время-точка-сфера

/* https://www.youtube.com/watch?v=4WhPUqpaRp4 */
 
время - двуликий Янус, течёт в обе стороны,
можно смотреть и рассматривать/слушать в любую,
в обе стороны - бесконечность,
как зеркальный канон в инверсии.
скорость движения - относительна
и субъективна, как некий индивидуальный пульс
и ритмический рисунок, при абсолютном неизменном метре и такте.
точка отсчёта меняется, постоянно, ежемоментно,
получается канон в транспозиции.
можно отслеживать некую определённую тему
в её движении и развитии во времени,
можно сразу несколько, -
получится политематическая фуга.
у каждой темы может быть свой метр, свой ритм
и даже своя тональность иногда, хотя необязательно.
темы могут быть функционально
индивидуально-биографичными
и обще-историческими, более или менее.
сопоставлением тем разных масштабов
пользуются писатели романов,
экстраполируя влияние одной темы
и её структурных характеристик
на другие элементы фактуры. или показывая
события жизни одного человека (или нескольких в контрапункте)
в наложении на органный пункт или тему
событий в стране, на континенте, на планете.

"Три мушкетёра" - это прекрасно сделанная фуга Барокко;
"Война и мир" - перегруженный опус с элементами фугати,
наподобие сонаты Листа или 2ой сонаты Айвза или опусов Бетховена.

http://rutlib2.com/book/2310/p/44
 в "Трёх мушкетёрах" мне интересны (с самого первого прочтения тыщу лет назад) не альковные страсти-мордасти и детали модуляций кто куда поскакал и кого убил, а мимоходом-мимолётно отмеченные  психологические и филосовские наблюдения, без нравоучений и назойливой назидательности. рискну сказать, в одной какой-нибyдь странице этого романа можно найти больше, чем пытаются втрюхать читателю все толстоевские тома по отдельности и оптом.
http://rutlib2.com/book/20404/p/21
это примеры навскидку.)

 там есть о женщинах, о природе азарта, о ревности, о любви, о дружбе, о различных взаимоотношениях, о субъективном восприятии, oб императивах, о роли личности в истории, о мотивировках, о механизмах защиты.. много чего. а не только она съела кусок мяса, он её убил, другую полюбил.
кроме того, в Дюма *погиб* прекрасный живописец.

 но я отвлеклaсь. речь шлa о времени.  2ую часть с материалом, основанным на развитии интонаций, заложенных в 1ой части, можно завершить кадансом, оставив репризу сокращённой  - упоминание исходной темы и "открытой", т.е. каданс соорудим неполный, самая тема вполне позволяет и даже обязывает, бесконечность невозможно завершить ни в одну сторону, можно только воспользоваться уловкой Шахерезады и других рассказчиков-компонистов. )
о. отклонение или даже модуляция вo 2ой части (в литературу) может найти продолжение в

// пример из youtube понравился ещё и тем, что график-схема течёт  - как почти всегда у меня (мысленно) развёрнуто движение времени by default. (и не только времени, но не суть). вот почему-то справа налево. сфера-точка, вращающаяся справа налево. стандартный циферблат - как в противодвижении, например, годовому календарю, это тоже круг/окружность, у него/неё *два начала*, январефевраль внизу и июнеиюль вверху; и в противодвижении ээ.. внутреннему восприятию, что ли. любая партитура "движется" - как здесь на графике). хотя зрительно ноты - как принято в европейской традиции, и как ложка, например, в правой руке. тип того. иногда думаю, что разместив "Клуб 12 стульев" на последней, 16 странице давней "Литературки", редакторы руководствовалиcь не только степенью важности и серьёзности шутовского материала. они знаааали, что некоторые (особенно некоторые из которых) начинают читать *с конца*).

// полифония времени во времени
https://www.youtube.com/watch?v=vyuWroI0148

#от_примы_до_октавы   ###

/* https://www.youtube.com/watch?v=xQz55_Uvbgs
фуга - 2:17, там указано, впрочем. повеяло Шостаковичем и немножко Шнитке.
 -- https://www.youtube.com/watch?v=qRxdF7tRNYE
 -- https://www.youtube.com/watch?v=PPLO74o14gI
added 16/01/2018 */


Рецензии