Proсветкино почему лунную гонку не выиграл ссср?
И сегодня Теа-тролль, привычно попивал в баре свой странный кофе с названием – ирландский виски.
Теа-тролль или Теа, как его звали друзья…
Был удивительным персонажем…
Вспомните сказочное скандинавское семейство Муми – троллей, которые, кстати, тоже некоторое время жили в театре.
Теа, не профессиональный критик, киновед и т.д.
Он, не знаток кино и театра, щелкающий «как орехи» режиссерские «сверхидеи» и актерское «публичное одиночество».
Но добродушный увалень искренне любящий кино и театральное действо, воспринимающий его цельно и восторженно улавливающий позитив.
Только что мы посмотрели на экране ноутбука моё творение – видеосюжет о спецэффектах… Теа, по своей привычке всеми силами старался показать, что какие-то детали сюжета не доведены до совершенства…
Да и вообще, все это…
Ну так себе – баловство…
Однако живой блеск его глаз, живо и безошибочно говорил – Теа доволен…
А раз он доволен – непременно жди нового, интересного рассказа на предложенную тему…
- А знаете, - начал Тае со своей привычной присказки…
Обычно то, что знал он, знать приходилось далеко не всем, но он считал, что знания эти вообще-то – доступны всем….
А знаете, - говорил Теа,
- Почему так вышло, что «лунную гонку» не выиграл СССР…
- Вообще – это очень занятная история…
На самом деле в России имеются глубокие традиции кино-продюсирования. И поэтому путешествие на Луну, несомненно, должно было стать прерогативой СССР.
Конечно не так рано, как в Голливуде, но все же в 1924 году в Москве была создана советско – германская кино организация «Межрабпомфильм-Русь», которая разместилась в помещении закрытого ресторана «Яръ». И – начала, как раз – с фантастики….
Правда не лунной марсианской, выпустив в свет фильм «Аэлита» (1924 г.). Потом были «Закройщик из Торжка» (1925 г.), «Мать» и «Мисс Менд» (1926 г.), «Поцелуй Мэри Пикфорд» и «Сорок первый» (1927 г.), «Ледяной дом» и многие другие.
Они не прочь были сделать и анимационную фантастику, построенную на тогдашних спецэффектах, в том числе - «Межпланетную революцию».
Это был социальный заказ власти большевиков, которые спали и видели свою революцию во всеобщем, всемирном и даже всекосмическом масштабе…
Немецкая сторона созданного предприятия обеспечила для совместного проекта качественную кинопленку и аппаратуру. С точки зрения техники, поэтому, сравняться могли очень не многие кинопроизводства, а уж в СССР, так и вообще – никто. Так что не удивительно, что первые советские звуковой и цветной фильмы появились именно здесь. При этом, студия сохраняла значительную степень независимости от государства и не входила в структуру «Госкино», как например «Ленфильм» и «Мосфильм».
Независимость, материальная и организационная, позволяла киностудии осуществлять инновационние проекты. В том числе, именно на этой студии была создана одна из систем звукового кино Петра Тагера.
Это же способствовало культивированию на студии творческой, свободной и деловой атмосферы актуальности. Она рассматривалась руководством киностудии, как важнейший элемент творческого процесса, плодотворного содружества.
Продюсерская сущность проекта обеспечивала желание сотрудников киностудии «Межрабпома» привлекать к фильмам собственного производства особый, повышенный интерес зрительской аудитории. Интересы партнеров-учредителей при этом, учитывались только в том случае, если они совпадали с интересами производства и проката фильмов и их успеха у зрителей. В результате студия «Межрабпомфильм» до 1932 г. лидировала по всем показателям, в сравнении с другими кинопроизводствами Советской России.
Техническая база, полученная из Берлина и заводов «Карл Цейс Йена», обеспечивала безоговорочное техническое превосходство фирмы, в том числе звуковых и цветных кинофильмов.
Однако, в середине 30-х годов, желание государства контролировать все и всех привело к медленному угасанию и уходу студии со сцены, ведь её ярко выраженная, продюсерская сущность, не устраивала более бюрократическое советское руководство. На её базе был создан «Союздетфильм», а в 1948 году была переименована в Киностудию им. М. Горького. Эта студия тоже занималась фантастикой, но придумать и выполнить достоверный сюжет о высадке советских космонавтов на Луну, конечно же не могла, ограничиваясь прекрасными детскими фильмами «Отроки во Вселенной» и «Москва – Кассеопея», которыми засматривали «по-тихому», в тайне от своих отпрысков и взрослые товарищи. –
Но что бы было, если бы «Мерабпомфильм» или студия, подобная ему продолжала развиваться в СССР?
Её директор – талантливый инженер Моисей Алейников имел значительный опыт работы в кинематографии еще до Октябрьского переворота 1917 года. В бытность директором «Межрабпом-Русь» и «Межрабяпомфильм» особенно ярко проявил свои творческие продюсерские качества. Он ревностно сохранял независимость марки «Межрабпом» и не позволял её сотрудникам ходить на заседания и «разносы» в Госкино и самостоятельно решал вопросы репертуарной политики. Режиссеры «Межрабпомфилма» могли запустить в производство фильм, который забраковали цензоры Госкино и Главреперткома.
Однако, трения с советским руководством привели к тому, что Моисей Алейников был арестован, а впоследствии, отстранен от своей продюсерской деятельности в советском кинопроизводстве и с 1945 года он перешел на преподавательскую и литературную работу.
Так, в общем-то «лунная гонка» СССР и США, просто не состоялась.
Соревновались в ней выдающиеся и совершенно неповторимые умы русского Сергея Королева и немца Вернера фон Брауна, который играл за предусмотрительную команду США.
Но кто и что выиграл в их гонке, еще долго будет покрыто завесой тайны…
А вот первый показ высадки на Луну человека в 1969 г., по ТВ показали американцы.
В сюжете, снятом, возможно – Стенли Кубриком.
Наш Моисей Алейников, тогда просто не имел возможности соревноваться.
Хотя видимо, мог и победить.
Ведь кто его знает, умер бы гениальнейший Сергей Эйзенштейн в 47 лет, если бы его опекал тихо, но настойчиво, другой гений – продюсер Моисей Алейников.
Свидетельство о публикации №117050406497