Сказки бабушки Агафьи. Сказка двадцать восьмая
Многие люди пишут стихи и при этом не могут объяснить, что такое рифма. Ее наличие не всегда украшает произведение, например, из-за своей примитивности. Иногда данное понятие путают с определением «созвучность», к которому относятся, к примеру, сочетания «тебя – меня». Итак, рифма – это звучное сочетание сходных частей слова, которые располагаются симметрично в строках стихотворения. В классическом стихосложении к основному ее признаку относится совпадение ударных гласных. Она выделяет звуковым повтором окончания строк произведения, подчеркивает междустрочную паузу, задавая тем самым ритм стихотворной формы. Поэтому важнейшей единицей ритма является строка, которая оформляется правильным типографским образом. Иногда придумать рифму бывает очень сложно, поскольку, неправильно подобранная, она уводит автора совершенно в другую от задуманного смысла произведения сторону.
Виды и формы рифм.
Понять, что такое рифма, возможно через определение расположения ударений в словах и учета вида данной формы. Она бывает нескольких вариантов: мужская (в этом случае ударение всегда падает на последний слог в строке); женская (здесь ударение падает на предпоследний слог); дактилическая (ударение приходится на третий слог с конца, по схеме «ударный – безударный – безударный»); точная/неточная (точная – совпадение гласных и согласных звуков, неточная – совпадение в одном – двух звуках). Помимо данных видов, выделяют следующие формы, которые раскрывают, что такое рифма. Во-первых, квадратные рифмы – они представляют собой самые простые варианты. Основная нагрузка в этом случае ложится на одно окончание, например: «мы в лес – там бес». Во-вторых, глаголы – тоже достаточно простая форма, но звучит намного лучше предыдущей, например: «купить – посадить». В-третьих, созвучия – совокупность слов, которые задают определенный ритм; основную нагрузку в них лучше делать на ударные гласные. В-четвертых, разбиения – в этом случае слово разбивается на несколько слогов и подбирается пара с подобными слогами, например: «сто полей – с тополей». В-пятых, трехмерная рифма – она считается верхом мастерства, и в стихотворении рифмуется практически каждое слово. Изучив основные виды рифмы, можно приступать к написанию стихотворной формы. Для этого следует уяснить некоторые правила.
Правила составления рифмы.
1. Проще всего рифмовать глагольные формы. Однако данный способ больше подходит для новичков, среди профессиональных поэтов он считается банальным и достаточно грубым.
2. Для создания красивой формы лучше всего подбирать точную форму. Не стоит брать первое пришедшее на ум слово. Сначала стоит выписать все найденные варианты рифм, а затем выбрать из них наиболее подходящий. Не нужно бояться проговаривать слова вслух, поскольку в живой речи выявить недостатки рифмотворения проще.
3. Применять неточные формы стоит только в том случае, если это позволяет смысл текста. Этот вид рифм делает стих более харизматичным и убирает из него плавность и певучесть.
4. Не стоит злоупотреблять банальными рифмами, которые давно превратились в штампы, поскольку теряется уникальность и оригинальность произведения. Примером таких штампов могут стать «розы – морозы», «любовь – морковь» и т. д. Вместе с тем стоит помнить, что рифма должна подбираться в тему произведения и соответствовать его общему настроению.
5. В том случае, если не получается подобрать рифму, можно воспользоваться словарем рифм, который можно найти в Интернете. Таким образом, для того, чтобы стихотворение получилось правильно зарифмованным, рифмоваться должны строки. Для восприятия произведения немаловажную роль играет не только звук, но и смысл. Существует еще множество секретов, освоив которые, можно понять, что такое рифма, и научиться создавать восхитительные литературные произведения.
Продолжение следует...
Свидетельство о публикации №117050702181