Сказки бабушки Агафьи. Сказка десятая
Евгений Онегин в одноименном романе Пушкина «не мог… ямба от хорея… отличить». Может быть, это очень сложно? Вряд ли. Просто пушкинского героя не занимали вопросы о том, как определить размер стихотворения. А если постичь секреты стихосложения, то распознавание форм стихотворного ритма станет увлекательнейшим занятием и позволит глубже проникнуть в тайну поэтических лабиринтов. Кстати, роман в стихах «Евгений Онегин» написан четырехстопным ямбом, благодаря чему имеет энергичную жизнеутверждающую интонацию.
Как определить размер стихотворения? Прежде всего следует сказать о том, что размеры бывают односложными, двух-, трех-, четырех-, пятисложными и даже больше. От чего это зависит? Чтобы правильно определить размер, которым написано стихотворение, надо понять, что такое в поэзии стопа. Так называют группу слогов, где на один из них приходится ударение. Значит, первое, что надо сделать, это расписать стихотворную строчку стопами и расставить ударения. Затем надо подчеркнуть ударные слоги.
Двусложные размеры Если слово состоит из двух слогов и на первом из них стоит ударение, то перед нами – хорей. Для записи размеров ученые придумали схематическое изображение. Например, вот такое: ;; __, здесь ударный слог запишем знаком ;;, а безударный – символом __. Хорей выглядит именно так: ;; __. Этим размером написано знаменитое стихотворение Александра Пушкина «Зимний вечер». Если записать схематически первую строку этого лирического произведения, получится так: ;; __ / ;; __ /;; __ /;;_. В ямбе, наоборот, ударение приходится на второй слог в стопах, состоящих из двух слогов. Запись будет такая: __ ;;. Этим размером написано стихотворение Константина Батюшкова «Мой гений». Первая строка будет схематически выглядеть так: __ ;;/__ ;;/__ ;;/__ ;;. Это самые распространенные двусложные размеры. И мы, в отличие от Онегина, сможем теперь их отличить друг от друга.
Трехсложные размеры.
А как определить размер стихотворения, если он трехсложный? Имена их, как и предыдущих, пришли к нам из греческого языка. Они зовутся дактиль, амфибрахий и анапест. Трехсложными размеры бывают в стопах, складывающихся из трех слогов. В дактиле ударение падает всегда на первый слог, за которым следуют два безударных. Вот так: ;; __ __. Этим размером написано стихотворение Михаила Лермонтова «Тучи». Строчку запишем так: ;; __ __ /;;__ __ /;; __ __ /;; __ __. Если в словах из трех слогов ударение падает на второй (средний) слог, то мы имеем дело с амфибрахием. Вот схема: __ ;;__ (чередование слогов: безударный, ударный, безударный). «Песнь о Вещем Олеге» (А. Пушкин) создана амфибрахием. Схематически первая строка запишется так: __ ;;__ /__ ;;__ /__ ;;__ /__ ;;__. Если поэтическая строка состоит из слов в три слога, и ударение попадает на последний, вы, следуя этой логике, без труда определите размер, которым написано стихотворение - это анапест. Схема: __ __;;. Этим размером создано стихотворение Афанасия Фета «Я тебе ничего не скажу». Знаковая запись: __ __;; /__ __;; /__ __;;.
Особые.
Но в мире поэтических ритмов есть свои тонкости. Например, бывает так, что на том месте, где по логике размера должно стоять ударение, оно пропущено. Когда в двустопном размере (ямбе или хорее) подряд стоят два безударных слога, мы видим пиррихий. А если такая комбинация присутствует в трехстопном размере (анапесте, амфибрахии, дактиле), то это уже трибрахий. Ни тот, ни другой не влияют на вид размера, но могут смутить начинающего литературоведа. Что значит «не влияют»? Это значит, что ямб остается ямбом, а хорей – хореем, но «осложненным» пиррихием. Соответственно, и трехсложные размеры остаются сами собой, но имеют пропуски ударения – трибрахии. Если же чередование ударных и безударных слогов в стопе нарушено в другую сторону – стоят два ударения подряд (там, где по логике должен быть безударный слог, он замещен ударным), мы имеем дело со спондеем. Вот, пожалуй, и все размеры, которые используются в современном стихосложении. Разве что упомянуть стоит гекзаметр, которым написана легендарная «Илиада» Гомера и который иногда имитируют нынешние поэты. Он состоит из шести хореических стоп с произвольным последим слогом. Записывается так: ;;__ __ /;;__ __/;;__ __/;;__ __/;;__ __/;;Х (где Х обозначает произвольный слог). Случается и так, что приходится ломать голову над тем, как определить размер стихотворения, потому что в строчке мы находим чередование разных размеров. Дактиль чередуется с хореем и т. д. Такое явление в стихосложении называется «логаэд». Его любила использовать Марина Цветаева. Например, в поэтическом произведении «Стол» она применяет чередование по схеме ямб-анапест-ямб.
Зачем нужно знать о том, как определить стихотворный размер?
Стихотворения – это не просто зарифмованные строчки. Непревзойденными образцами лирики их делают грамотно использованные поэтические приемы, важнейшим из которых является ритм. От него зависит и звучание, и настроение произведения. Если хорей создает напевную, слегка таинственную интонацию, то ямб придает стихотворению строгие очертания, деловит и энергичен. Размеры трехсложные похожи на разговорный стиль, напоминают повествование. Гекзаметр придает строкам величавое торжественное звучание. Обладая умением распознавать стихотворные размеры, мы можем объяснить, чем именно обусловлена чарующая музыка поэтического шедевра.
Продолжение следует...
Свидетельство о публикации №117050607100