Сказки бабушки Агафьи. Сказка двадцать пятая

Тема: Нельзя понять язык поэзии, не зная, что такое строфа.
 
Интересно, Ника Турбина знала, что такое строфа или силлабо-тоника, когда из ее детских уст лились стихи - взрослые, печальные, наполненные совсем не детскими переживаниями? Вряд ли. Да ей и не нужно было, как и Пушкину в начале поэтических опытов. Как и другим выдающимся поэтам. Но это были гении, их дар родился вместе с ними, но даже они изучали технику стихосложения и ее законы. Тем более это нужно нам, "не гениям". Чтобы поэзия могла дойти до сознания и сердца, нужно учиться читать, воспринимать, понимать лирическое произведение. От лирики мы ждем потрясений, вызванных тем сцеплением звуков, слов, образов, ритмов, смыслов, которые создают лирическое переживание, ради которого мы и открываем сборники стихов. И того, кто по-настоящему любит поэзию, не может не интересовать, как создается поэтическое чудо. Что такое строфа, если такие обычные слова, собранные в стройные строки и куплеты, способны коснуться сокровенных струн души? А язык поэзии, возможно, самая сложная форма существования языка, и нужно учиться его понимать. Но как?
 
Современная психология наиболее эффективным способом признает деятельность, адекватную той, которая вложена в изучаемый объект. Если это так, то от реципиента (тот, кто воспринимает), стихи требуют такой же творческой работы воображения и активного включения эмоций, как и от своего творца. Получается, если хочешь понять поэзию, надо попробовать самому писать стихи. Но прежде нужно узнать, из чего и как "делают стихи", что такое строфа, рифма, ритм и другие тонкости «стихоплетения». Кстати, некоторые виды строф, как и сами стихи, имеют авторов, то есть специально создавались поэтами. В литературе известны спенсерова строфа, байроновская октава, онегинская строфа, терцет. Во всех названиях, кроме последнего, имя автора угадывается. Но Данте, который изобрел терцет для "Божественной комедии" в той форме, как мы его сегодня знаем, заслуживает, чтобы его имя прозвучало. Дантово изобретение – это строфа из трех стихов (стих – строчка), которые рифмуются по схеме: 1 и 3 строки рифмуются между собой, вторая – с первой и третьей следующей строфы, дальше все повторяется. Посмотрите на примере из поэмы:
 
Следует заметить, что не все трехстрочные строфы называются терцинами (так по-другому называется терцет). В японской поэзии есть хокку. В нем тоже три строчки, но нет рифмы. Фиксированное количество строк присуще также октаве (8), катрену (4), дистиху (2) и моностиху (1).
 
Выяснив, что такое строфа, какие есть разновидности строфы, продолжаем свое поэтическое образование, осваивая ритмику, размеры, виды рифм. Теперь можно взяться за перо. Современным пером назовем ручку, фломастер, компьютерную мышку. Должно получиться! Вряд ли что-то гениальное, но, по крайней мере, стройное и звучное. Правда ведь, после стольких стараний, начинаешь по-другому воспринимать стихи, понимать, скольких трудов стоит легкость и простота шедевров Пушкина, Тютчева, Фета… А еще, наверное, хочется найти слушателя своим первым, и уже потому любимым стихам? Ничего невозможного! Почему бы не устроить поэтический конкурс? Состязаться на поэтическом ринге не считали зазорным самые именитые поэты античности, Древнего Китая и средневековой Японии. В таких конкурсах оттачивается мастерство, поэты приобретают известность и возможность донести свои чувства и мысли.
 
Заканчивая наше небольшое занятие, еще раз подчеркнем его главную мысль: открывать смысл поэтического произведения невозможно без выявления особенностей художественной формы, в которую этот смысл воплощен - стихотворной композиции (строфики). Прав Ю. Лотман, утверждая, что даже упрощенное "схематичное описание общих структурных закономерностей" больше открывают перед нами своеобразие и красоту лирических строк, чем многократное повторение хвалебных фраз о их гениальности.
 
Продолжение следует...


Рецензии