Русский анархизм как раскольнический толк

Махновцы представляли собою не только подлинную советскую власть. Из свинцового вихря пулемётных тачанок из  языка похожего на язык протокола собраний и листовок, на котором говорил товарищ Нестор, прорывается дух русского раскольнического христианства. Только теперь оно не бежало на окраины империи (бежать было уже некуда) и не жгло само себя - спасаясь от  Антихриста, а подобно Архангелу Михаилу и Георгию Победоносцу шло на "Антихриста" в бой.
Отрицая религию, революционеры утверждали изначальные принципы христианства. Утверждали не на словах, а на деле возвращая в жизнь главный смысл религии – справедливое общество.
В официальной религии России человек грешен, ничтожен и есть раб. Он может только отдаться Христу, каяться и надеяться на спасение после смерти. Эта идеология родилась под давлением государства обрезавшего вольный дух народа.
Раскольники, следуя  первым христианам провозгласившим «Бог стал человеком, что бы человек стал Богом», вслед за отцами пустынниками, вслед за Василием Великим, Яном Гусом и православными нестяжателями показавшими пример коммунистической жизни стремились воплотить Бога в реальности. Хлысты, шли ещё дальше, они через свои радения, подобно суфиям переживали  присутствие Единого в собственном теле.  Бог здесь, ты сам и есть Бог!
Яснее всех  идеологию богочеловека, конечно не в фашистском смысле, а в смысле  служения людям и жизни в целом выразил монах  и епископ Михаил (Павел Семёнов 1873 – 1916): «Я уважаю и люблю старообрядчество за то, что оно кровью купило себе свободу от рабства государству, от порабощения свободы церковной воле папы, Никона …» . Михаил был русским предтечей "теологии освобождения"  родившейся в 60 – е годы в Латинской Америке. И еретиком с точки зрения тогдашнего Синода ибо посмел в присутствии православных духовных лиц, служить поминальную молитву по отлученному от церкви Льву Толстому.
Епископ Михаил проповедовал: «…люди думают, что, целуя Крест, на котором страдал Христос, они достаточно делают для своего спасения…. Не поклонение это Кресту, а второе распинание Распятого". Потому, что мир еще не спасен, он будет спасен только тогда, когда каждый станет подражать Христу. Когда каждый поднимется на свою Голгофу. По вере епископа Михаила- каждый должен стать героем.
Епископ Михаил призывал к восстанию против «креста» - всего того, что духовно и материально угнетает человека: "Его Крест – наше знамя. Крест – знамя борьбы и победы, проповедь того, что надо сломить все кресты, на которых распинается жизнь".
Не удивительно, что многие считали мятежного епископа просто безумцем.  За свои убеждения Михаил отсидел полтора года в тюрьме, а в итоге нашел свою голгофу  на окраинах Москвы во время проповеди, как и положено революционному священнику. Однажды на станции Сортировочная Михаил был ограблен и избит до смерти и забыт.
Его могила - черный мраморный камень доступна на Рогожском кладбище в Москве. Епископ Михаил пример подлинного типа христианина сохранившегося со времён первых проповедников и мучеников за веру, которые всегда выглядели как хулители оной, но только с точки зрения фарисеев. Не забывайте. что и Христос был распят ими якобы за оскорбление веры.
Так и степные революционеры батьки Махно не впавшие в соблазн большевицкого «папства» ломали кресты на церквях распинающие живую жизнь. Наверное, это слишком радикально, наверное, такой крайний подход создаёт больше проблем, чем разрешает. Время лечит радикализм, а потом вновь его порождает, но сам принцип остаётся неизменным. Кто то должен стать героем.


Рецензии