Останкино

Посвящается годам служения
            музею-усадьбе


Оставил граф Останкино:
Дворец – игры шкатулку.
Театр Любви прославленной
Забыт в дань Петербургу...

Оставлен спать, дворец старел,
Но чудо сберегало
Папье-маше,
Фонарь, торшер,
«Точильщика» и залу…
___

…Всё снятся: замирая вновь,
Их словом словно пробуждаю...
Усадьбу – первую любовь -
Несу в себе, не оставляю!

                26 апреля 2017 г.


Примечания:

В стихотворении нашла отражение уникальная история
Останкинского «большого увеселительного дома» (позднее –
дворца), построенного в 1792–1798 гг. как загородный театр,
в период, когда у графа Н. П. Шереметева существовала великолепная крепостная труппа. На этой сцене несколько раз выступала и любовь графа – П. И. Жемчугова (Ковалёва) – блистательная крепостная певица. Однако вскоре, по различным
обстоятельствам служебного и личного плана, граф распустил
крепостную труппу, оставил Останкино, и его потомки уже
редко туда приезжали. Дворец не горел в 1812 г., не пострадал
в революцию и в годы Великой Отечественной войны.

Во второй строфе упоминаются единственные подлинно
сохранившиеся в российском интерьере с 1790-х гг. обои из
папье-маше (так называемые французские бумажки) в Останкинском дворце.

«Точильщик» – статуя из Театрального зала Останкино, рядом с актёрскими «гримировочными» комнатами, итальянская
копия XVIII в. с римского оригинала. Изображает раба, который точит нож, чтобы исполнить приказ Аполлона: содрать
шкуру с сатира Марсия за то, что последний бросил дерзновенный вызов в музыкальном соревновании самому божественному покровителю искусств.


Рецензии