Подруга юности комсомольской нашей
Но преодолеваешь их уверенней,
Если в душе звучит мотив -
Грядущих побед твоих императив.
Если жизнь - клубничный компот,
В вашей душе мажорный аккорд,
Если вас грусть-печаль снедает,
Минорный аккорд преобладает.
Но если мелодия эта отсутствует,
Жизнь становится скучной.
Раскрасить её в мажорный цвет
Нам помогает аккомпанемент.
Когда пришли большевики-коммунисты,
Всё поделили на чистых-нечистых,
Музыкальные инструменты перебрали -
Которому чину, какой подобает.
Рядовому – балалайка, комдиву - гармонь,
Командарму – рояль или фисгармония.
Из самых народных - гитар и гармоней
Бедный Демьян выбирает второе:
“Работать мехами – это всё же работа -
Не то, что из струн щипать аккорды”.
Обнимать гитару за талию
Также негоже ленинцу-сталинцу.
Военным к лицу лихая гармонь,
И яблочко песня на скрипках времен,
Медный рожок - для побудки бойцов,
Барабанная дробь - к возложенью венков.
Война Отечественная сменила гражданскую,
А “Синий платочек” - “Прощание славянки”,
До праздничных маршей великой Победы
К музинструментам отношение прежнее.
В кино “Два бойца” с Марком Бернесом
Открыт феномен авторской песни.
“Темная ночь” под звуки гитары
Ей стала путёвкою в кинозалы.
Смекнули чиновники от пропаганды,
А также придворные композиторы-барды,
Что вкрадчивое пение под звуки гитары
Может воздействовать не хуже фанфары.
Пение под гитару Николая Рыбникова
В фильмах 50-х, что полюбились нам,
Преданную большевиками забвению,
Вернуло гитару из тени на сцену.
”Верные друзья” с Чирковым – Меркурьевым,
“Девушка с гитарой” с Людмилой Гурченко
Показали, что гитара в руках артиста
Может стать символом совромантизма.
Однако гитара ушла в ополчение
Против “от имени и по поручению”,
Прочь отвергая охи и вздохи,
Стала консолидировать совесть эпохи.
Авторская песня под простую гитару
Стала сродни самиздату.
Песни Галича, Окуджавы и Клячкина
Недосказанностей заполнили вакуум.
Галич под впечатлением 20-го съезда
Стал диссидентом, и на Запад уехал.
Петь на свободе довелось недолго -
Убит у себя дома электрическим током.
Высоцкий надсадным своим баритоном,
Ворвался с “Парусом” в магнитофоны.
Связь времён как Рождеством Христовым
Разорвана надвое эрой Высоцкого.
В песнях своих то, что в жизни неладно,
Он разлагал на молекулы-атомы,
Высмеивал всё, что мешало на родине
Советскому человеку жить достойно.
В то время за границей гитара в фаворе:
Пресли, Битлз и Роллинг Стоунз.
Изредка подробности их творческой жизни
До нас долетали со страниц крокодильских.
Чтобы обуздать ажиотаж молодежи,
Создаются ВИА западных наподобие.
У большинства советских ансамблей,
Тот же состав - три гитары, ударные.
Их репертуаров составляли основу
Западные хиты всё новые, новые,
А Шаврина Катерина твердила упрямо:
Какая песня может быть без баяна?
Появились настоящие рок-музыканты.
Нам нравилось всуе сорить именами:
Градского, Макаревича, Алексея Козлова,
Цоя, Талькова, Гребенщикова.
Эти имена были дороги очень -
Мы взрослели вместе с их творчеством,
Каждое новое их выступление
Вселяло надежды на перемены.
Могла стать оружием, могла - лекарством,
С какого конца за гитару взяться.
Если – оружием, то как тут без павших,
Ведь раненый зверь опасней стократно.
И гибли любимые музыканты,
А их убийцы не несли наказание.
Имена убийц по советской традиции
Нам станут известны из-за границы.
Выступить на сцене все мечтали:
Гитары с прилавков подростки сметали,
Друг у друга сдирали аккорды,
Не признавая самоучитель Крамского.
С нашим их строй не совпадает
Как общественный, так и гитарный:
У гитары, купленной в простом магазине,
Одна струна оказалась лишней.
Электрогитары “Этерна”, “Кремона”
Кроме того, что стоили дорого,
Приходилось по магазинам ловить,
Легче – на чёрном рынке купить.
У музмагазина, что на Неглинной,
Вечно толкались темные личности.
Здесь можно было купить и продать
Всё, без чего невозможно “лабать”.
С лишней струной нюансы уладили,
На большом барабане написали название,
Усилитель своими руками собрали,
В жертву искусству “кинап” разломали.
Себя воображая попеременно
То Песнярами, то Самоцветами,
Свой репертуар совершенствуем
Сочинением собственных песен.
Чтобы понять, что “битлами” не станем,
Пришлось пару лет поиграть в ресторане.
Но даже это нам не мешало
Петь с друзьями под простую гитару.
Она на пирушках одновременно
Была и закуской, и аккомпанементом,
Скрашивала наш студенческий быт
Даже тогда, когда нечего пить.
Пели в походах на привалах,
Пели на пристанях, в купе и вокзалах -
Где собиралось не менее двух,
Имеющих гитару, голос и слух.
Время текло по наклонной плоскости,
Мы остепенились и стали взрослыми,
В бороду - седина, а гитара всё та же -
Подруга юности комсомольской нашей.
* * *
Теперь, когда в руки гитару берём,
Не всякий раз вспоминаем о том,
Как мечтали подруг покорить,
Исполняя со сцены песни Битлз.
Как от струн кровоточили пальцы,
Как медиатор то и дело ломался,
Как выступать на окраину города
Мчались без оглядки в любую погоду.
Как, обзаведясь семьёй и работой,
Увлечению юности сказали: Coda.
05.03.2014
Свидетельство о публикации №117050604999