Блаженный Иоанн Шанхайский
(Переложения изречений и проповедей)
МИТРОПОЛИТ АНТОНИЙ (Храповицкий)
О ЕПИСКОПЕ ИОАННЕ
В наше время
Всеобщего духовного расслабления
Епископ Иоанн был зерцалом
Непостижной строгости и твёрдости.
ВЛАСТЬ НАД СИЛАМИ ПРИРОДЫ
Все двадцать семь месяцев,
Когда лагерь русских беженцев
Находился на филиппинском острове Тубабао,
Ему только раз угрожал тайфун,
Да и то, по молитвам святителя Иоанна,
Обошёл его стороной.
После того, как лагерь был эвакуирован
Страшный тайфун обрушился на остров,
И полностью уничтожил все строения.
СЛОВА КАТОЛИЧЕСКОГО СВЯЩЕННИКА
На Божиих святых взирайте.
Каких ещё вам доказательств,
Когда всем страждущим открыт,
Смиренно чудеса творит
На улицах, всегда босой,
Святитель Иоанн Босой.
СВИДЕТЕЛЬСТВО ОДНОЙ ФРАНЦУЖЕНКИ
Мне как-то близкие сказали,
Что было принято в Версале
Детей, болевших непрестанно,
На улицу, под Иоанна
Благословенье выгонять.
Те здравы делались опять.
СВИДЕТЕЛЬСТВО ДУХОВНОЙ ДОЧЕРИ
Однажды, когда моя вера стала колебаться, –
Божиим промыслом,
Во время службы отца Иоанна
После слов владыки «Приимите, ядите..»
Я увидела, как огонёк, в форме тюльпана,
Но больше размером,
Опустился в Чашу со Святыми Дарами…
И моя вера
Воскресла.
О МОЛИТВЕ
1
Что такое молитва?
Это разговор человека с Богом.
2
Что есть сила любви?
Как её ни зови,
Но в спокойствии или в лишении
Наша сила любви –
Есть желание крестоношения.
В ОДИНОЧЕСТВЕ…
И в одиночестве таится
Начало высшего единства.
ПРОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ
Господь принимает
Все прошения человеческие,
Как бы малы или ничтожны
Они ни были,
Лишь бы сердце человеческое
Радовалось и трепетало
Предстоя пред лицом Владыки.
ОТ СЕРДЕЧНОГО ИЗБЫТКА
К Господу Богу нам не обращаться бы всуе.
Не от избытка ли сердца сие пролито:
Так, нелюбовь вопрошает: «За что наказуешь?»
И вопрошает любовь:
«Ты прощаешь?.. За что?»
САМАЯ ВЫСОКАЯ МОЛИТВА
Самая высокая молитва – это та,
Когда человек забывает все свои цели,
Даже самые высокие,
Горя одним желанием
Как можно ближе придвинуться к Господу,
Отдать всё своё сердце Ему.
РАССВЕТНЫЕ ПТИЦЫ
Божиим благословеньем согрета
Невыразимая нежность рассвета.
Мир наполняют, как будто в испуге,
Птиц пробудившихся первые звуки.
Небо – страна их, а келии – кроны.
Так они искренни, так утаённы…
БОГ ЕСТЬ ОГОНЬ
В безумной дерзости не тронь:
Бог – поядающий огонь! –
Достойное – лишь закалит,
Негодное – испепелит.
В грядущее отнесена, –
Нам встреча с Богом суждена.
Хотим того ль мы – не хотим,
Но встретимся однажды с Ним.
Пред встречей – и об этом речь –
Грехи необходимо сжечь,
Но как они в тебя вросли! –
Исторгни их, испепели, –
Сию добычу сатане
На покаяния огне.
………………
Верши свой неприметный труд, –
И помни, что Грядущий Суд
Лишь к нераскаянным жесток… –
Не пряча голову в песок.
ПОЧТЕНИЕ УСОПШИХ
Вся пышность похорон, могил, –
О, стоит разве стольких сил!
Все некрологи и цветы,
Вся суетность земной тщеты,
К Творцу не приближают нас, –
Как сделанные напоказ.
Покойному свою судьбу
Не изменить; в каком гробу –
В богатом, бедном ли, поверь, –
Без разницы лежать теперь.
Усопший же, что ныне – прах,
В каких нуждается дарах? –
Там, где душа его болит,
Церковных жаждет он молитв,
Прошения "за упокой"
За литургиею святой.
Создателю ж хвалу воздай
И алчущего напитай,
А также нищего сего,
Как будто брата своего
Усопшего,
У двери рая
Духовной пищею питая…
ПРОСТИМ И МЫ
Пройдёт печаль Великого Поста,
И Царство долгожданное Христа
Отверзнется томящемуся взору.
Земную тяжесть вяжущих обуз
С плеч сбросим мы: чем невесомей груз,
Тем облегчённей восхожденье в гору.
Дабы не впасть в тягчайшую беду,
Изгоним из сердец своих вражду,
Восплачем покаянными слезами.
Заступничеством Девы и Жены
Очищены, и Богом прощены,
Простим и мы виновных перед нами.
ПОСТ
Пост – это должность, кресло, кабинет;
Пост – под охрану сданный нам объект,
За оставленье коего с нас взыщут.
А также, пост – храненье дум и чувств
От находящих тёмной тучей буйств;
Храненье уст – от запрещённой пищи.
В КОНЦЕ ВСЕГО ПУТИ…
Столь быстротечно время! И оно
Нам только для спасенья душ дано…
Дана и память, что не обойти
Нам Страшный Суд – в конце всего пути.
СВЕТ ПОКАЯНИЯ
Представьте комнату, что свет
Не видела с десяток лет
Существованья, –
Так брошена, захламлена
Жизнь наша, и душа темна –
До покаянья.
В ней – тщанье плотского ума,
Нерассветающая тьма,
Мрак преткновенья.
Там будущность объемлет – страх,
Там – каждый наш неверный шаг
Грозит паденьем.
Покаяться б давно должны, –
Но мы в грехи погружены
Злой круговерти.
Несмысленные, день за днём
К своей погибели идём,
К духовной смерти…
Но хлынет лишь Господень свет,
Свет покаяния, – и нет
Мглы разделенья.
И все, изъятые из тьмы:
И вы, блаженные, и мы –
Близки к спасенью.
БЫТЬ ПРАВОСЛАВНЫМ
(из проповеди в седмицу Торжества Православия)
1
На греческом языке слово «анафема»
Означает «отделение с вознесением вверх»,
То есть предание Суду Божьему.
Тех, кто не только сам
Отступает от Православия,
Но и увлекает за собой других,
Церковь отсекает от себя,
Как заражённую раком
Или другою опасною болезнью
Часть тела,
Дабы предохранить от заражения
Здоровую его часть.
2
Всякое отступление от Православия
Есть повреждение ясного духовного зрения,
А также ослабление духовных сил.
Быть православным важно,
Ибо православное учение о Боге есть то,
Что открыл Сам Сын Божий.
Быть православным означает
Иметь верное знание о Высшем,
Насколько оно доступно человеку.
А также знать путь
В мир Горний…
ПЕРЕД ПЛАЩАНИЦЕЙ
Лежит пред нами Сам Творец
Земли и неба, всей Вселенной,
Прошедший крестный путь мертвец,
Покойник необыкновенный.
Те заповеди, что Он дал,
Мы преступили, согрешая.
Как смертный, Он за нас страдал,
Быть Богом не переставая.
И в этот вечный миг весны,
В сей, ладаном пропахший вечер,
Цветы Ему принесены,
И возжжены печально свечи.
А Он, страдальческий венец
Избравший, – от Своих избранных
Ждёт размягчения сердец, –
Бесчувственных и окаянных…
НА СТРАСТНОЙ НЕДЕЛЕ
1
…Ещё немая бездна пролегла
До светлого Христова Воскресенья –
От скорби той, от траурных одежд,
От храмовых коленопреклонений;
От Сада Гефсиманского, где предал
Владыку злочестивейший Иуда;
От ночи той и от того двора,
Где трижды убоится слов служанки
Апостол Пётр до пенья петушина,
И отречётся Господа; от криков
Безумия, Пилата превозмогших
Неистовством: «распни Его, распни!
«Свершилось!»
Миг – и надвое завеса
Разодралась в ветхозаветном храме.
2
Но что за чудо: словно бы светает
Среди вселенской неподвижной ночи,
Как будто – где-то ангельские звуки
Касаются измученного сердца,
И сердце плачет и обнять готово
В слезах любое Божие творенье…
А, может быть, доносит ветр восточный
С собой благоухающее миро,
Что жены-мироносицы готовят
К помазанью Спасителя…
О Боже,
За что, скажи, Твоя любовь и милость
Твоё неистощимое терпенье
К созданью Твоему?..
Помилуй грешных.
ПАМЯТИ ЦАРСТВЕННЫХ МУЧЕННИКОВ
1
В сей день освящаешь ты море скорбей –
О память, – о лучшем из русских царей!
С народом и он был как простолюдин,
Смиреньем Тишайшего превосходил.
Рассвет над столицей лишь только вставал –
А он уж молитвою день начинал.
И так же молитвой, заботой согбен,
В надежде на Бога заканчивал день.
Лишь набожность – те кто взорвали страну –
Могли Государю поставить в вину.
И он – как никто никогда из царей –
Россию любил больше жизни своей
Любовью святой, неподвластной уму.
И чем же она отплатила ему?
2
Войны мировой полыхала звезда,
Сплетала терновый венец клевета,
Шипели газеты, гремели бои,
Измена силки расставляла свои.
И вскоре, в одну из тягчайших годин,
Задержан, во Пскове, он будет один.
С охраной, с конвоем – лишь внешне людьми –
Жить будет, как в клетке, – один, со зверьми.
А там – и Россию, и сердце её –
В подвале, глумясь, растерзает зверьё.
3
На крест Государев, – как ослеплена,
В покорном безмолвье взирала страна.
Так вникнем же в ужас Евангельских слов:
На нас и на чадах лежит Его кровь.
Отмолен ли будет, свершённый при всех,
При полном молчанье чудовищный грех…
ПР. СЕРАФИМ САРОВСКИЙ
Он был как светильник, рассеявший тьму,
И Пасху средь лета запели ему.
Он только небесному гласу внимал,
А мира и всё, что в нём есть убегал,
И подвигом древних в пустыне расцвёл
Так, что весь мир к его гробу пришёл.
Воистину, Божьим подобьем он стал, –
Чистейшего горнего мира кристалл.
Ни йоты в Божественном не исказил,
Всю горнюю славу в себе отразил.
Смиреньем в Небесное царство вошёл,
Хоть путь наш к спасенью кремнист и тяжёл.
Подняться б России ко Господу вверх!..
Но души гнетёт нераскаянный грех.
И властно покаяться совесть велит,
Коль камень измены сердца тяготит
И память: как будто вчера, а не встарь,
Был предан молчанием подданных – царь.
О, как ты, Россия, лишилась всего!
И как растоптали корону Его,
И как он поверил обманным речам, –
Он, первым в Сарове припавший к мощам!..
ОБРАЗЕЦ АСКЕТА
(Игумен Герман Подмошенский)
Святитель Феофан (Быстров) –
Худ и "прозрачен", не суров,
Как ангел, всем явился.
В какой бы ни было стране, –
В ненарушимой тишине
Безмолвен, тих, молился.
Молясь, глаза он закрывал,
Как будто вечность прозревал,
Не отрывая взора
Духовного. Так службу вёл,
Что чудилось: святой сошёл
В плоти – со стен собора.
Когда "прощал и разрешал",
То с ласкою в себя вмещал
Всё Божие творенье.
Так, Господом России дан,
Святой владыка Иоанн, –
Его был повтореньем.
О ВОСКРЕСЕНИИ ТЕЛА
Невидимо, за годом год,
К концу наш ветхий мир идёт, –
Мир, множащий химеры.
О том, что дальше будет с ним,
Сказал блаженный Дамаскин
Нам в "изложенье веры".
"…Осмотрятся: со всех сторон –
Всепоядающий огонь,
И запылали реки.
И новые – с душою плоть –
Для жизни будущей Господь
Соединит навеки.
Миряне или чернецы,
Премудрые или глупцы,
Не верившие Слову,
Избавленные тленья пут,
На Суд последний притекут
К судилищу Христову.
Судьбою связаны одной, –
И тело судится с душой,
Судьба так съединила
На радость или на беду,
Поскольку в теле ты – Христу
Иль дьяволу – служила".
О СТРАШНОМ СУДЕ
1
Никто не знает дня того – лишь Бог.
Но признаки и знаки приближенья
Сего даны в Евангелии всем,
А также в «Откровенье» о кончине
Отступного отверженного мира –
Святого Иоанна Богослова:
Там, за кончиной мира –
Страшный Суд.
2
Завесу страшных дней поднял апостол,
Сказавший, что перед кончиной жизни
Земной – в ней будут войны, мятежи, смятенье,
Землетрясенья, брань междоусобиц.
А люди – будут изнывать от страха,
От ожиданья неминучих бедствий,
И будет жизнь для них – одною мукой,
И будет горем – наказанье жизнью.
И люди тех времён – неблагодарны –
Врагами станут Божьего Закона,
Добро же будет попираться всюду,
И нарастанье зла – везде такое,
Что Сам Христос в пришествие второе
Едва ли веру на земле отыщет.
3
К концу времён, взращённый злобой адской,
Неотвратимо, на свою погибель,
Власть, – что должна принадлежать Христу, –
Похитит злочестивейший антихрист;
Еврей он будет из колена Дана,
Отцом его кто будет – неизвестно,
А скверная и мнимая девица,
Та – будет ему матерью…
4
Апостол
Нам говорит: не явится антихрист,
Покуда взят не будет из среды
Держащий мир своей законной властью.
Но тайне беззакония противен
Закон и управленье твёрдой власти;
Когда ж они падут, тогда ничто
Антихристу прийти не помешает.
Сам Иерусалим столицей мира
Он сделает, но только при условье,
Что мир его правителем признает.
И жить враждой он будет, поощрять
Всемерно отпадение от веры,
От Церкви и Христа. Не устоят
И многие епископы, а люди
Все захотят покоя, соглашенья,
И ласковое зло возобладает,
И будет изощрённое паденье
Оправдано,
И грех всем станет сладок.
5
Когда весь мир – от края и до края –
Антихристу безмолвно покорится,
Тогда откроет он своё лицо,
Исполненное злобы к христианству.
Апостол говорит нам, что у всех,
Антихриста Христом признавших слепо,
Знак будет на челе и на деснице.
Однако же должны явиться будут
Перед вторым пришествием – святые
Енох и Илия – для обличенья
Антихриста и проповеди веры.
Но их, пророков, не вкусивших смерти,
Убьёт антихрист чёрной силой мага.
И будет длиться пир безумной злобы
Три дня, – пока святые не воскреснут.
И это для антихриста и слуг
Антихристовых – явится кошмаром,
И преисподней леденящим страхом.
6
…Тогда наступит и кончина мира.
Стихии возгорятся, ветхий мир
Погибнет в миг один,
Всё изменится.
И явится знаменье Сына Божья –
Знамение Креста.
В мгновенье ока
Все мёртвые воскреснут в обновлённых
Своих телах, – как в обновлённом теле
Воскрес Спаситель.
Трубы вострубят, Господь приидет
Со славою на облаце. И крест,
Увидя крест святой – в восторг одни
Придут, другие – в помертвение и ужас.
Разделятся так люди: пред Судьёй
Направо кто пойдёт, а кто – налево…
Вот – пьяница, блудник,почивший телом.
Однако ж грех не умирает с телом,
Но жадно ищет удовлетворенья
Своим желаньям… тщетно ищет их.
Не находя, он в ненависть приходит,
В гнев, в состоянье адское.
7
Сам Суд,
Сам Страшный Суд свидетелей не знает
И протокольных записей; всё в душах
Записано с рожденья и до смерти.
Когда разгнутся «совестные книги»,
Самой души пред Богом состоянье
Укажет замеревшей от испуга
Направо ей идти –
Или налево
Навечно…
СОНЕТ ИОАННУ ШАНХАЙСКОМУ
Тщедушный и по виду нищий,
Унынья раздвигал он тьму,
И пост с молитвою ему
Насущнейшею были пищей.
Дух ревности по Богу выжжен,
Водам не обратиться вспять.
"Молиться, бодрствовать, не спать!" –
Повелевает ангел свыше.
О, вечный о России сон!
Как дальний колокольный звон –
Изгнанникам мерцал он.
Поклон тебе, святой аскет,
Избавитель от многих бед,
Смирения зерцало!
(Николай Коновской)
Свидетельство о публикации №117050910673
Слава Всевышнему , Давшему Вам
Вдохновенье
-
с Любовью
Андрей Данилишин 30.09.2020 04:25 Заявить о нарушении