Подруга юности комсомольской нашей

Жизненный путь не бывает без терний,
Но преодолеваешь  их  уверенней,
Если   в  душе  звучит  мотив -
Грядущих побед твоих  императив.

Если жизнь - клубничный компот,
В  вашей  душе мажорный аккорд,
Если  вас  грусть-печаль снедает,
Минорный  аккорд  преобладает.

Но если мелодия эта отсутствует,
Жизнь становится скучной.
Раскрасить её в мажорный цвет
Нам помогает аккомпанемент.

Когда пришли большевики-коммунисты,
Всё поделили на чистых-нечистых,
Музыкальные  инструменты  перебрали -
Которому чину, какой подобает.

Рядовому – балалайка, комдиву  - гармонь,
Командарму – рояль или фисгармония.
Из самых народных - гитар и гармоней
Бедный Демьян  выбирает второе:

“Работать мехами – это всё же работа -
Не то, что из струн щипать аккорды”.
Обнимать   гитару  за  талию
Также  негоже   ленинцу-сталинцу.

Военным к лицу  лихая гармонь,
И яблочко песня на скрипках времен,
Медный  рожок - для побудки бойцов,
Барабанная дробь - к возложенью венков.

Война Отечественная сменила гражданскую,
А “Синий платочек” - “Прощание славянки”,
До праздничных маршей великой Победы
К музинструментам отношение прежнее.

В кино “Два бойца” с Марком Бернесом
Открыт  феномен авторской песни.
“Темная ночь” под звуки гитары
Ей стала путёвкою в кинозалы.

Смекнули чиновники от пропаганды,
А также придворные композиторы-барды,
Что вкрадчивое пение под звуки гитары
Может  воздействовать не хуже фанфары.

Пение под гитару Николая Рыбникова
В фильмах 50-х, что полюбились нам,
Преданную  большевиками  забвению,
Вернуло  гитару  из  тени  на  сцену.

”Верные  друзья” с Чирковым – Меркурьевым,
“Девушка с гитарой” с Людмилой Гурченко
Показали, что гитара в руках артиста
Может стать символом  совромантизма.

Однако гитара ушла  в  ополчение
Против “от имени и по поручению”,
Прочь отвергая  охи и вздохи,
Стала консолидировать совесть эпохи.

Авторская песня под простую гитару
Стала   сродни   самиздату.
Песни Галича, Окуджавы и Клячкина
Недосказанностей заполнили вакуум.

Галич под впечатлением 20-го съезда
Стал диссидентом,  и  на Запад  уехал.
Петь  на  свободе  довелось  недолго -
Убит у себя дома электрическим током.

Высоцкий надсадным своим баритоном,
Ворвался  с “Парусом” в магнитофоны.
Связь времён как  Рождеством Христовым
Разорвана надвое эрой  Высоцкого.

В песнях своих то, что в жизни неладно,
Он  разлагал  на  молекулы-атомы,
Высмеивал  всё, что мешало на родине
Советскому человеку жить достойно.

В то время за границей гитара в фаворе:
Пресли,  Битлз  и  Роллинг  Стоунз.
Изредка подробности их творческой  жизни
До нас долетали со страниц  крокодильских.

Чтобы обуздать ажиотаж молодежи,
Создаются  ВИА западных  наподобие.
У большинства советских ансамблей,
Тот же состав - три  гитары, ударные.

Их репертуаров составляли основу
Западные хиты  всё новые, новые,
А Шаврина  Катерина твердила упрямо:   
Какая песня может быть без баяна?

Появились  настоящие рок-музыканты.
Нам нравилось всуе сорить именами:
Градского, Макаревича, Алексея Козлова,
Цоя, Талькова, Гребенщикова.

Эти имена  были  дороги очень -
Мы взрослели вместе с их творчеством,
Каждое новое их выступление
Вселяло   надежды   на   перемены.

Могла стать оружием, могла - лекарством,
С какого конца за гитару взяться.
Если – оружием, то как тут без павших,
Ведь раненый зверь опасней стократно.

И  гибли  любимые  музыканты,
А  их  убийцы  не несли наказание.
Имена  убийц  по советской  традиции
Нам станут известны из-за границы.

Выступить   на  сцене  все мечтали:
Гитары с прилавков подростки сметали,
Друг   у   друга   сдирали   аккорды,
Не признавая самоучитель Крамского.

С нашим  их  строй  не  совпадает
Как общественный, так и гитарный:
У гитары, купленной в простом магазине,
Одна   струна   оказалась   лишней.

Электрогитары “Этерна”,  “Кремона”
Кроме того, что  стоили  дорого, 
Приходилось по магазинам ловить,
Легче – на чёрном рынке купить.

У музмагазина, что на Неглинной,
Вечно толкались темные личности.
Здесь можно было купить и продать
Всё, без чего невозможно “лабать”.

С лишней  струной  нюансы  уладили,
На большом барабане написали название,
Усилитель своими руками собрали,
В жертву искусству “кинап” разломали.

Себя воображая попеременно
То  Песнярами, то Самоцветами,
Свой репертуар совершенствуем
Сочинением собственных песен.

Чтобы  понять, что  “битлами” не станем,
Пришлось пару лет поиграть в ресторане.
Но  даже это нам не мешало
Петь с друзьями под простую гитару.

Она на пирушках одновременно
Была и закуской, и аккомпанементом,
Скрашивала наш студенческий быт
Даже  тогда, когда нечего пить.

Пели в походах на привалах,
Пели на пристанях, в купе и вокзалах -
Где  собиралось не менее  двух,
Имеющих  гитару,  голос  и  слух.

Время текло по наклонной плоскости,
Мы остепенились  и стали взрослыми,
В  бороду - седина, а гитара всё та же -
Подруга юности комсомольской нашей.
               
                *   *   *
Теперь,  когда  в  руки  гитару  берём,
Не  всякий   раз  вспоминаем   о  том,
Как     мечтали     подруг    покорить,
Исполняя    со   сцены   песни   Битлз.
Как  от  струн  кровоточили  пальцы,
Как   медиатор   то   и  дело   ломался,
Как  выступать   на  окраину   города
Мчались без оглядки в любую погоду.
Как, обзаведясь  семьёй  и  работой,
Увлечению  юности  сказали:  Coda.
05.03.2014


Рецензии