Стих. месяца-51 - Обзор Неведомой Зверушки
Пожалуйста, учитывайте, что все сказанное относится исключительно к стихам и является субъективным мнением одного из читателей.
1. "Пьедестал"
Ты куришь под кофе ментол и плюёшь на врачей -
Не веришь, что рваное сердце заклеить заплаткой.
Иль сшить, как ты рифмы петляешь искусно в тетрадке,
И гонишь по кругу те мысли из жизни взашей.
А круглые кольца ментола часов уже пять.
Ты скажешь себе: Он мне сердце порвал. Где тетрадь?
Но круг не придуман тобой, ты лишь можешь бежать -
Для стайера ты не годишься, а спринт на износе.
Ты видишь его, твоё сердце до боли заносит,
И с "красной строки" признаёшься ты в чувствах опять.
Закрыта в титановый круг, хоть звони в МЧС...
Ответят: Но мы не вскрываем любовный эксцесс.
Мерцающий ритм многоточьем лежит на строках.
Ты мысленно утром промолвишь: Привет, аритмия...
И бег продолжается снова, хоть "мама", хоть "мия" .
Минутная встреча, и сердце на финише - ах!
Стоит "пьедестал" твой - объятье, и руки как крест.
Замкнулось. Спокойно, без нервов, ты чувствуешь - "best"!
---------
Эксцесс - книжн. крайнее проявление чего-либо, обычно нарушающее норму, нормальное развитие.
Best ( англ.) - лучший.
Рифмы первого шестистишия: заплаткой-тетрадке, пять-тетрадь (снова тетрадь).
Рифы второго шестистишия: бежать-опять (сюда же отдается пять-тетрадь), износе-заносит (однокоренная). Хотелось бы разнообразней.
Выгнать по кругу взашей – выгнать или гнать по кругу?
Закрыта в круг из титана – возможно, имеется в виду шар или сфера, т.к. круг плоский, круг из титана – диск.
А круглые кольца ментола часов уже пять. – Эта строка, на мой взгляд, содержит больше минусов, чем плюсов:
А круглые - на слух «округлые»,
круглые кольца – тавтология,
кольца ментола - кольца (чего? дыма с ароматом) ментола (что делают?) – пропуск сказуемого и дополнения влекут потерю смысла,
часов ужЕ пЯть - неудачная инверсия и два ударных слога подряд.
Художественная сторона вполне сложилась, есть удачные находки, интересные места, вполне считывается идея зацикленности. ЛГ борется, за избранника, как за приз, пьедестал для себя. Влюбленные чаще возводят на пьедестал объект обожания, но это было бы не оригинально.
Техника 4 художественность 4
*****
2. "Сможешь ли стать моим донором?"
Сможешь ли стать моим донором?
Нет, не подумай, здоровье - в порядке.
Вещи давно уже собраны,
Надо лишь только бежать без оглядки -
Снова потеряны ампулы,
Новых не будет ещё где-то месяц,
Я умираю под лампами.
Снова в глазах - ярко-красное мессиво.
Хочешь ли стать моим донором?
Дашь ли мне нужный наркотик - эмоции?
Слышишь? Слетаются вороны.
Сердце в груди как-то сильно колотится -
Видишь? Разбитые окна?
Я по ночам развлекаюсь с бессонницей,
Снова внутри что-то ёкнуло,
Это мозгам каплю радости хочется.
Знаешь, не будь моим донором.
Я ведь вчера проиграл свои сборники,
Надо уйти как-то в сторону.
К Чёрту поэзию! Стану садовником.
Как ЛГ страдает от отсутствия эмоций, так читатель страдает от отсутствия логики:
Здоровье в порядке – умираю под лампами.
В глазах ярко-крассное мессиво (правильно красное месиво) – здоровье в порядке (!)
Бежать без оглядки – (потому что) потеряны ампулы.
Ампул (эмоций) не будет месяц – почему месяц?
Слышишь? – прилетели птицы – Слетаются вороны.
Видишь? – звук разбитого стекла – Разбитые окна?
На что направлен этот концепт не ясно, никакого развития за этими вопросами не следует.
Непорядок с ударением: моИм дОнором, ужЕ сОбраны, дАшь лИ мнЕ нУжный, мозгАм кАплю и т.п.
Профессия садовника требует не меньшей подготовки, чем стихосложение. Стихи можно переписать, друзья по цеху помогут поработать над ошибками, а в садоводстве ошибки чреваты запустением на участке.
Техника 3 художественность 3
*****
3. "Тем, кто в походах не бывал..."
Тех, кто в походах не бывал,
Признаюсь честно - очень жалко...
Крутой скалистый перевал,
Природа, комары, привал,
Ночёвка, отдых и рыбалка.
Идёшь - навьючен, как ишак.
С поклажей не покажешь прыти.
Палатка, спальник, нож, рюкзак,
И без питья нельзя никак,
А как с усталости не выпить?
Маршрут с друзьями нипочём,
Задорный смех прибавит шагу.
Вот и набросил на плечо
С харчами красный рюкзачок,
Да с коньком армянским флягу.
Пришли, уставшие слегка,
Палатки развернули быстро.
Горит костёр, бурлит уха,
Да и закуска неплоха -
Консервы с "Завтраком туриста".
Погас звезды ночной маяк,
В тумане горы, как под пледом.
Затух костёр, допит коньяк,
Все расползались кое-как...
И я в обнимку с чьим то кедом
Встречаю утренний рассвет,
Заря над сопками алеет...
Продрог, поскольку не одет,
И коньяка во фляге нет, -
В палатке лучше - им теплее...
Заждался город нас опять.
Как отдохнули? - Было круто!..
Мы будем долго вспоминать,
Как шла в поход туристов рать,
И строить новые маршруты.
Написано легко и с иронией, но затянуто. Хотелось неожиданного авторского взгляда на природу, людей или тяготы пути, или философию какую походную, но нет, все 35(!) строк действия сводятся к довольно прозаичным вещам.
Утренний рассвет – перебор.
Кое-как, чьим-то.
кАк пОд плЕдом – слишком ударно.
Заключительное пятистишие слабее основного текста.
Рать туристов – не верю!)
Техника 4 художественность 3
*****
4. "Потеря бомж октябрь"
октябрьский дождь как мордобой
иду по лужам
прохожим я другой-чужой
совсем не нужен
где спать подъезд фонарь окно
я сдохну скоро
но вот какое-то пятно
в тени забора
кот умирал совсем седой
но как-то гордо
пусть шерсть прибитая водой
и только рёбра
да что ты друг ну поживи
еще немного
что смог я руку положил
под кошью морду
прости что поздно не успел
в дождливой хмури
он благодарно посмотрел
вздохнул и умер
бреду октябрь слеза вокзал
и что там будет
я только друга потерял
верней чем люди
дремлю ряд кресел на краю
слепые двери
дружище встретимся в раю
сквозь сон я верю
воздастся нам с тобой вдвойне
в раю там чисто
запрыгнешь на колени мне
привет пушистый
ты жди день-два да ерунда
три дня едва ли
...мы не простим их никогда:
нас убивали
В авторе живет сказочник и написание сказок, даже на тему бомжа и смерти кота, приносит удовольствие, это чувствуется.
Мордобой – по отношению к дождю небывало и непоэтично.
Подъезд фонарь окно – получается фонарь в подъезде, может поменять местами?
Пятно в тени забора – пришли в подъезд, а оказались на улице.
Верней чем люди – верность не кошачье качество.
Что смог я руку положил под – возможно – КАК смог я руку поДложил?
Поздно не успел – в отсутствие знаков препинания фраза выглядит рассогласованной.
Последние четыре строки лишние и смазывают впечатление.
Жалостливая слезодавилка, но с гуманной идеей.
Техника 4 художественность 4
*****
5. "Вослед Окуджаве"
"Господа юнкера,
кем вы были вчера,
а сегодня вы все офицеры".
Господин офицер,
герр, месье или сэр,
упокоят вас воины веры.
И в пуху одеял
бывший ваш идеал,
на чужой распростёршись постели,
скажет: "Мой обормот
за народ шёл в поход,
а другие пограбить успели".
Новый царь-государь
завтра будет, как встарь,
награждать орденами посмертно,
если бывший корнет,
капелланом отпет,
в "грузе двести" займёт своё место.
Господин офицер,
герр, месье или сэр,
не питайте иллюзий заране -
на чужой на земле
честь осталась в золе,
а бесчестие требует дани.
Вам в росистую рань
оплатить эту дань,
если мёртвые сраму не имут,
то живые стократ
всех вас оговорят,
оболгав ваше честное имя.
Поскольку все рОвно и в рифму, могу поставить за технику 4.
Но с художественностью этот номер не пройдет.
Песня Окуджавы наполнена уважением, горечью загубленной молодости, непрожитых жизней. У автора не получилось даже приблизиться к «эталонному» тексту по силе восприятия, глубине и чистоте мысли. След Окуджавы здесь - его собственная строка, не более.
Зачем в тексте герр-сэр и месье в придачу? Что за «воины веры» успокоят этот персонаж?
Окуджава отвел невесте одну строку, вложив в нее посыл: «Не думай о женщине, воинский долг превыше всего!» Автор выделил шесть строк и посыл в них: «Пока ты, дурак, воюешь, другие забирают себе самое лучшее!» Зачем это писать?
«Новый царь-государь» - сказочный персонаж в такой серьезной теме, как война, смерть. Следом «корнет, капелланом отпет» в грузе 200…
Сплошная трансляция негатива: бесчестье, посмертно, оболгут, оговорят, пограбить т.п.
Стих можно приводить в пример того, как художественную тему можно лишить художественности.
Техника 4 художественность 2
*****
6. "Курочка Блонди. Басня"
Несла курица яйцо
Сдать в ломбард - купить кольцо.
Не простое - золотое!
"Наше дело - молодое!
У соседок у моих-
У наседок пожилых,-
Думалось ей по дороге,-
Сразу подкосЯтся ноги!
Закудахчут, загалдят:
"Как нам быть? Кто виноват?
Он ей подарил?! Помолвка?!
Обошла она нас ловко!..."
И от стресса у подруг
Всё посыпится из "рук".
Миссия - нести в Мир яйца
Перестанет выполняться!..."
Дело сделано... Петух,
Что топтал своих пеструх,
Принял, но без интереса
Все последствия от стресса:
"Неужели разгоню
Свой гарем и заменю
На одну, с кольцом, блондинку
Всю "пуховую перинку"?!
Быть кольцу подобием
Выходным пособиям!
Пусть найдёт тебя работа
Птиц Высокого Полёта!"
...Жизни не был придан лоск,
Не помог куриный мозг!
Вывод: всё себе не хапай,
Да ещё - куриной лапой!
Начиналось задорно.)
Главный недостаток этой басни в том, что сюжет не объясняет поступков персонажей и не является достаточным обоснованием для морали. Скомкали басню.
Куры из одного курятника, априори они все замужем за петухом, и белая тоже. Белая курица пожелала стать «любимой женой товарища» петуха, но в тексте об этом упомянуто лишь вскользь. И начинается каша: петух не в маразме – кольца он не дарил, тогда откуда стресс, зачем разгонять гарем, что за работа у ПВП?
Басня должна быть максимально понятной, даже для самой яркой блондинки.)
Первая половина басни – планы курицы. Зачем планы(?), переходите сразу к действию: сдала яйцо, купила кольцо, всем сказала, что подарил петух, куры взбунтовались от того, что каждой из них не подарено по кольцу, петух разозлился из-за беспорядка в курятнике или из-за ревности (кто подарил кольцо если не он?). В итоге курица поссорилась и с петухом и с подругами, да еще и птичница, не найдя яйца, сданного в ломбард, отправила курицу в суп. Мораль – обман чреват последствиями, не хитри, если не умеешь, выбирай щедрого однолюба, не высовывайся, если имеешь куриные мозги и т.п.
С первой строки спондей – неслА кУрица, и еще несколько по тексту: онА нАс, в мИр Яйца. ПосыпЛЕтся.
Техника 3 художественность 3
*****
7. "Помнишь, всполохи тёмное небо пронзали?!"
Помнишь, всполохи тёмное небо пронзали?!
Вечер душный... в преддверье грозы.
Ты спросила глазами меня: "А нельзя ли?!.."
Я на танго тебя пригласил.
В волосах твоих русых карминная роза
Изнывала от летней жары,
А в глазах бирюзовых плескались вопросы…
Так играют в реке пескари.
Твои руки призывно взывали в том танце,
Завораживал жгучий твой взор.
Вечер душный… как жарко от пылкого танго!
Вечер памятный предгрозовой.
Этот танец любви, необузданной страсти,
Покоряя сердца, взял нас в плен.
Я боялся вспугнуть мысль нежданную: "Счастье!..
Что ты есть... Остальное всё - тлен".
Как пылала в прическе карминная роза!
От желанья пылали уста!
Вечер знойный… для лета - обыденность, проза.
Разразилась гроза, дождь хлестал.
. . . . . . . . . . . .
От былого уйти навсегда мне едва ли...
Как движенья знакомы, легки.
Танго здесь точно так мы с тобой танцевали
Грациозно, как те мотыльки.
Водрузила в причёску червлёные розы...
А в глазах - неуёмная страсть.
Подмигнула зарницей нам звёздная россыпь:
"Потанцуем сегодня мы всласть!"
Правильно – преДДверье грозы. Призывно взывали – масло масляное. Водрузить – обычно что-либо тяжелое (охапку роз).
Обилие: ты, я, тебя, меня, твоих, так, как, том. Лишние троеточия и восклицательные знаки.
ВзЯл нАс в плЕн и т.п.
Первые три строки приведу для примера, какого рода изменения сделали бы текст изящнее и легче для восприятия:
Помнишь, всполохи темное небо пронзали?! - Помнишь, сполохи темное небо пронзали – меньше согласных букв и предложение оставила бы неоконченным.
Вечер душный…в преддверье грозы. – Душным вечером перед грозой?
Ты спросила глазами меня: «А нельзя ли?!..» - Ты спросила глазам: Нельзя ли? (взглядом спросила? «меня» лишнее уточнение, союз «а» не несет никакой смысловой нагрузки).
Теперь о художественности. Русоволосая и голубоглазая девушка с розой в волосах танцует танго под дождем, танцует грациозно, как мотылек (вспоминаю Андрея Миронова с «Бабочка крылышками бяк-бяк-бяк-бяк») и интригует взглядом, как рыба пескарь (тот еще образчик страсти и флирта). Блекло для стиха, где все горит, пылает и пронзает. Понимаю, автор хотел адаптировать знойное танго к реалиям среднерусской полосы, но получилось неорганично. Концовка слабая.
Молнии люблю, спасибо за них!)
Техника 4 художественность 4
*****
8. "Канарейка"
Жизнь канарейки протекала гладко.
Певучего супруга дал ей Бог,
Отдельное гнездо, весну и кладку -
прекрасных песен дорогой итог.
От посторонних глаз укрывшись веткой,
она частенько прятала лицо
в предмет особой гордости наседки –
огромное пятнистое яйцо,
Уже не помня, как его сносила.
Наверно, в те мгновенья без числа,
когда ее неведомая сила
в мир счастья и блаженства унесла.
Вдруг словно затрещала канонада.
И вот, освободившись от яйца,
для сердца материнского отрада -
пред ней предстали сразу три птенца.
А вскоре и в четвертом затрещало,
и появилась трещина, изъян.
Перед счастливой матерью предстало
творенье Бога – чудо-великан.
Пока певунья корм ему носила –
личинок, мух, козявок и стрекоз -
он, неизменно набирая силу,
в кукушку превращаясь, быстро рос.
В гнезде кукушке места стало мало,
и, как-то поутру, в сырой росе
птенцы друг к другу в страхе прижимались
на радость злой гадюке и лисе.
Настал черед родителей несчастных:
Кукушка, став хозяйкою гнезда,
в один из дней суровых и ненастных
прогнала их из дома навсегда.
Но канарейка все дитю простила.
Родительский удел - им все прощать,
и все равно без памяти любила.
Так беззаветно любит только мать.
Всегда птенец взрослеет, оперяясь
но, даже покидая отчий дом
или родных оттуда изгоняя,
для матери останется яйцом.
Трогательная история, даже басня о птицах.) К сюжету и морали вопросов нет – все логично и доступно, но замечания есть.
Укрывшись веткой – возможно, укрывшись в ветках?
Прятала лицо …в огромное яйцо – лицо птицы могу принять, но лицо в яйцо перебор.
В те мгновенья без числа – в смысле не помнит, какого числа были те мгновения или несчетное количество мгновений? Несчетное количество мгновений – другая временная единица перебор.
В мир счастья и блаженства унесла – дочитав до этого места женская рожавшая часть читательской аудитории закрывает басню и уходит со страницы.)
Затрещала канонада – канонада грохочет.
И в четвертом затрещало, и появилась трещина - масло масляное, треск и означает появление трещины
Творенье Бога, дал ей Бог – дал кукушонка, убившего родных птенцов? Автор, не надо о Боге в басне.
Он, неизменно набирая силу – «неизменно» неточное слово, а еще лучше пересмотреть всю строку – птенец рос, превращаясь в кукушку, понятно, что с ростом он набирал и силу.
прогнАла их из дома навсегда - правильно прогналА, вариант замены – изгнАла.
Родительский удел - им все прощать – может – Родительский удел – детей прощать?
Для матери останется яйцом – может птенцом?)
Техника 4 Художественность 4
*****
9. "Пацифистское"
Сидела эта гнусная скотина
на чистом, свежевымытом стекле.
Хоть есть для мух в простенках паутина,
у этой был на лапках странный клей -
примерно с полдесятого, чуть раньше,
она летать устала и жужжать.
Но скоро два! Спать хочется. Вот тварь же!
Конечно, мухам поэтесс не жаль...
Да, присосалась намертво. Навечно.
Нет сил подняться, чтобы скинуть труп.
Машу футболкой, звук нечеловечий
включаю. Ладно, сгинет поутру.
Свет вырублю, авось ей страшно станет!
Скотина нервы треплет пятый час.
Окно открыть? Ах, если б были ставни...
Соседи наверху ещё стучат!
Столы и стулья двигают, представьте!
На них найти управу? Спать хочу!
Стихи... Но про кого напишет автор,
когда его лишают нежных чувств?!
И в темноте я вижу, как чернеет
наглейшая разъевшаяся тварь!
И чернота становится жирнее...
Слипаются глаза... Пробило два.
Я пацифист. Зверей не убиваю.
Я спать хочу. И раму чуть трясу.
А вдруг она (от страха) не живая?!
Эй, тварь, петлю, хотя бы, нарисуй!
Ха, заметалась с шумом жирной пули!
Вспугнули мысли, видимо! Ха-ха!!
Вот тут-то мы тебя ужо обули!..
Лети на волю, птаха, от греха!
А эта дура, может, просто грелась?!!
Прохлада просочилась из окна...
Апрельская живительная прелесть!
Флюиды жизни, непременно к нам!
Вдыхаю как наркотик свежий воздух
и на желаю тронуть жалюзи...
Слипаются глазёнки, мысли, ноздри...
И сон в мою постель легко скользит...
С художественной стороны, очень на любителя. Для меня слишком много негатива, ругательств…пусть литературных, но не очаровывает.
Слагать автор умеет, делает это с удовольствием, и предлагает отличный способ борьбы со стрессом - не на близких срываться, а поорать на какую-нибудь «муху», выпустить пар, и снова мир, дружба. Мудрый ход!
Техника 5 художественность 3
*****
10. "Память хочет вернуться назад"
Мимо стен облетевших до срока,
Мимо ярких, чужих фонарей,
К мизансценам пленяющих окон,
В растворённую сущность дверей,
В тишину бесконечных парадных,
В откровенье скрипящих перил,
Время девочкой лёгкой, нескладной,
Убегает из всех своих сил.
Ночь застенчивой, горькой потерей
Забирается к нам на кровать.
Тяжело жизни прожитой верить,
Наслаждаться, любить и мечтать.
Чуть дрожат огрубевшие руки,
От сомнений слезятся глаза,
Мимо мрачной, зелёной разлуки
Память хочет вернуться назад.
Пробежать по звенящим ступеням,
Распахнуть обветшавшую дверь
И упасть в тишине на колени,
Там, где время не знало потерь.
Там, где звёзды огромные светят,
Где ещё не пропали мечты,
Там, где бегают шумные дети,
Где тепло улыбаешься ты.
«Память хочет вернуться назад» - назад это и есть – вернуться.)
Облетевшие до срока стены, чужие фонари, растворенная сущность дверей и т.п. – надуманные образы, безжизненные.
Нравятся завершающие восемь строк. Они понятны, просты, в них больше души, чем во всем стихе. Красивая совокупность образов: звенящие ступени и огромные звезды - вектор вверх, туда, где «тепло улыбаешься ты».
Обветшавшую тянет сменить на обветшалую.
Шумные – носит негативную окраску, так говорят о том, что мешает. Где играю беспечные дети, где смеются счастливые дети – вариантов много.
Техника 4 художественность 4
*****
11. "Алхимия"
Трусишь, встречаясь с людьми плохими, ты
Книжник, а не герой?
С полки сними третий том "Алхимии",
Нужный раздел открой:
Сыпь в котелок серебро и олово,
Водку и пиво лей -
Вырастишь в нем запасную голову,
Станешь куда смелей.
Будет она озорно подмигивать,
Глядя из котелка:
- Хватит сидеть целый день над книгами,
Жизнь и так коротка.
Душу проветри свою бумажную,
Киснуть не стоит зря.
Выбери девушку, чтоб ухаживать,
Ясную, как заря.
Выгони прочь со двора обидчиков,
Удаль яви и стать
И принеси мне на ужин блинчиков,
Я тебя буду ждать...
Битым вернешься, держась за голову,
Превозмогая боль.
Вновь в котелке серебро и олово -
Выдохся алкоголь.
Начало увлекло и порадовало, интересный сюжет, интересная манера, читала с мыслью: «Как же здорово!»
Но, на блинчиках и далее постигло разочарование, возникло чувство, что с этого места вдохновение улетучилось и автор вынужденно «свернул проект», решил ограничиться храбрым пьяницей.
Кто этот «Я», ожидающий блинов? Кем и за что бит ЛГ? Причем здесь алкоголь и алхимия, книжник? Стих достоин лучшей концовки.
Техника 4 Художественность 4
*****
12. "Чёрный квадрат"
Солнце скатилось кубарем за черту.
Ночь схоронила в спешке его останки.
Ветер поднялся и с горизонта сдул
Гаснущий пепел жаркого сердца Данко...
Взгляд проникает в чёрный квадрат окна,
Тщетно блуждая в поисках ярких зрелищ.
Темень-пантера строго в своих тонах
Ляпает лапой кляксы а-ля Малевич.
Кем-то задеты струны небесных лир.
Слёзы блеснули в кратерах лунной броши:
Кажется ей, что наш полусонный мир
В дебрях Вселенной всеми богами брошен.
Стемнело быстро – ночь схоронила в спешке – останки солнца. Откуда «гаснущий пепел» если уже все погасло? Откуда сердце Данко и что хочется сказать через этот образ? В дальнейшем Данко не упоминается..
Строго в своих тонах – «строго» лишнее уточнение, пантера и так - Темень.
Ляпает – не поэтично, и Малевич не ляпал, его работы отнюдь не кляксы.
Брошь-луна - хорошо, у луны кратеры – неплохо, но кратеры броши и слезы в кратерах - это мои слезы.)
Кажется ей, наш полусонный мир – «что» можно опустить, перефразировать, избежать двух ударений подряд.
В дебрях - скорее оставлен или забыт, брошен – в терновый куст, т.е. в дебрИ.
Как все боги разом забрасывали мир в дебри Вселенной?
Техника 4 художественность 4
*****
13. "Типично северно-мартовское"
Безразмерными днями резиново тянется март.
Снег слегка оседает, темнея по кромкам обочин.
Солнце бьёт по глазам, но, увы, согревает не очень.
Диссонанс между "вижу" и "чувствую" сводит с ума.
Вероятно, природа готовит сезон перемен:
то чирикают птицы, то бегают "свадьбы" собачьи,
то сосульками крыши старательно плачут и плачут,
и сугробы сникают, дома поднимая с колен.
Распахнуть бы пошире окно - свежий воздух вдохнуть,
только он загустел и хрустит на зубах горькой льдинкой.
Я по дому брожу неприкаянно-дикою Динго
и пытаюсь представить цветущую где-то весну...
Если придираться, то:
Безразмерные дни и резиново тянется – суть одна.
Снег оседает и сугробы сникают – идентичный процесс.
Плакать сосульками – образ не очень, падение сосулек не настолько романтично, ими может и убить.
На зубАх гОрькой льдинкой – тяжело на звук.
Динго поставила бы с маленькой буквы, как название животного, не имя.
Хорошие живые стихи.
Техника 4 художественность 5
*****
14. "Я не люблю оксюмороны"
Я не люблю оксюмороны.*
Не может быть горячим лёд.
Не будут белыми вороны.
Не будет горьким сладкий мёд.
Не совместимы страх и радость.
Я не пугаюсь, если рад.
А если кто-то сделал гадость,
Я не скажу: "Хороший гад".
Краса не может быть ужасной.
Не может добрым быть зверьё.
Не может жаба быть прекрасной.
В природе – каждому своё.
И удивительно, и просто
Чему-то вкус, кому-то цвет
Она даёт "по нормам ГОСТов",**
Которых у природы нет.
У ней на всё свои законы.
Поэтому: "Имей ввиду,
Я не люблю оксюмороны -
Они с природой не в ладу".
В процессе творческого роста
Я начинаю понимать:
Как гениально всё, что просто,
И как права природа-мать.
-----
*Оксюморон – соединение двух противоположных по смыслу слов
(страшно обрадовался, ужасно красивая и т.п.).
**ГОСТ – государственный стандарт
Рифмы простоваты.
Техника 4
Художественность 4 – отрицая обыденные, в общем то, вещи, автор сразу вступает в противоречия с читателем, потому, что бывают белые вороны и т.п.)
*****
15. "Деревенское"
Разведи руки!
И весны охапку
Принеси, ну-ка!
Чтоб долой – шапки.
Чтоб долой – куртки,
На чердак – лыжи,
А в глазах – юркий
Огонёк рыжий.
Чтоб в росе – ноги,
Много дней тёплых,
И ночей – много
В городах - сёлах...
Чтоб зерно – в землю
И дожди – к росту.
Чтоб душа пела -
Ни о чём, просто...
Чтоб жива вера
И жива мама.
Настежь все двери
И светло в храмах...
Чтоб в горох платье,
По селу – слухи...
Обхвати счастье,
Разведи руки!
Хорошая стилизация под «простецкую деревенскую», симпатично, понятно. За текстом чувствуется именно человек, а не муки творчества.
Из минусов: простовато для конкурса, знаки препинания расставила бы иначе, заменила «ни о чём» на что-то другое, например на «хорошо, просто», чтобы не было соблазна задать вопрос: «Хороша песня? – Ни о чём, просто» .
Техника 4, художественность 5
*****
16. "Весна в Париже"
Руасси — Шарль-де-Голль. Мы чарующе окрылённые.
Понимаешь теперь — этот город для нас был создан.
И когда над весенним Парижем парят влюблённые,
В Елисейских полях по ночам расцветают розы.
Волшебство безгранично, и мы его делим поровну.
Лафайет, закружив хороводами манекенов,
Нам подмигивает "Сен-Лоранами" и "Диорами",
А у нас на двоих — лишь по паре потёртых кедов.
Мона Лиза прекрасна как сон. Я её копирую -
Неудачно. А значит, мне с ней не стоять и близко.
Ты отходишь на пару шагов и приходишь к выводу,
Что да Винчи в улыбках вообще ни черта не смыслил.
Растворяясь в пространстве кофеен и старых двориков,
Проникаем под плёнку иных временных слоёв,
И впитав с этих улиц величие всех Людовиков,
Мы восходим торжественной поступью на Понт-Нёф.
Ты рассказываешь, что веке так в девятнадцатом
Было модно топиться в Сене.
А давай — как в сказке, где «жили долго счастливо».
Умереть мы еще успеем.
Упоминание одной из достопримечательностей могло придать шарма, но все разом перегружает текст, превращает в путеводитель в стихах. При этом портится впечатление от одного и от другого.
Укороченные строки в финале выглядят куце, а сама концовка слабая и безрадостная.
Техника 4 художественность 4
*****
17. "Всюду появлялась нагая..."
Всюду появлялась нагая -
в буднях, в толчее, в суматохе,
память бередила нахально,
разума последние крохи
отнимала, подло играя...
Что за подколодная тварь ты!
Что же без тебя всё иное:
щи пустые, чай без заварки,
лишь идут сплошною чредою
бескозырок мелкие карты.
Вот бы на виду всех полиций
гулко загулять, заколдобить,
в барах и борделях забыться,
дух развеять подлый зазнобий
мелочных грехов вереницей...
Тот вертеп тебе не сочельник:
для господ кривых, золотушных
за пятак-другой неподдельный
лебедей постельных подушно
выдают, хоть день понедельник.
Весело спустить всё бабло им,
а потом с баяном трескучим
гоголем пройти по вагонам,
злобу отыграв-отчебучив
песней удалой забубенной.
............
Странно мне -
во сне я спокоен.
Птичий хор звенит и смеётся,
и, забыв про злые оковы,
я от восходящего солнца
легкой прикрываюсь рукою...
Написано, как ЛГ «заколдобливает», но колдобинки живой не достает, вернее она не чувствуется. Слов «кудрявых» густо: подколодная, бескозырки, пятак, заколдобить, зазнобий, сочельник, золотушных, отчебучив, бабло, забубенной. Куда столько? Художественность гибнет от перенасыщения.
Техника 4 художественность 4
*****
18. "Вселенская извёстка и деревенская гармошка!"
Румянит пирожочки прогретый день-денёчек –
черешня и клубника – начинкой наливной.
Краснеют лбы и щёчки,
и небу нет конца...
И хочется денёчек вкусить за обе щёки,
вчерашний вспоминая,
от края и до края...
Любовь пришла, весна!
Насытит жаром печка, что вечно и невечно,
закатными углями распишет небосвод.
И капелькой извёстки
проявится луна.
Пойдёт белить по склону и каждому с поклоном
раздаст извёстки звёздной,
ни жалко ей бездонной:
для чувств и для ума!
...макнусь душой-раскраской и лучиком-указкой,
когда рассвет надумает разжечь в ночи огонь,
слова чиркну любовные по сердцу пирожочка.
...румянит печка щёчки!
— Весна!.. – поёт гармонь!
Щёчки, щёки, щёчки, пирожочки, пирожочки… первое впечатление – толпа симпатичных женщин на пикнике. Весной. Ночью. У костра. В полнолуние. И всем луна дает некой «звездной извёстки»… Не в Вальпургиеву ли ночь происходит эта тусовка?
Луна - сама капелька извёстки. И она же пошла белить. Допущу, что с восходом луны стало светлее, но какое отношение это имеет к звездам?
Как капелька одной извёстки сама собою может «набелить» другой извёстки? Извёсткой набелить извёстки. Тут нужны особые заклинания и хорошее помело.
Техника 3 художественность 5 – настроение присутствует.
*****
19. "Нет бывших жен"
Нет бывших жен, есть мёртвая любовь,
Ушедшая от нас, как время года,
Гуляет в мире выбора свобода,
И ты ей не перечь, не прекословь.
Зачем-то каждый день уже разбит
На тысячи дорог и разветвлений,
На споры и несовпаденье мнений,
Всё это названо коротким словом "быт".
А мы не успеваем выбирать,
Сбиваемся и в тупиках ночуем,
И под девизом – "Всё равно хочу я!"
Уже готовы стены пробивать,
И всё хотим попасть в другую жизнь,
В отчаяньи не видя больше средства,
Стучимся лбом, и не жалеем сердца,
Но временем заточены ножи.
Мгновения звенящий волосок
На этих лезвиях разрезан на кусочки,
И негде нам теперь поставить точки,
Без остановки падает песок.
Известная присказка звучит как «Бывших жен не бывает».
Нет бывших жен - значит, что их физически нет, уже нет. «Мёртвая любовь» усиливает ужас от предыдущего открытия. Финальная строка немного успокаивает – возможно, бывшие жены умерли от старости, раз песок сыплется из всех персонажей этой драмы.
Водянистое произведение, общие рассуждения о жизни и любви, однообразные и без эмоциональные, никак не обозначено от чьего лица пишется – бывшей жены или бывшего мужа, какие отношения между ними, ради чего все затеяно. И присказка о бывших женах не сыграла роли – стих может быть с ней или без нее – ничего не изменится.
Техника 4 художественность 3
*****
20. "Рембрандт"
Была в начале тьма - так сделал свет,
Чтоб проступить из тьмы всему творцом.
Зачем был послан фон коричневеть?
Затем, чтоб сквозь него прошло лицо.
Чтоб ожили глубины земляных
Пустот, родив искания внутри,
Пространства, ожидания полны,
Сумели плоть из тени сотворить.
Чтоб многосложность вечную впитав,
Возникло естество с искрой ума,
Вокруг же оставалась темнота,
Людским запросам чуждая внимать,
Чтоб посмотрел тревожно человек
В глаза Первопричине бытия
И захотел, чтоб лег на кожу свет,
Из тайных бездн неспешно пролиясь,
Вершится единение основ,
Земное озаряется Творцом.
Не важен возраст тем, кто вечно нов.
Из тьмы сияет главное – лицо.
Ему теперь не нужно ничего,
Хоть прочий мир цветением богат:
Кто ощутил с Божественным родство,
Тот потерять боится дивный клад
И смотрит потрясенно, лишь Ему
Доверив полноту любого дня,
И жаждет одного - чтоб свет во тьму
Вливался, озаряя и храня.
Вычурная «многосложная» готика. Пафоса сверх меры.
Техника 5 художественность 3
*****
21. "Безмятежность"
Предзимний пруд украсился немного
Морозным и бесснежным тихим днём -
Кругом заиндевелая осока
По берегам покрыта серебром.
Среди неё черны и одиноки
Стоят ракиты, глядя глубоко,
А в омутах плывут и тонут лодки
Угрюмых просмолённых облаков.
Как на тетради тонкая обложка,
У берега прозрачный первый лёд,
И маленькие сонные рыбёшки
Лениво проплывают взад-вперёд,
Качая нити водорослей рыжих.
Я совершу мальчишеский обряд -
Возьму белесый в инее булыжник,
Нарушу безмятежность ноября.
Заиндевелая осока покрыта серебром – масло масленое.
Ракиты «черны и одиноки» - одиночество во множественном числе выглядит странно. Если «одиноки» в своей черноте, то как же просмоленные облака, смола черная, значит и в этом ракиты не одиноки.
Предложения переливаются из одного в другое и на слух это, как одна бесконечная описательная убаюкивающая фраза.
Концовка хорошая, действительно нарушает безмятежность.
Техника 4 художественность 5
*****
22. "Для чего?"
Для чего нам поэзия свыше дана,
Дым рассвета и угли заката?
Чтобы новым вещам нарекать имена,
Как в раю нарекали когда-то.
Для чего вдохновение будит ладонь
Обводить еле слышные звуки?
Чтобы музыка ветра раздула огонь
Языками блаженства и муки.
Для чего на холсте появляется явь,
Недоступная праздному взгляду?
Чтобы двигаться к новому берегу вплавь,
Отвергая любую преграду.
Для чего к неизвестному взор обращён,
К ярким звёздам, мерцающим часто?
Чтобы здесь, на Земле, понимали мы, в чём
Заключается вечное счастье.
Для чего не оставим любви на потом?
Просто жизнь не случится другая –
И река, и огонь, и воздушный поток,
И сырая земля под ногами.
Красиво, нравится, но слишком уж высокопарно.
Блаженство и мука, нарекать имена…словно поэта из позапрошлого века, чудом забросило к нам.) Радует, что хоть хорошего поэта.
Техника 5 художественность 4
*****
23. "О войне"
*
1.
Будто на засуху мгу -
первой любви перегляд:
Бабочки на берегу -
яркие всполохи клятв.
Лето, как тысячи лет,
нежит пригревом шальным.
Ходит по кромке рассвет,
словно не будет войны.
Зыбких четыре утра,
тёмная тень у реки.
Пробуют нити утрат
пря'дильщики - пауки...
2.
В строках скупых - напротив-
полуистёрт графит:
Тишь меж боями бродит,
так, что в ушах звенит.
В прорезях неба - Южный
крест - золотым песком.
Месяц льняной краюшкой
тихо плывёт в окоп...
Краткая передышка,
лирики не унять.
Только живых не слышит,
смерти шальной снаряд.
Сборщик людских агоний -
не'жить - кривит лицо.
Ветер по пеплу гонит
бурый от ржи листок....
Взорванное полесье,
между деревьев - тьма.
Выше - до поднебесья -
крик: "Я не умер...ма..."
Отличные и своевременные стихи. Красиво, деликатно и затрагивают те самые струны, от звука которых болит и саднит в душе.
ПрЯдильщики – у пауков не как у людей, не прядИльщики разве?
Интересно сделана перекличка «нежит» - «нежить».
Нежить по замыслу против людей, это смерть?
Но «лето, как тысячи лет» считывается, словно влюбленные проживают его в тысячный раз, что для живых невозможно. И пересекает живых с нежитью. «Как тысячи лет» мне видится инородным в данном контексте.
Техника 5 художественность 5
*****
24. "Сказочка"
Я помню эту сказочку: жила
принцесса в удалённом мрачном замке -
ни повара, ни пони, ни служанки,
дракон - и тот был списанным и жалким -
летать летал, а драться не желал.
Вы спросите: а где же женихи?
Где храбрые роланды-ланселоты?
Ужель им ради девы неохота
преодолеть чащобы и болота
и обнажить фамильные клинки?
Полкоролевства – это не пустяк,
и многие из жадности решались.
Но вечно обстоятельства мешали:
то снег, то дождь, то зной и слепни жалят,
то в карты проиграются в гостях
у местного лесничего, а тот
возьмёт в залог доспех, коня и сбрую…
Нельзя же, в самом деле, в глушь лесную
идти пешком в подштанниках, рискуя
в бою потом, как жалкий шкодный кот,
стоять перед драконом... Ей же ей,
принцесса верной гибели не стоит.
"Наивный рыцарь был зажарен стоя" -
аж дрожь берёт от этаких историй!
Приданое бы взял, но жизнь нужней.
Так всяк герой от подвига бежит -
не рыцарством, подштанниками пахнет.
Отваги ни в балладах, ни в сердцах нет.
И оттого принцесса в замке чахнет,
и пацифист-дракон поныне жив.
Неспешная и долгая сказка. Хочется поинтересоваться, не в Эстонии ли или Финляндии проживают принцесса и дракон? Сюжет сказки сводится к тому, что сказочник объясняет читателям, почему у сказки нет сюжета.)
Рифмы разные, но есть откровенно скучные: не стОит-стОя, пахнет-чахнет, решались-мешали.
Техника 4 художественность 4
*****
25. "О милом крае"
Не судите в одночасье строго,
Видимо, на то судьба моя:
Вы зовёте в дальнюю дорогу –
Мне иные по сердцу края...
Те края милее, где раздолье
Так волной пускает ковыли,
Что душа светлеет поневоле,
Будто бы они в неё вросли.
Там речушки блеск. И караси в ней
Теребят закатами рогоз.
И зовётся место то – Россией,
Так у нас веками повелось.
Ночью соловьиной, будто шалость –
Росы звонко опадают ниц,
Чтобы гуще нива поднималась
Из земли распаренных крупиц.
Обниму упругие ростки я,
Надышусь их свежестью сполна.
Хочется понять вам, где Россия?
Просто оглянитесь: вот она!
Прекрасная нива. Пойдемте на прополку.
Так, то, там – свести употребление этих слов к минимуму, ясно же где и как, пусть стиль допускает, но художественность страдает.
Караси в ней – все кто смотрел «Нашу Рашу» вспоминают Равшана и Джамшута с их фирменным: «Карасиво, насяльника!» Дурацкий юмор, но тень на карасей он отбрасывает и надо с этим что-то делать.
Теребят закатами рогоз – что караси теребят? чем теребят?
Из земли распаренных крупиц – зачем Вы, автор, такое придумываете? Где так говорят?
Техника 4 художественность 4
*****
26. "Сны многожителя"
Притихший в изумлении великом,
Ищу слова - зарубки на уме,
-Я здесь! Я - есть! - кричу, и с первым криком
Надолго забываю о зиме.
Для мира нет ни меры, ни названий,
Но чтобы маму звать, не нужно слов.
Хватаю грудь голодными губами -
Любовь и пищу впитывать готов.
Познаю всё! Сперва на вкус и запах,
Настрою слух, проверю свой фальцет.
Белеют чьи-то лица - мама? папа?
И - через вечность - мир включает цвет.
Рванется жизнь непойманной жар-птицей,
Роняя в память перья ярких снов,
От красного к лиловому помчится
В тот путь, что неизведан. И не нов.
В лазурь мечты и в серый тон печали,
И в неизбежность - чёрную - утрат,
Раскрасит время сказку о мочале,
Чтоб как всегда закончить маскарад.
Оставив миру мир, а плоть - могиле,
Вернусь туда, где сам себе я - бог.
От сна очнусь, всеведущ и всесилен.
Бессмертен. Бесконечен. Одинок.
Зима внутри! Глядит голодным волком
Сама в себя и воет на Луну.
...Цветные сны разложены по полкам.
Я выберу случайный - и усну.
Кто такой Многожитель?)
Многожитель сомневается его ли это мама- папа, но то, что хватаемое - именно грудь и то, что у него именно фальцет, знает чётко. Сказки о жар-птице и мочале тоже помнит. Маскарад помнит. На мой вкус, воспоминания - мама, папа, мочало, маскарад, жар-птица простят стих, лишают части очарования, развеивают мистическую тайну рождения неизвестного бога.
Два последних четверостишия хороши.
Техника 5 художественность 4
*****
27. "Игры"
Мы - на доске,
где белое за чёрным
обходит взглядом скаредный аскет...
Постой, бедняга, ты почти ослеп,
подсчитывая множимые зёрна.
Не повезло:
уже не клетки - грани.
Смыкается броня - добро и зло
берут неразличимо - на излом,
испытывая души, выбирая.
Ты сам - не свой,
но нас не это губит.
Качает бестелесной головой
забытый на столе японский бог,
четырёхмерный складывая кубик.
Перечитала несколько раз, но чувство « кручу-верчу, запутать хочу!» никуда не уходит. Слишком уж мудрено. Накручено так, что мысль, красота, настроение ускользают, по крайней мере от меня.
Белое за черным – две полосы на доске, добро и зло – допустим.
Аскет – человек, избравший путь воздержание, строгий образ жизни с целью получения духовного просветления. Скаредный – скупой жадный. Как можно получить духовное просветление через жадность? Как можно быть жадным не имея ничего? Для игры на поле добра и зла неудачный образ.
Множимые зерна – что за зерна, кем или как множимые, с какой целью подсчитываемые в сеансе игры?
Забытый на столе бестелесный бог, складывает кубик… «Бог ты мой!» - восклицают в таких случаях, или: « Японский бог!», как у автора.
Техника 4 художественность 3
*** ***** ***** ***** *****
Свидетельство о публикации №117050800343
Повторюсь из другой ветки:
ЛГ, он же "многожитель" - одинокий и бессмертный субъект, освоивший и изучивший существующую вселенную до последнего кварка (либо - создавший собственную). Скучно ему, - он и делит своё сознание на бесчисленное множество "подсознаний"-снов-жизней (внутри которых забывает себя "целого"), и "проживает" эти сны раз за разом, испытывая весь спектр чувств. А по окончании "сна" осознает себя опять "целым", но одиноким - и выбирает себе новый сон..
Алексв 09.05.2017 15:20 Заявить о нарушении
Поздравляю с призовым местом!
И с Днем Победы!
С уважением,
Неведома Зверушка 10.05.2017 10:01 Заявить о нарушении