Стихотворение месяца-51 - Обзор Дмитрия Ревского
1. "Пьедестал"
Ты куришь под кофе ментол и плюёшь на врачей -
Не веришь, что рваное сердце заклеить заплаткой.
Иль сшить, как ты рифмы петляешь искусно в тетрадке,
И гонишь по кругу те мысли из жизни взашей.
А круглые кольца ментола часов уже пять.
Ты скажешь себе: Он мне сердце порвал. Где тетрадь?
Но круг не придуман тобой, ты лишь можешь бежать -
Для стайера ты не годишься, а спринт на износе.
Ты видишь его, твоё сердце до боли заносит,
И с "красной строки" признаёшься ты в чувствах опять.
Закрыта в титановый круг, хоть звони в МЧС...
Ответят: Но мы не вскрываем любовный эксцесс.
Мерцающий ритм многоточьем лежит на строках.
Ты мысленно утром промолвишь: Привет, аритмия...
И бег продолжается снова, хоть "мама", хоть "мия" .
Минутная встреча, и сердце на финише - ах!
Стоит "пьедестал" твой - объятье, и руки как крест.
Замкнулось. Спокойно, без нервов, ты чувствуешь - "best"!
---------
Эксцесс - книжн. крайнее проявление чего-либо, обычно нарушающее норму, нормальное развитие.
Best ( англ.) - лучший.
*****
Чувствуется стремление автора к поиску интересных образов (что очень хорошо), но также чувствуется и недостаток непосредственного опыта - как в технике стихосложения, так и в логике построения ряда строк.
2 - 3
2. "Сможешь ли стать моим донором?"
Сможешь ли стать моим донором?
Нет, не подумай, здоровье - в порядке.
Вещи давно уже собраны,
Надо лишь только бежать без оглядки -
Снова потеряны ампулы,
Новых не будет ещё где-то месяц,
Я умираю под лампами.
Снова в глазах - ярко-красное мессиво.
Хочешь ли стать моим донором?
Дашь ли мне нужный наркотик - эмоции?
Слышишь? Слетаются вороны.
Сердце в груди как-то сильно колотится -
Видишь? Разбитые окна?
Я по ночам развлекаюсь с бессонницей,
Снова внутри что-то ёкнуло,
Это мозгам каплю радости хочется.
Знаешь, не будь моим донором.
Я ведь вчера проиграл свои сборники,
Надо уйти как-то в сторону.
К Чёрту поэзию! Стану садовником.
*****
Стихотворение было бы более интересным, на мой частный взгляд, если бы мысли в последних двух строках посвятить больше текста, а скосу в наркотическую основу – меньшее.
2-3
3. "Тем, кто в походах не бывал..."
Тех, кто в походах не бывал,
Признаюсь честно - очень жалко...
Крутой скалистый перевал,
Природа, комары, привал,
Ночёвка, отдых и рыбалка.
Идёшь - навьючен, как ишак.
С поклажей не покажешь прыти.
Палатка, спальник, нож, рюкзак,
И без питья нельзя никак,
А как с усталости не выпить?
Маршрут с друзьями нипочём,
Задорный смех прибавит шагу.
Вот и набросил на плечо
С харчами красный рюкзачок,
Да с коньком армянским флягу.
Пришли, уставшие слегка,
Палатки развернули быстро.
Горит костёр, бурлит уха,
Да и закуска неплоха -
Консервы с "Завтраком туриста".
Погас звезды ночной маяк,
В тумане горы, как под пледом.
Затух костёр, допит коньяк,
Все расползались кое-как...
И я в обнимку с чьим то кедом
Встречаю утренний рассвет,
Заря над сопками алеет...
Продрог, поскольку не одет,
И коньяка во фляге нет, -
В палатке лучше - им теплее...
Заждался город нас опять.
Как отдохнули? - Было круто!..
Мы будем долго вспоминать,
Как шла в поход туристов рать,
И строить новые маршруты.
*****
Есть частное мнение, основанное на ряде моментов стиха, что сам автор в походы не ходил, а ориентируется на байки о походах. Простите, если ошибаюсь – но я ориентируюсь на ваш текст.
Так вот, именно «байкоподобие» не даёт эмоционально подключиться к стихотворению.
3-3
4. "Потеря бомж октябрь"
октябрьский дождь как мордобой
иду по лужам
прохожим я другой-чужой
совсем не нужен
где спать подъезд фонарь окно
я сдохну скоро
но вот какое-то пятно
в тени забора
кот умирал совсем седой
но как-то гордо
пусть шерсть прибитая водой
и только рёбра
да что ты друг ну поживи
еще немного
что смог я руку положил
под кошью морду
прости что поздно не успел
в дождливой хмури
он благодарно посмотрел
вздохнул и умер
бреду октябрь слеза вокзал
и что там будет
я только друга потерял
верней чем люди
дремлю ряд кресел на краю
слепые двери
дружище встретимся в раю
сквозь сон я верю
воздастся нам с тобой вдвойне
в раю там чисто
запрыгнешь на колени мне
привет пушистый
ты жди день-два да ерунда
три дня едва ли
...мы не простим их никогда:
нас убивали
*****
Тот случай, когда автору хочется охватить глобальное, но стих расплёскивается на менее важные детали, а глобальное перерождается в некую пафосность, которая читателю не близка эмоционально по своей сути, а страшилки не работают, потому что не описаны правдоподобно.
2-2
5. "Вослед Окуджаве"
"Господа юнкера,
кем вы были вчера,
а сегодня вы все офицеры".
Господин офицер,
герр, месье или сэр,
упокоят вас воины веры.
И в пуху одеял
бывший ваш идеал,
на чужой распростёршись постели,
скажет: "Мой обормот
за народ шёл в поход,
а другие пограбить успели".
Новый царь-государь
завтра будет, как встарь,
награждать орденами посмертно,
если бывший корнет,
капелланом отпет,
в "грузе двести" займёт своё место.
Господин офицер,
герр, месье или сэр,
не питайте иллюзий заране -
на чужой на земле
честь осталась в золе,
а бесчестие требует дани.
Вам в росистую рань
оплатить эту дань,
если мёртвые сраму не имут,
то живые стократ
всех вас оговорят,
оболгав ваше честное имя.
*****
Хотелось бы понять идею, которая так размылась за именно подражательством, что за общими словами уже и не прорисовывается.
Как бы обо всём и ни о чём конкретно, а потому – не близко.
2-2
6. "Курочка Блонди. Басня"
Несла курица яйцо
Сдать в ломбард - купить кольцо.
Не простое - золотое!
"Наше дело - молодое!
У соседок у моих-
У наседок пожилых,-
Думалось ей по дороге,-
Сразу подкосЯтся ноги!
Закудахчут, загалдят:
"Как нам быть? Кто виноват?
Он ей подарил?! Помолвка?!
Обошла она нас ловко!..."
И от стресса у подруг
Всё посыпится из "рук".
Миссия - нести в Мир яйца
Перестанет выполняться!..."
Дело сделано... Петух,
Что топтал своих пеструх,
Принял, но без интереса
Все последствия от стресса:
"Неужели разгоню
Свой гарем и заменю
На одну, с кольцом, блондинку
Всю "пуховую перинку"?!
Быть кольцу подобием
Выходным пособиям!
Пусть найдёт тебя работа
Птиц Высокого Полёта!"
...Жизни не был придан лоск,
Не помог куриный мозг!
Вывод: всё себе не хапай,
Да ещё - куриной лапой!
*****
Как правило, юмористические стихи на конкурсах проигрывают «серьёзным», но здесь мы имеем другой случай, на мой взгляд.
При внешней простоте стих вполне живой, есть вполне забавные, в хорошем смысле, находки, и , что дополнительно в плюс, автору удалось избежать той назидательности, которая обычно убивает восприятие.
4-4
7. "Помнишь, всполохи тёмное небо пронзали?!"
Помнишь, всполохи тёмное небо пронзали?!
Вечер душный... в преддверье грозы.
Ты спросила глазами меня: "А нельзя ли?!.."
Я на танго тебя пригласил.
В волосах твоих русых карминная роза
Изнывала от летней жары,
А в глазах бирюзовых плескались вопросы…
Так играют в реке пескари.
Твои руки призывно взывали в том танце,
Завораживал жгучий твой взор.
Вечер душный… как жарко от пылкого танго!
Вечер памятный предгрозовой.
Этот танец любви, необузданной страсти,
Покоряя сердца, взял нас в плен.
Я боялся вспугнуть мысль нежданную: "Счастье!..
Что ты есть... Остальное всё - тлен".
Как пылала в прическе карминная роза!
От желанья пылали уста!
Вечер знойный… для лета - обыденность, проза.
Разразилась гроза, дождь хлестал.
. . . . . . . . . . . .
От былого уйти навсегда мне едва ли...
Как движенья знакомы, легки.
Танго здесь точно так мы с тобой танцевали
Грациозно, как те мотыльки.
Водрузила в причёску червлёные розы...
А в глазах - неуёмная страсть.
Подмигнула зарницей нам звёздная россыпь:
"Потанцуем сегодня мы всласть!"
*****
Тот случай, когда автору хотелось написать красиво о красивом и эмоционально-ярком– но всё красивое берётся из шаблонного, и эмоции сопричастности тексту и его героям так и не зарождаются.
3-2
8. "Канарейка"
Жизнь канарейки протекала гладко.
Певучего супруга дал ей Бог,
Отдельное гнездо, весну и кладку -
прекрасных песен дорогой итог.
От посторонних глаз укрывшись веткой,
она частенько прятала лицо
в предмет особой гордости наседки –
огромное пятнистое яйцо,
Уже не помня, как его сносила.
Наверно, в те мгновенья без числа,
когда ее неведомая сила
в мир счастья и блаженства унесла.
Вдруг словно затрещала канонада.
И вот, освободившись от яйца,
для сердца материнского отрада -
пред ней предстали сразу три птенца.
А вскоре и в четвертом затрещало,
и появилась трещина, изъян.
Перед счастливой матерью предстало
творенье Бога – чудо-великан.
Пока певунья корм ему носила –
личинок, мух, козявок и стрекоз -
он, неизменно набирая силу,
в кукушку превращаясь, быстро рос.
В гнезде кукушке места стало мало,
и, как-то поутру, в сырой росе
птенцы друг к другу в страхе прижимались
на радость злой гадюке и лисе.
Настал черед родителей несчастных:
Кукушка, став хозяйкою гнезда,
в один из дней суровых и ненастных
прогнала их из дома навсегда.
Но канарейка все дитю простила.
Родительский удел - им все прощать,
и все равно без памяти любила.
Так беззаветно любит только мать.
Всегда птенец взрослеет, оперяясь
но, даже покидая отчий дом
или родных оттуда изгоняя,
для матери останется яйцом.
*****
Следить за развитием сюжета было интересно, хотя его направленность стала угадываться ещё с середины стиха, а это является верным признаком того, что объём стихотворения превышает смысловые и эмоциональные потребности. Но в целом – всё достаточно добротно,
что неплохо уже само по себе. Плюсую за последний катрен, формулировка сделана интересно.
4-4
9. "Пацифистское"
Сидела эта гнусная скотина
на чистом, свежевымытом стекле.
Хоть есть для мух в простенках паутина,
у этой был на лапках странный клей -
примерно с полдесятого, чуть раньше,
она летать устала и жужжать.
Но скоро два! Спать хочется. Вот тварь же!
Конечно, мухам поэтесс не жаль...
Да, присосалась намертво. Навечно.
Нет сил подняться, чтобы скинуть труп.
Машу футболкой, звук нечеловечий
включаю. Ладно, сгинет поутру.
Свет вырублю, авось ей страшно станет!
Скотина нервы треплет пятый час.
Окно открыть? Ах, если б были ставни...
Соседи наверху ещё стучат!
Столы и стулья двигают, представьте!
На них найти управу? Спать хочу!
Стихи... Но про кого напишет автор,
когда его лишают нежных чувств?!
И в темноте я вижу, как чернеет
наглейшая разъевшаяся тварь!
И чернота становится жирнее...
Слипаются глаза... Пробило два.
Я пацифист. Зверей не убиваю.
Я спать хочу. И раму чуть трясу.
А вдруг она (от страха) не живая?!
Эй, тварь, петлю, хотя бы, нарисуй!
Ха, заметалась с шумом жирной пули!
Вспугнули мысли, видимо! Ха-ха!!
Вот тут-то мы тебя ужо обули!..
Лети на волю, птаха, от греха!
А эта дура, может, просто грелась?!!
Прохлада просочилась из окна...
Апрельская живительная прелесть!
Флюиды жизни, непременно к нам!
Вдыхаю как наркотик свежий воздух
и на желаю тронуть жалюзи...
Слипаются глазёнки, мысли, ноздри...
И сон в мою постель легко скользит...
*****
Опять же, попытка создать ироничный стих, но большой объём и излишние подробности этому очень мешают. Было бы интересно, мне кажется, развить именно пацифистскую линию, т.е. сделать её основной, а не одной из нескольких.
3-3
10. "Память хочет вернуться назад"
Мимо стен облетевших до срока,
Мимо ярких, чужих фонарей,
К мизансценам пленяющих окон,
В растворённую сущность дверей,
В тишину бесконечных парадных,
В откровенье скрипящих перил,
Время девочкой лёгкой, нескладной,
Убегает из всех своих сил.
Ночь застенчивой, горькой потерей
Забирается к нам на кровать.
Тяжело жизни прожитой верить,
Наслаждаться, любить и мечтать.
Чуть дрожат огрубевшие руки,
От сомнений слезятся глаза,
Мимо мрачной, зелёной разлуки
Память хочет вернуться назад.
Пробежать по звенящим ступеням,
Распахнуть обветшавшую дверь
И упасть в тишине на колени,
Там, где время не знало потерь.
Там, где звёзды огромные светят,
Где ещё не пропали мечты,
Там, где бегают шумные дети,
Где тепло улыбаешься ты.
*****
На мой взгляд, у автора есть интересные образы, но как-то они сами по себе, темы стиха – сами по себе, а идея вообще потерялась. В идеале это всё должно быть органично и помогать друг другу, но здесь не случилось.
4-3
11. "Алхимия"
Трусишь, встречаясь с людьми плохими, ты
Книжник, а не герой?
С полки сними третий том "Алхимии",
Нужный раздел открой:
Сыпь в котелок серебро и олово,
Водку и пиво лей -
Вырастишь в нем запасную голову,
Станешь куда смелей.
Будет она озорно подмигивать,
Глядя из котелка:
- Хватит сидеть целый день над книгами,
Жизнь и так коротка.
Душу проветри свою бумажную,
Киснуть не стоит зря.
Выбери девушку, чтоб ухаживать,
Ясную, как заря.
Выгони прочь со двора обидчиков,
Удаль яви и стать
И принеси мне на ужин блинчиков,
Я тебя буду ждать...
Битым вернешься, держась за голову,
Превозмогая боль.
Вновь в котелке серебро и олово -
Выдохся алкоголь.
*****
Хороший сюр, для тех, кто сюрность любит. Я её вполне принимаю и понимаю. Не могу сказать, что стих стал мне так уж прям душевно близок, но что он вполне цельный по стилю и идее – могу. Также отмечаю иронию, а хорошая ирония – редкость. Ну и опять же, нравится идея или нет – но образы запоминаются, что тоже в плюс.
5-5
12. "Чёрный квадрат"
Солнце скатилось кубарем за черту.
Ночь схоронила в спешке его останки.
Ветер поднялся и с горизонта сдул
Гаснущий пепел жаркого сердца Данко...
Взгляд проникает в чёрный квадрат окна,
Тщетно блуждая в поисках ярких зрелищ.
Темень-пантера строго в своих тонах
Ляпает лапой кляксы а-ля Малевич.
Кем-то задеты струны небесных лир.
Слёзы блеснули в кратерах лунной броши:
Кажется ей, что наш полусонный мир
В дебрях Вселенной всеми богами брошен.
*****
Третий катрен как-то снизил планку, но в целом – вполне интересный философский созерцательный стих, который откликается – во всяком случае, во мне - откликается.
5-5
13. "Типично северно-мартовское"
Безразмерными днями резиново тянется март.
Снег слегка оседает, темнея по кромкам обочин.
Солнце бьёт по глазам, но, увы, согревает не очень.
Диссонанс между "вижу" и "чувствую" сводит с ума.
Вероятно, природа готовит сезон перемен:
то чирикают птицы, то бегают "свадьбы" собачьи,
то сосульками крыши старательно плачут и плачут,
и сугробы сникают, дома поднимая с колен.
Распахнуть бы пошире окно - свежий воздух вдохнуть,
только он загустел и хрустит на зубах горькой льдинкой.
Я по дому брожу неприкаянно-дикою Динго
и пытаюсь представить цветущую где-то весну...
*****
Стих о весне с той идеей, что литгерой мечтает о весне? Ну, несколько бедновато, на мой частный взгляд. Но образы мне были интересны.
5-4
14. "Я не люблю оксюмороны"
Я не люблю оксюмороны.*
Не может быть горячим лёд.
Не будут белыми вороны.
Не будет горьким сладкий мёд.
Не совместимы страх и радость.
Я не пугаюсь, если рад.
А если кто-то сделал гадость,
Я не скажу: "Хороший гад".
Краса не может быть ужасной.
Не может добрым быть зверьё.
Не может жаба быть прекрасной.
В природе – каждому своё.
И удивительно, и просто
Чему-то вкус, кому-то цвет
Она даёт "по нормам ГОСТов",**
Которых у природы нет.
У ней на всё свои законы.
Поэтому: "Имей ввиду,
Я не люблю оксюмороны -
Они с природой не в ладу".
В процессе творческого роста
Я начинаю понимать:
Как гениально всё, что просто,
И как права природа-мать.
-----
*Оксюморон – соединение двух противоположных по смыслу слов
(страшно обрадовался, ужасно красивая и т.п.).
**ГОСТ – государственный стандарт
*****
ГОСТы меня несколько смутили, не идейно – а стилистически, Я бы как-то иначе сделал. Идея в концовке дана как-то не то, чтобы неправильно, но очень плоско, хотелось бы в стихе про оксюмороны, пардон, их неодобрение – большей яркости.
4-4
15. "Деревенское"
Разведи руки!
И весны охапку
Принеси, ну-ка!
Чтоб долой – шапки.
Чтоб долой – куртки,
На чердак – лыжи,
А в глазах – юркий
Огонёк рыжий.
Чтоб в росе – ноги,
Много дней тёплых,
И ночей – много
В городах - сёлах...
Чтоб зерно – в землю
И дожди – к росту.
Чтоб душа пела -
Ни о чём, просто...
Чтоб жива вера
И жива мама.
Настежь все двери
И светло в храмах...
Чтоб в горох платье,
По селу – слухи...
Обхвати счастье,
Разведи руки!
*****
Я не считаю повторение «Чтоб» в каждом катрене удачной, единообразие конструкции обедняет восприятие стиха. Вторая претензия – скажем так, автор намешал слишком много, чтобы читатель начал чем-то серьёзно проникаться и сопереживать. Получилась некая считалочка, которая считалочкой не является, но – формально соответствует.
3-3
16. "Весна в Париже"
Руасси — Шарль-де-Голль. Мы чарующе окрылённые.
Понимаешь теперь — этот город для нас был создан.
И когда над весенним Парижем парят влюблённые,
В Елисейских полях по ночам расцветают розы.
Волшебство безгранично, и мы его делим поровну.
Лафайет, закружив хороводами манекенов,
Нам подмигивает "Сен-Лоранами" и "Диорами",
А у нас на двоих — лишь по паре потёртых кедов.
Мона Лиза прекрасна как сон. Я её копирую -
Неудачно. А значит, мне с ней не стоять и близко.
Ты отходишь на пару шагов и приходишь к выводу,
Что да Винчи в улыбках вообще ни черта не смыслил.
Растворяясь в пространстве кофеен и старых двориков,
Проникаем под плёнку иных временных слоёв,
И впитав с этих улиц величие всех Людовиков,
Мы восходим торжественной поступью на Понт-Нёф.
Ты рассказываешь, что веке так в девятнадцатом
Было модно топиться в Сене.
А давай — как в сказке, где «жили долго счастливо».
Умереть мы еще успеем.
*****
Некоторый перегруз географическими названиями в ущерб лирике и каким-то интересным эмоциональным деталям. Ну, Париж. Смотрится как большая декорация для стиха, где актёры ещё не до конца выучили свои роли. И поэтому мои эмоции вне их жизни, а для стиха - надо бы наоборот.
Плюсую за «длинную строку», это не сильно распространено, а я такую технику вполне приветствую.
4-4
17. "Всюду появлялась нагая..."
Всюду появлялась нагая -
в буднях, в толчее, в суматохе,
память бередила нахально,
разума последние крохи
отнимала, подло играя...
Что за подколодная тварь ты!
Что же без тебя всё иное:
щи пустые, чай без заварки,
лишь идут сплошною чредою
бескозырок мелкие карты.
Вот бы на виду всех полиций
гулко загулять, заколдобить,
в барах и борделях забыться,
дух развеять подлый зазнобий
мелочных грехов вереницей...
Тот вертеп тебе не сочельник:
для господ кривых, золотушных
за пятак-другой неподдельный
лебедей постельных подушно
выдают, хоть день понедельник.
Весело спустить всё бабло им,
а потом с баяном трескучим
гоголем пройти по вагонам,
злобу отыграв-отчебучив
песней удалой забубенной.
............
Странно мне -
во сне я спокоен.
Птичий хор звенит и смеётся,
и, забыв про злые оковы,
я от восходящего солнца
легкой прикрываюсь рукою...
*****
Такое впечатление, что стих написан ради того, чтобы попытаться поиграть строками, поскольку ни образы героев, ни тематика, ни какая-то интересная идея друг друга в нём не находят, хотя местами и аукаются.
Отдельные строки любопытны, но они так и остаются отдельными, а не гармоничной частью цельного.
4-3
18. "Вселенская извёстка и деревенская гармошка!"
Румянит пирожочки прогретый день-денёчек –
черешня и клубника – начинкой наливной.
Краснеют лбы и щёчки,
и небу нет конца...
И хочется денёчек вкусить за обе щёки,
вчерашний вспоминая,
от края и до края...
Любовь пришла, весна!
Насытит жаром печка, что вечно и невечно,
закатными углями распишет небосвод.
И капелькой извёстки
проявится луна.
Пойдёт белить по склону и каждому с поклоном
раздаст извёстки звёздной,
ни жалко ей бездонной:
для чувств и для ума!
...макнусь душой-раскраской и лучиком-указкой,
когда рассвет надумает разжечь в ночи огонь,
слова чиркну любовные по сердцу пирожочка.
...румянит печка щёчки!
— Весна!.. – поёт гармонь!
*****
Не поймите меня неправильно, но выбранный ритм в сочетании с уменьшительно-ласкательными формами в чрезмерном количестве сразу настраивают на нечто пародийное по вашему же тексту. Сюда же добавлю некоторые логические неясности, типа того, что я впервые слышу о применении извёстки для сердца и ума. Только не надо мне говорить, что это стих, и я не понимаю образность. Образность я понимаю, когда она РАБОТАЕТ НА стих. Когда она гуляет сама по себе – это недоделанный текст.
2-3
19. "Нет бывших жен"
Нет бывших жен, есть мёртвая любовь,
Ушедшая от нас, как время года,
Гуляет в мире выбора свобода,
И ты ей не перечь, не прекословь.
Зачем-то каждый день уже разбит
На тысячи дорог и разветвлений,
На споры и несовпаденье мнений,
Всё это названо коротким словом "быт".
А мы не успеваем выбирать,
Сбиваемся и в тупиках ночуем,
И под девизом – "Всё равно хочу я!"
Уже готовы стены пробивать,
И всё хотим попасть в другую жизнь,
В отчаяньи не видя больше средства,
Стучимся лбом, и не жалеем сердца,
Но временем заточены ножи.
Мгновения звенящий волосок
На этих лезвиях разрезан на кусочки,
И негде нам теперь поставить точки,
Без остановки падает песок.
*****
Взялся за глобальность – соответствуй. А соответствовать можно одним способом – образностью такой, что прочитал – и она стала твоей. Здесь, по моему мнению, попытка покорить нечто важное и большое окончилась стандартизацией образной системы и идейного наполнения.
3-2
20. "Рембрандт"
Была в начале тьма - так сделал свет,
Чтоб проступить из тьмы всему творцом.
Зачем был послан фон коричневеть?
Затем, чтоб сквозь него прошло лицо.
Чтоб ожили глубины земляных
Пустот, родив искания внутри,
Пространства, ожидания полны,
Сумели плоть из тени сотворить.
Чтоб многосложность вечную впитав,
Возникло естество с искрой ума,
Вокруг же оставалась темнота,
Людским запросам чуждая внимать,
Чтоб посмотрел тревожно человек
В глаза Первопричине бытия
И захотел, чтоб лег на кожу свет,
Из тайных бездн неспешно пролиясь,
Вершится единение основ,
Земное озаряется Творцом.
Не важен возраст тем, кто вечно нов.
Из тьмы сияет главное – лицо.
Ему теперь не нужно ничего,
Хоть прочий мир цветением богат:
Кто ощутил с Божественным родство,
Тот потерять боится дивный клад
И смотрит потрясенно, лишь Ему
Доверив полноту любого дня,
И жаждет одного - чтоб свет во тьму
Вливался, озаряя и храня.
*****
Скажу так, что поминая божественное, желательно хотя бы сформулировать вашу идею, причём очень тщательно выбирать лексику, поскольку тема это по своей сути предполагает, не так ли?
Стихотворение не удалось ни идейно, ни образно, поскольку за словами нет смысловой завершённости мыслей, всё очень поверхностно и размыто.
2-2
21. "Безмятежность"
Предзимний пруд украсился немного
Морозным и бесснежным тихим днём -
Кругом заиндевелая осока
По берегам покрыта серебром.
Среди неё черны и одиноки
Стоят ракиты, глядя глубоко,
А в омутах плывут и тонут лодки
Угрюмых просмолённых облаков.
Как на тетради тонкая обложка,
У берега прозрачный первый лёд,
И маленькие сонные рыбёшки
Лениво проплывают взад-вперёд,
Качая нити водорослей рыжих.
Я совершу мальчишеский обряд -
Возьму белесый в инее булыжник,
Нарушу безмятежность ноября.
*****
Если концовка предполагала юмор, то он не удался, на мой взгляд, а вот «мальчишеский обряд» вызывает недоумение своей формулировкой.
Возможно, что стиху не хватает катрена, возможно, что переход от природы к броску камня надо как-то иначе перефразировать – это решать не мне, а автору.
4-3
22. "Для чего?"
Для чего нам поэзия свыше дана,
Дым рассвета и угли заката?
Чтобы новым вещам нарекать имена,
Как в раю нарекали когда-то.
Для чего вдохновение будит ладонь
Обводить еле слышные звуки?
Чтобы музыка ветра раздула огонь
Языками блаженства и муки.
Для чего на холсте появляется явь,
Недоступная праздному взгляду?
Чтобы двигаться к новому берегу вплавь,
Отвергая любую преграду.
Для чего к неизвестному взор обращён,
К ярким звёздам, мерцающим часто?
Чтобы здесь, на Земле, понимали мы, в чём
Заключается вечное счастье.
Для чего не оставим любви на потом?
Просто жизнь не случится другая –
И река, и огонь, и воздушный поток,
И сырая земля под ногами.
*****
Мы разошлись с текстом с фразы о том, что В РАЮ нарекали новые ВЕЩИ. Да и дальше пафосность автора не сблизила меня и стихотворение, о чём и пишу с сожалением.
2-3
23. "О войне"
*
1.
Будто на засуху мгу -
первой любви перегляд:
Бабочки на берегу -
яркие всполохи клятв.
Лето, как тысячи лет,
нежит пригревом шальным.
Ходит по кромке рассвет,
словно не будет войны.
Зыбких четыре утра,
тёмная тень у реки.
Пробуют нити утрат
пря'дильщики - пауки...
2.
В строках скупых - напротив-
полуистёрт графит:
Тишь меж боями бродит,
так, что в ушах звенит.
В прорезях неба - Южный
крест - золотым песком.
Месяц льняной краюшкой
тихо плывёт в окоп...
Краткая передышка,
лирики не унять.
Только живых не слышит,
смерти шальной снаряд.
Сборщик людских агоний -
не'жить - кривит лицо.
Ветер по пеплу гонит
бурый от ржи листок....
Взорванное полесье,
между деревьев - тьма.
Выше - до поднебесья -
крик: "Я не умер...ма..."
*****
Стих безусловно построен на пробивании читателя на жалость и сочувствие, я это вижу, но также вижу в себе и то, что стиху и автору это всё-таки удалось. А это уже плюс.
На мой взгляд, во 2-й части 2-й катрен крайне неудачен и очень лишний.
Но это частный взгляд, хотя, если услышите подобное ещё от кого-то – стоит задуматься.
5-4
24. "Сказочка"
Я помню эту сказочку: жила
принцесса в удалённом мрачном замке -
ни повара, ни пони, ни служанки,
дракон - и тот был списанным и жалким -
летать летал, а драться не желал.
Вы спросите: а где же женихи?
Где храбрые роланды-ланселоты?
Ужель им ради девы неохота
преодолеть чащобы и болота
и обнажить фамильные клинки?
Полкоролевства – это не пустяк,
и многие из жадности решались.
Но вечно обстоятельства мешали:
то снег, то дождь, то зной и слепни жалят,
то в карты проиграются в гостях
у местного лесничего, а тот
возьмёт в залог доспех, коня и сбрую…
Нельзя же, в самом деле, в глушь лесную
идти пешком в подштанниках, рискуя
в бою потом, как жалкий шкодный кот,
стоять перед драконом... Ей же ей,
принцесса верной гибели не стоит.
"Наивный рыцарь был зажарен стоя" -
аж дрожь берёт от этаких историй!
Приданое бы взял, но жизнь нужней.
Так всяк герой от подвига бежит -
не рыцарством, подштанниками пахнет.
Отваги ни в балладах, ни в сердцах нет.
И оттого принцесса в замке чахнет,
и пацифист-дракон поныне жив.
*****
На мой взгляд, натурализм концовки одержал верх над юмором,
что в минус восприятию. Возможно, текст имело бы смысл несколько сократить. Общее впечатление такое, что начало и развитие стиха мне понравилось больше.
4-4
25. "О милом крае"
Не судите в одночасье строго,
Видимо, на то судьба моя:
Вы зовёте в дальнюю дорогу –
Мне иные по сердцу края...
Те края милее, где раздолье
Так волной пускает ковыли,
Что душа светлеет поневоле,
Будто бы они в неё вросли.
Там речушки блеск. И караси в ней
Теребят закатами рогоз.
И зовётся место то – Россией,
Так у нас веками повелось.
Ночью соловьиной, будто шалость –
Росы звонко опадают ниц,
Чтобы гуще нива поднималась
Из земли распаренных крупиц.
Обниму упругие ростки я,
Надышусь их свежестью сполна.
Хочется понять вам, где Россия?
Просто оглянитесь: вот она!
*****
Мне очень хотелось найти в тексте что-то непосредственно свежее и авторское, но нашлось только дежа-вю и нечто есенинское. Что неплохо, но не хорошо. Хотя патриотизм, безусловно, присутствует, что в плюс.
4-3
26. "Сны многожителя"
Притихший в изумлении великом,
Ищу слова - зарубки на уме,
-Я здесь! Я - есть! - кричу, и с первым криком
Надолго забываю о зиме.
Для мира нет ни меры, ни названий,
Но чтобы маму звать, не нужно слов.
Хватаю грудь голодными губами -
Любовь и пищу впитывать готов.
Познаю всё! Сперва на вкус и запах,
Настрою слух, проверю свой фальцет.
Белеют чьи-то лица - мама? папа?
И - через вечность - мир включает цвет.
Рванется жизнь непойманной жар-птицей,
Роняя в память перья ярких снов,
От красного к лиловому помчится
В тот путь, что неизведан. И не нов.
В лазурь мечты и в серый тон печали,
И в неизбежность - чёрную - утрат,
Раскрасит время сказку о мочале,
Чтоб как всегда закончить маскарад.
Оставив миру мир, а плоть - могиле,
Вернусь туда, где сам себе я - бог.
От сна очнусь, всеведущ и всесилен.
Бессмертен. Бесконечен. Одинок.
Зима внутри! Глядит голодным волком
Сама в себя и воет на Луну.
...Цветные сны разложены по полкам.
Я выберу случайный - и усну.
*****
Очень похоже на лоскутное одеяло. Вроде как-то и сшито, но совершенно не греет, поскольку всё как-то по верхам.
3-3
27. "Игры"
Мы - на доске,
где белое за чёрным
обходит взглядом скаредный аскет...
Постой, бедняга, ты почти ослеп,
подсчитывая множимые зёрна.
Не повезло:
уже не клетки - грани.
Смыкается броня - добро и зло
берут неразличимо - на излом,
испытывая души, выбирая.
Ты сам - не свой,
но нас не это губит.
Качает бестелесной головой
забытый на столе японский бог,
четырёхмерный складывая кубик.
*****
Возможно, что я что-то упустил в тексте, а возможно, что текст что-то упустил в том, чтобы донести свою идею до меня. Хотя кубик – понравился.
4-3
Свидетельство о публикации №117050907485
Дмитрий, спасибо большое за мнение. Могу сказать лишь одно - конечно, не претендуя на согласие и даже на понимание.
У меня много самых разных стихотворений. Много победивших в конкурсах.
Но это мне самой особенно нравится - есть ощущение, что удалось выразить именно то, что хотелось, то, что надо было выразить. То, что мне представляется самым важным в живописи любимого мной с детства Рембрандта, ухватывает его стиль, называет главное в воздействии на меня его живописи.
Стихотворение писалось в Музее истории искусств в Вене, возле автопортрета Рембрандта и других его картин, в той самой неповторимой атмосфере, которую создают эти полотна.
Возможно, оно останется стихотворением "для меня", почти "дневниковым". Это не так важно. Важно, что есть чувство, что оно удалось! Несомненно удалось! Независимо от того, как его восприняли другие. (Кстати, среди членов жюри есть те, которым оно понравилось, и это мне очень дорого)
Еще скажу, что именно это стихотворение я выбрала для конкурса, увидев в списке членов Жюри Вас.
Интересно было, что Вы скажете. Я с Вами мало пересекалась, просто знаю, что Вы человек на Стихире авторитетный, захотелось именно таким способом познакомиться поближе.
Спасибо за обзор!
С ПРАЗДНИКОМ ПОБЕДЫ!))
С уважением,
Марта Журавлева 2 09.05.2017 20:01 Заявить о нарушении
Моё же мнение нужно понимать так, что я постарался в обзоре быть максимально абстрактным читателем, и исходил именно из критериев массовости понимания каждого стиха. Если же говорить про более узкую аудиторию - я думаю, что всё востребовано.
С передачей эмоций по картинам (о картинах и проч.) - вообще достаточно сложно, тут очень много у каждого личных деталек, предпочтений и вкусовщины.
**
Мне безусловно приятно ваше мнение о моём опыте, большое спасибо. Надеюсь, что некоторое соответствие вы нашли :))
Знакомство наше состоялось, я буду рад вас видеть и у себя на странице, и на конкурсах Голосов. Приглашаю вас :))
Дм.
Rewsky 09.05.2017 21:50 Заявить о нарушении