Дазайн - ликбез для первопроходцев. Часть 2
Но здесь, Хайдеггеру было очень важно пояснить, что именно он имеет ввиду, поскольку самое привычное и доступное бытие сегодняшней жизни - наличное бытие, ни коим образом нельзя считать и принимать за равное Дазайну. Для того, чтобы показать каким специфическим образом человек формирует вокруг себя наличное бытие, показать, что то бытие, которое мы созерцаем сегодня свободно как любую наличность, не является просто само собой разумеющейся данностью, а является результатом очень долгой истории и становления человека, Хайдеггер расписывает сотни страниц, начиная с "подручного", которое служит базовым элементом наличия и заканчивая самим наличным и его созерцанием в философии и искусстве. По Хайдеггеру таким образом становится "вещный мир" для человека и наличное бытие есть результат его генезиса.
Попробуем сказать об этом ещё проще, чтобы ухватить самое главное: то, что мы называем миром вещей или предметов представляет из себя втянутую в сферу человеческой бытийственности зону неживой природы.
Очевидно, что человек( и пусть простится нам такое упоминание вместо Дазайн, оно временное и необходимое с целью избегнуть путаницы) в силу своей принципиальной бытийственности может соотноситься и познавать лишь себе подобное( подобное - тоже в принципиальном смысле). То есть Бытие постигает бытие. Только так. Бытие постигает только ЧЕРЕЗ бытие.То есть, чтобы увидеть любую вещь или любой предмет, человеку нужно сначала его преобразовать в то, что имеет отношение к бытию. Тогда человек его видит. И вот, Хайдеггер пишет нам о том, что сегодня перед человеком лежит распахнутым целый пласт огромного вещного мира, ибо человек настолько уже развился и продвинулся в своём освоении природы, что способен не только легко преобразовывать неживую материю во что угодно, но и созерцать её в любых её видах, получая от этого эстетическое наслаждение - человек способен фактически прямо и непосредственно видеть бытие любой вещи, любого предмета, любого явления, если только они относятся к неживой природе. Созерцать - значит видеть даже без преобразования - видеть сразу же - потому что преобразование совершается теперь уже автоматически в нашей голове. Наши органы чувств отныне работают бытийственно - они подстроены под эти вещи и предметы, нам не нужно их всякий раз заново исследовать, чтобы ощутить, что они есть и чтобы узреть их, отделяя от всего остального.
Но это бытие - не наше собственное бытие - говорит Хайдеггер. Не путайте - говорит Хайдеггер. Это бытие неживой материальной природы, стоящей напротив нас. Мы поставили её против нас, мы совершили с ней и над ней этот постав. И лишь потому, что мы совершили его, этот великий Постав в действительности, мы легко совершаем его теперь в своих актах познания, каждый раз, когда это требуется. И совершаем его же в своих актах любования вещью. Но это наличное бытие, это не Бытие -Дазайн - вот то, что мы должны усвоить вторым номером.
Бытие вещи не равно Бытию Дазайна, а лишь опосредовано связано с ним нашей историей.
Дазайн не есть - наличное Бытие.
Свидетельство о публикации №117050200624