Стих. месяца-51 - Обзор Александра Евницкого

1."Пьедестал"
Свой подход к извечной теме, интересное раскрытие сюжета. Но финал слабоват.
Мешают шероховатости: заклеить (вместо: можно заклеить или заклеишь); кольца ментола часов уже пять (не хватает сказуемого или тире); рифмы петляешь; гонишь по кругу… взашей; вскрывают не эксцесс, а абсцесс; рифма –  пять-тетрадь-бежать.
4/4

2. "Сможешь ли стать моим донором?"
Да. Сильно начал автор, хорошо пошёл, но к финишу стал спотыкаться.
«Снова внутри что-то ёкнуло, / Это мозгам каплю радости хочется.»  – корявенько. И концовка недовразумительна.
Огрешки: мессиво; Видишь? Разбитые окна? – один вопросит.знак лишний; Чёрту; рядом с интересными и просто приемлемыми рифмами – бессонницей-хочется.
4/4

3. "Тем, кто в походах не бывал..."
Читается легко, представляется живо; не хватает образности, хоть какой-то глубины.
Но стоит ли многого требовать от задорненькой зарисовочки? Так, туристическая поэзия.
(И кстати, «Завтрак туриста» – не начинка, а название консервов. И с чего бы это лир.герой «не одет»?)
5/3

4. "Потеря бомж октябрь"
Берет за душу сразу и до конца. Верится и сострадается.
Искреннее, ни малейшей фальши. Жёсткие, без соплей, – сюжет, герой, ритм.
Техника – на том высоком уровне, когда она не мешает  и не красуется.
5/5

5. "Вослед Окуджаве"
Можно соглашаться или нет – с позицией автора, но стоит отдать должное качественной работе со словом.
5/5

6. "Курочка Блонди. Басня"
Многословие;  не вытекающее из сюжета, корявенькое по мыслям резюме – главные причины неудавшейся попытки создания басни.
К тому же – явные ляпы: Несла; наседок пожилых (до носки ли яиц им?); она нас (ананас); посыпится; последствия от стресса (от – лишнее).
4/3

7. "Помнишь, всполохи тёмное небо пронзали?!"
Неплохая стилизация под романс начала прошлого века. На вопрос, насколько это востребовано в наше время, отвечать читателю.   
Прицарапывают мелочи:  «глазаМИ МЕНЯ»,  «в глазах … пескари», «От былого уйти навсегда мне едва ли», «как те мотыльки» (о коих и речи не было), «Водрузила в причёску червлёные розы», скороговорочное «мысль нежданную», вялая конечная строка по контрасту с динамикой двух предыдущих (да и пародийноватая к тому же).   
4/4

8. "Канарейка"
Довольно затянутый пересказ общеизвестного, как по сюжету, так и по итоговой морали.
И не без помарочек: « лицо» птицы; «наседки» (о канарейке!); из одного «яйца…  сразу три птенца»; «изъян»; «ПерЕд счастливой»; «места стало»; «илИ родных»; «оперяясь» (не хватает запятой); предфинальная рифма «оперяясь-изгоняя»; конечное  слово «яйцом» (просится: птенцом).
4/3

9. "Пацифистское"
О чём только не пишут…
Вот, к примеру, нервическая поэтесса почти всю ночь остервенело борется с – то ли дохлой, то ли уснувшей мухой, лишившей героиню нежных чувств. Жутко долго, страстно, занудно. Поражая читателя перлами типа: разъевшаяся тварь (о мушином полутрупике), жирная пуля, слипаются ноздри.
(Знакомый медицинский психолог, прочитав, заметил: «Интересный случай.»)
5/3

10. "Память хочет вернуться назад"
Читается на одном дыхании.
Интересное экспрессивное стихотворение, заставляющее сострадать лир.герою.
Усиливают воздействие как интересные образы, так и сложная динамика строф, ритмическая и смысловая, ведущая к катарсису: от бегства через раздумчивое переживание к вбеганию в обретение.
О мелочах: недообособлен причастный оборот в 1 строке, «мимо мрачной», «на колени,» (ненужная запятая).
5/5

11. "Алхимия"
Веселящее, задорное, подстать сюжету. Крепко слажено; всё по делу, на ходу не бренчит, не разваливается.
5/5

12. "Чёрный квадрат"
Отличный стих. Темп заводит читателя с пол-оборота, свежие образы восторгают, а неожиданно философический финал достойно завершает.
Правда, чуть резанула рифма зрелищ-Малевич…
5/5

13. "Типично северно-мартовское"
Уже за одни дома, поднимающиеся с колен из сугробов, достойно высокой оценки. Но ведь и остальное не слабее. Стих не провисает между вершинными крайними строками, а уверенно идёт эквилибристом по туго натянутому канату.
5/5

14. "Я не люблю оксюмороны"
Просто, ясно, бездоказательно. На эмоциях. Можно согласиться лишь с итоговым заявлением.
А должно ли художественное произведение быть житейски логичным? У него ж своя логика!
Но если лир.герой (или автор) убеждён в своей правоте, то и читатель может не согласиться, и отторгнуть этот опус, отказав ему в художественности, не прельстившись отделкой.
Тем более, что приметит и «плакатный» стиль, и худосочные рифмы (лёд-мёд, радость-гадость, ужасной-прекрасной, вороны-оксюмороны-законы), и «Имей ввиду».
3/3

15. "Деревенское"
Просто охапка позитива. Незамысловатый светлый и звонкий стих. Пахнуло свежестью, простором.
Но – с провалами, случайными неосмысленными словами: «И ночей – много/ В городах – сёлах» (а когда их не много?); «По селу – слухи» (?); «Обхвати счастье,/ Разведи руки» (развести – и уронить счастье?).
Весьма не ахти последние рифмы: платье-счастье, слухи-руки.
4/4

16. "Весна в Париже"
Почти удавшийся стих. Интересный рассказ о волнующем визите в город мечты. Сильные начало и финал. Ладный текст в целом.
Но впечатление портят посредственные рифмы: создан-розы, манекенов-кедов, копирую-выводу, близко-смыслил, девятнадцатом-счастливо.
4/5

17. "Всюду появлялась нагая..."
Славное стихотворение.
Неистовые  и, казалось бы, бесплодные попытки скинуть цепи былой мучительной привязанности и такая неожиданно чудная концовка, словно  луч новой жизни.
Дополнительный бонус читателю – авторская работа с рифмой.
5/5

18. "Вселенская извёстка и деревенская гармошка!"
Весенний задор, конечно, радует. Но уж больно сумбурен стих. Черешня, клубника, жар печки – по весне. Неразбериха с извёсткой: капелькой бездонной (!)  луны побелится всё и вся. «слова чиркну (черкну ж!) любовные по сердцу пирожочка». Какая-то «начинка наливная».
Создаётся впечатление, что не автор повелевает словами, образами, а они взнуздали его и сломя голову поскакали куда глаза глядят. Да и само название уже напрашивается на пародию.
Рифмовку как-то не понял. То – есть рифмы и недорифмы, то их нет.
3/3

19. "Нет бывших жен"
На первый взгляд, сильное ёмкое стихотворение. Но чуть копнёшь – и столько псевдоглубокомысленных красивостей, нелепостей…
Взять хотя бы самые первые строчки (сравнение мёртвой любви и повторяющегося времени года, возможность прекословить свободе) или  финальные.
А к этому – синонимичность: «не перечь, не прекословь» и «споры и несовпаденье мнений»; день, разбитый на дороги, споры, которые олицетворяют быт; отчаянье как средство; разрезание волоска на кусочки на лезвиях нескольких ножей; «негде нам теперь поставить точки».
4/4

20. "Рембрандт"
Интересно уже тем, что это истолкование творчества Рембрандта библейским. Привычны же интерпретации Мастером сюжетов Книги.
А ценно – исполнением задуманного. Крайне редки удачные, не пафосные, не декларативные стихи на религиозную тему. Тем значимее немногие успешные работы.
Как эта. Естественная величественность слога, глубина проникновения в тему, качественность формы – бесспорны. (Правда, некоторые рифмы на грани фола, но это ж допустимо.)
5/5

21. "Безмятежность"
Милый добрый стих с красивыми запоминающимися образами, неспешно, пасторально плывущий к озорному финалу. Вкусно.
Правда,   чуть портят впечатление слабые рифмы начального четверостишия.
4/5

22. "Для чего?"
В общем-то, понятно, сколько умного и верного хочет сказать автор (хотя и не слишком ясна противоречивая логика утверждений последних двух строф). Но уж больно косноязычно говорится (нарекать имена; обводить ладонью звуки; появляется явь; плыть, отвергая преграды; мерцающим часто.) Да к тому же изношенные ещё в позапрошлом веке «блаженства и муки».
Ну, и отдельные рифмы: обращён-в чём, другая-ногами (что уж тут придираться к: ладонь-огонь, звуки-муки, взгляду-преграду…).
3/3

23. "О войне"
О войне – после нескончаемых километров написанного – говорить или потрясающе, или никак.
В сумбурной умодробительной первой части этого опуса художественно только последнее четверостишие.
Вторая половина интереснее некоторыми удавшимися образами, щемящей финальной строчкой. Но и здесь сюжет достаточно ухабист, отдельные микроэпизодики мало связаны. Хватает и несуразиц: Южный крест (в нашем северном полушарии), льняная краюшка; красивеньких сочетаний случайных слов: «Сборщик людских агоний - не'жить - кривит лицо», «В строках скупых – напротив», «лирики не унять», «Взорванное полесье (т.е. болото), между деревьев – тьма».
5/3

24. "Сказочка"
Широченно улыбнуло. Такая злободневная прелесть!
Придираться не то чтобы не хочется – не к чему.
5/5

25. "О милом крае"
Милая малая родина. Сколько ж о ней напето…
Вроде бы и здесь – искренне, светло.
Но вот натыкаешься на душу, светлеющую от вросших в неё ковылей; карасей, теребящих закатами рогоз; на «место то»; на росы, звонко опадающие ниц; на: «нива поднималась / Из земли распаренных крупиц».
А к финалу и недоумеваешь, неужели Россия (не просто – малая родина) – это лишь поле у речушки?
4/3

26. "Сны многожителя"
 Очередная вариация на тему «жизнь есть сон» (так ведь ничто ж не ново под луной).
Мастерски исполненная.
Комментарии излишни.
5/5

27. "Игры"
Что ж, элитарное искусство, арт-хаус. Не для широкого читателя – избранным.
А может, головоломка без решения? Набор мудрёных строк, хитроумно переплетённых?
Не знаю. Но нутром чую – что-то в этом есть.
При этом – не могу не заметить незарифмованность предпоследней строки при изящной в целом рифмовке.
5/5


Рецензии
#26
Спасибо за! :)

Алексв   09.05.2017 00:17     Заявить о нарушении
Без вариантов.

Александр Евницкий   09.05.2017 08:21   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.