Фантастических я испытал ощущений...
Шестнадцать открытий своих создавая,
И доклады я делал о том, сообщений,
К внедренью новаций потом призывая.
Фантастическим был день четвёртого мая,
Когда тайн микробных раскрыть мне хотелось,
Былые о том представленья сломались,
Как птицы, открытья все в небо взлетели.
Вот как описаны события 4мая 1976года в шестом этюде рукописи "О науке с искусством, с исторков, или путешествие на волнах памяти к островам творчества и самопознания"-
На улицах полыхал красными знамёнами и транспарантами Первомай 1978г. С утра и до пяти часов я дежурил по институту, то и дело подходя к своим ровно шумящим приборам, которые с моей помощи решали мои задачи, добавляя в опытные сосуды с микробной взвесью необходимые реактивы, записыая на диаграмме условия опытов, отмечая начало и конец реакции. Шла обычная рутинная работа: ацетоновых бактерий я "приучал" к фенолам, регистрировал, как при этом реагируют на солнечный свет и на присутствие в окружающей среде анилина. Имеющимися у меня подручными средствами (толстое настольное стекло) определял активный участок спектра солнечного излучения- всю область короче 330нм, а это не видимый глазу ультрафиолетовый свет, такое стекло почти полностью поглощает. Не правда ли, до удивления простой и в то же время изящный эксперимент?
Уже в тот день я мог по некоторым кривым заметить нечто непонятное- кривые после добавления р-ра ацетона начинали реагировать не сразу т.е. микрооргпнизмы поначалу как бы забыли, как им питаться. И поставив на диаграмме последнюю отметку об окончании опыта в17 час. 15 мин., я ушёл,даже не подозревая, какие события меня ожидали.
Это случилось четвёртого мая. Внеся в опытный сосуд с ацетоновой микрофлорой ( для упрощения не будем делать различий между терминами "микроорганизмы", "бактерии", "микрофлора"), ацетат натрия, это соль обычной уксусной кислоты, я не понял сразу, в чём дело. Обычно в течение 3-5 мин. такая доза этого питания усваивалась и кривая "возвращалась" на своё место. А здесь времени прошло много больше, а кривая и не думала реагировать на это. У меня создалось впечатление, что по ошибке или по рассеянности я внёс вместо питания обыкновенную воду. И лишь минут через десять кислород начал потребляться, а перо самописца вычерчило обычную в таких случаях кривую. При внесении в качестве питания раствора ацетона на диаграмме появилась, чего никогда раньше не отмечалось, двугорбая кривая. А надо отметить, что к тому времени я работал с бактериями, выращенными на ацетоне, практически без перерыва лет пять и "повадки" их были мне в общем-то знакомы.
Мне была известна свойственная "ацетоновым" бактериям особенность- если их не кормить а условиях аэрации т.е. в кислородных условиях сутки, или двое, то они как бы отвыкают от этого питания, затрачивая на усвоение той же дозы примерно в два раза больше времени. Здесь же всё происходило совершенно иначе. И настал день, когда стоило оставить ацетоновых бактерий без питания хотя бы на полчаса, как кривые дыхания, при его возобновлении начинали колебаться. К примеру, вносил я 30 мг на литр раствора ацетона, и вместо одной пики, к чему я привык, перо вычерчивало подряд восемь. На диаграмме появлялась, к моему величайшему удивлению волнистая линия, похожая на автоколебания, свойственные некоторым химическим реакциям и микробиологическим процессам, идущих с использованием уже упомянутых чистых культур. И вот что здесь невероятно. У чистых культур, родственным по всем признакам, некоторые процессы могут идти синхронно. Для смешанных культур, а я всё время имел дело именно с ними, такое исключалось. Получение автоколебательных кривых в опытах с нестерильными смешанными культурами, содержащими микробные клетки разных видов и свойств, противоречило здравому смыслу. Ещё более непонятно было, что синхронно с кислородными кривыми колебались и кривые кислотности. Получалось трудновообразимое. Миллиарды клеток "вели себя, словно это была О Д Н А клетка. Было отчего придти в волнение. В течение двух месяцев записывл я кривые, подобных которым я потом уже не встречал.
Состояние, которое я тогда испытал, сравнимо с ощущением к.б.н. Ю. Симакова, описавшего в третьем номере журнала "Знание- сила" за этот, 1985 год, опыты с одноклеточными хламидомонадами. Случайно поместив их в сосуд с белой поверхностью, он с удивлением и, наверное, с ужасом отмечал, как они скапливались в пятна ячеистой структуры. Какими сигналами они руководствуются? Увидев такое в прежние времена, всё можно было объяснить действием сверхестественных сил. Нам же надо смотреть и искать глубже. Как организм растёт, приобретает форму, объём?- до конца мы не знаем, хотя в идеях недостатка нет. "Общее поле", "силовое поле", "совпадение амплитуд колебательных процессов"? Или ближе к истине Барбара Мак-Клинток, подвигающаяся к ней тоже в одиночестве, считающая, что всё дело в контролирующих или прыгающих генах?
Мир всё ещё полон тайн, и, может быть, это не так уж и плохо?! Вернёмся теперь к зарегистрированным мной автоколебаниям и зададимся вопросом, какую практическую пользу могут иметь полученные и подобные им кривые? Порассуждаем. Ведь если удаётся, к тому же не стремясь к этому, поддерживать бактериальную культуру по какому то признаку О Д Н О Р О Д Н О Й в нестерильных условиях, может быть причина этого явления заключается действительно в чрезвычайно сильно развитой в мире микроорганизмов С П О С О Б Н О С Т И
О Б М Е Н И В А Т Ь С Я Г Е Н А М И, ответственными, как говорят в таких случаях, за ряд, или многие признаки? Может быть, не всегда следует стремиться вести процесс в строго стерильных условиях, требующих больших затрат энергии? Чтобы поставить такой вопрос, нужна смелость и...ещё факты. Не будем ходить за ними далеко. Я уже упоминал о реакции ацетоновых бактерий на свет. Впоследствии мною была обнаружена особенность ряда образцов нестерильных фенольных бактерий "узнавать" тонкие различия в строении фенолов, попавшая в материалы Всесоюзной конференции по микробиологии очистки воды (Киев, 1982 г.), но только названием доклада. Это...впрочем, этюды подходят к концу и я ещё не всё сказал об истоках своей науки.
Было бы несправедливым не отметить мою первую в жизни учительницу, Антонину Ивановну Кологривову, обладавшую своеобразным талантом доброты и даром превращать любую классную комнату в мастерскую ума и знания. В 1946 году, попустив из-за травмы три месяца занятий, без её помощи, как я теперь понимаю, не бросающейся в глаза, я не окончил бы четвёртый класс с похвальной грамотой.
Экземпляр этюдов я подарю Анне Израиловне Минкевич, классному руководу и учителю русского языка и литературы в старших классах. Может быть, и все литературные этюды выросли из множества данных ею уроков, уроков жизни, культуры, литературы. К сожалению, я не смогу подарить этюды преподавателю математики в 7-10-ых классах, Аршаку Самуиловичу Тарасдарову, давно ушедшему из жизни. Методист БОНО, он был весьма строг с нами и всё же мы были от него без ума. Он умел каким-то чудом превращать каждый свой урок в маленький спектакль. Трудно сказать, каким образом он добивался того, что придя в школу, в школу №8 Городского района, мы первым делом интересовались, у кого какой получился ответ и каким способом решена задача.
И конечно, если речь повести о науке, если признать, что мои занятия наукой не были безуспешными. то будет в этом в какой-то степени повинна, я не могу быть здесь неблагодарным, моя бывшая научный руководитель к.б.н. Ц.И. Роговская. Хотя годы аспирантуры не привели к положительному результату и не подтвердили первоначальную концепцию о роли простейших организмов, в частности, инфузорий в процессах очистки (по материалам написана научная сказка "Страна чудес- в Алисе, или несколько минут из жизни инфузорий". 1979г., опубл. на проза.ру), они дали мне значительно больше. Я понял, что микробиология- благодатный край для исследователя и мои предположения, как вы могли убедиться из содержания этюдов, полностью оправдались.А самое главное, общение с Ц.И. Роговской, позволило стать мне очевидцем редкого случая преданности науке, редкой человечности. Являясь крупным специалистом в своей области (понятно почему на конвертах из-за рубежа значилось- проф. Ц.И. Роговской) она откладывала в сторону дела, когда прибывал кто-нибудь за консультацией. И в последний год своей жизни она делала пометки в моей диссертации и можно ли быть неблагодарным её памяти?
Да, Учитель- это связующее звено времён, звено памяти. Как и Книга, влияние которой на формирование каждого из нас даже сегодня вряд ли сознаётся в полной мере. А в науке книга ценна ещё тем, что она делает всё более коллективной атаку на неведомое, являясь как-бы ступенькой на пути к новому знанию. Понятно, что и моё мировоззрение выросло не на пустом месте. Много книг, в основном, советских авторов, располагаются на полках моей библиотеки. Книги, в которых строчки, показавшиеся мне особенно интересными, помечены красным. Только книга может посоветовать, как поступить, даже если автор проживал в другой стране или в другой эпохе.
И, наконец, напишем с большой буквы слово Случай. В лабораторию прислали анализаторы растворённого кислорода. В соседней лаборатории оказался потенциометр на 50мв, КСП-4, который (вот везение!) сотрудник Алиев Айдын, отдал в моё распоряжение на долгие годы . По плану изучалось, как актерии окисляют спирты, растворы фенолов, ацетона. Под рукой оказалось 10мм настольное стекло, как фильтр от области 330нм. Журнал "Химия и жизнь" объявил конкурс под рубрикой "Проблема". Предложив исследовать, как магнитное поле повлияет на микроорганизмы, я вышел на особенность спектра в 330нм. За этим цепочкой пошли и другие открытия, как последствие ...случайности. Тогда я я задался мысленно вопросом- А что если бы в феврале 1965 года я поступил бы не в Бакинский филиал "ВНИИ ВОДГЕО", а в лабораторию, исследующую проблемы рака, не стал бы этот Дамоклов меч чуточку тупее?!
И вот прошло 30 лет- ни одно научное открытие так и не послужило России. Конечно прогресс есть- в Средневековье за научное объяснение происхождения радуги могли и казнить. В СССР и теперь в России- только отлучают от Науки.
Фрагмент рукописи лета 1985 года "О науке, с искусством, с истоков, или путешествие на волнах памяти к островам творчества и самопознания" Этюды в стиле ретро.
В качестве иллюстрации использовагна картинка из сайта 123 из 720.
В начале VII века был отлучён от церкви и приговорён к смертной казни учёный Доминос,
который пытался объяснить радугу естественными.
http://allkosmos.ru/otchego-byvaet-na-nebe-raduga/
Свидетельство о публикации №117050400008
Ольга Колесникова Гончарова 04.05.2017 23:10 Заявить о нарушении