, пока ты не научишься жить так, что бы ни у кого, ни при каких обстоятельствах не возникло желание ударить тебя!». 
  Повёл через Безверие, которое пришло вслед за фанатичной Верой. Безверие, накрывшее нас не вчера, пришедшее, как освобождение Духа и почти уничтожившее в конечном итоге Душу. На протяжении всей своей истории, уместившейся, как оказалось в античный лабиринт, мы так яростно в своей наивной разочарованности стремились к освобождению от божественного покровительства, что когда он пришел даровать нам свободу, одобрили его убийство, возложив этот грех на себя и детей своих. Как было догадаться в этом мороке самолюбования, что отказав ему в вере, мы станем верить в чудовищ, так и не научившись верить в себя, в свое право выбора. И случилось это, может быть от того, что ежемгновенное напоминание об «образе и подобии» станет вечной памятью о страшном предательстве, несовместимом с Любовью.
  Повёл через Страх. Страх оказаться в числе «простых смертных». Потому что, если Хаос и Безверие вместо Любви, если вместо Бога - слуги его, в него не верящие, если гложет вечная страсть уравняться с небожителями, так и не научившись жить на Земле, то к чему эта жизнь? К чему этот вечный поиск Чуда, который всеми принимается за Случай, но каждым ожидается вопреки всем канонам реалистичности, пусть даже на самом краешке подсознания. Этот страх ведет нас своей дорогой от неверия в бессмертие к извечному поиску его секрета. Так, стремясь к свободе, мы стали убегать от неё, научившись пользоваться компромиссами, которые в итоге привели нас к рабству. Рабству себялюбия! Чтоб хотя бы в нем заглушить никуда не девшийся страх безвременья.
  Судьба за судьбой! За каждым из поворотов Лабиринта нас ждали новые истории, в каждой из которых было что - то нами не понятое, но то, что обязательно нужно понять. Иначе к чему эти промельки в вагонных окнах, истрепанные судьбы молодых лордов, надрезы подкладок чужих чемоданов и полушепот старейшины рода, зовущий укрыться от зловещего грядущего. Зачем в череде этих подлых краж у полумертвых стариков, ужаса скатиться в число «социальных ничтожеств» ты пытался задержать нас? Что бы мы вгляделись? Что бы история подлости, отчаяния, покаяния, любви, одиночества и вечного страха выпасть из числа «значимых» привела нас к зеркалу, где в отражении чужом мы заметим Тьму за своей спиной?
  Ты завел нас туда, где раскрываются глаза страха, но не «глаз Слепого Катара» пугает прошедших с тобой этот путь, а ужасное открытие, состоящее в том, что Тьма присутствует внутри нас, двигаясь по индивидуальному Лабиринту каждого! 
  И откуда не понять: то ли из старых легенд, то ли из твоих историй приходит понимание того, что не раствориться в этой внутренней тьме возможно лишь, используя весь накопленный в пути багаж, все простые человеческие силы.
  Мы очень редко стали задумываться над этим. Мы очень часто стали говорить об этом. Но все эти разговоры, легковесные нравоучения, глуповатые откровения и примитивные прозрения, тоннами пылящиеся на книжных полках, заполняющих эфир и интернет - пространство, не ведут к возможности осознания.
  Чтобы задуматься над этим, вероятно, следует вместе с Холли Сайкс войти в Лабиринт, что бы увидеть искромсанность судеб, превратившуюся в проживание жизнь, вечное ожидание расплаты, недооцененность любви и ее бесценность в этот короткий миг присутствия во Вселенной. Заметить эту удивительную хрупкость, в которой мы живем, и невероятную прочность того что нас окружает. Ощутить это постоянное присутствие темного внутри каждого, которое как Эманукель Константен будет постоянно возникать, чтобы позвать то ли к славе и свободе, то ли к предательству и бесчестию. Возможно, чтобы преодолеть это искушение, надо научиться видеть уходящую в даль  дорогу с мерцающими на ней огоньками бредущих за дюны, к реке, у которой ожидает перевозчик.
  Может в этом понимании и кроется великая сила простых смертных, с необъяснимой легкостью жертвующих этим кратким мигом ради спасения родных, близких, любимых, детей, а порой и простого человека или всего Человечества. А порой рушат лабиринты, изгоняя тьму лишь в память об одном миге счастья, когда занесенные снежным бураном две души открыли друг другу пространство света.
  Может это только простым смертным, дарована такая возможность: сдерживать в себе, в уголках собственного Лабиринта и Тьму, и Свет, чтобы самим принять решение, выбирая, что для них важнее. А кому достанется яблоко спасения, а кому раздора, зависит, видимо, от того, справился ли идущий по Лабиринту с этим выбором.
  Это было не просто. Лабиринт, в который завел нас Девид Митчелл, оказался гораздо сложнее, чем показалось на первый взгляд. Возможно, нам удалось отыскать верный путь, возможно, ему удалось нас запутать окончательно, возможно, нам еще не раз захочется вернуться сюда, чтобы поискать новые смыслы в старых гравюрах на стенках шкатулок инро. Но в любом случае этот путь стоило пройти уже ради того, чтобы перелистнув последнюю страницу, осознать себя тем простым смертным, которому тоже выпало счастье противостоять тьме в бесконечных Лабиринтах Времени.


Рецензии