Дазайн - ликбез для первопроходцев. Часть 1

     Давайте попробуем поговорить о Дазайн, вот так просто и исходя лишь из хайдеггеровских контекстов, опуская при этом массу навороченной литературы и ходячих интерпретаций.
     Несмотря на центральное место, которое он занимает в философии Хайдеггера, Дазайн считается трудноопределимым. Когда же рядом с Дазайном начинает фигурировать экзистенция, а также остальные нерушимо фундированные в Дазайн различные структуры, всякая определённость в этом вопросе теряет свою устойчивость. Вот мы сейчас и попробуем вернуть некоторым хайдеггеровским терминам их минимальную устойчивость.

     Прежде всего нужно понять, что Дазайн - это Бытие.
Хайдеггер резко отличает бытийные и сущностные сферы понимания, и в этом плане можно сказать, что вся предшествующая Хайдеггеру метафизика, рассматривала человека лишь как сущность, как суть и только, в том числе, она рассматривала его как разум, где разум - и есть суть человека. Нужно сказать, что Хайдеггер довольно часто также рассматривает человека, вслед за основной метафизикой как сущность, как сущее - некоторое особенное сущее среди всего остального сущего. Но такое рассмотрение для него на сегодняшний день является явно ограниченным, недостаточным. Оно не отвечает запросам нашего времени и в конечном счёте, не отвечает запросам и самого человека. По Хайдеггеру необходимо все предшествующие вопросы перевести в бытийственную плоскость и задать новые, исходя теперь уже из Бытия, не из сущности.
     Значит, давайте повторим, для уразумения: когда мы рассматриваем мир и человека в их сущностной проекции, то человек оказывается особенной сущностью среди прочих сущностей и его главной особенностью, отличающей его от других сущностей является разум, в крайнем случае таковы установки знакомой нам метафизики; когда же мы говорим о том, что старая метафизика благополучно "скончалась", а процесс этот длился долгое время и в некотором смысле продолжается и по сей день, то мы говорим о выходе "за" пределы метафизики, а значит и о выходе "за" пределы сущностного видения мира и человека. Вариантов выходя "за" метафизические сущностные осмысленности мира и человека, или как иначе говорят, традиционные - масса - начиная с ХХ века такие поползновения масштабно захлёстывают культуру. Марксизм, фрейдизм, Ницше, Кьеркегор, Штирнер с его собственностью, теория относительности, квантовая термодинамика - вот далеко неполный перечень прорывов. Но прорывов куда? Хайдеггер пытается нам ответить на этот вопрос - к бытию. В той мере, в какой мы имеем революционные прорывы в познании, все они стремятся к бытию. Поэтому книга самого Хайдеггера называется "Бытие и время". Поэтому его Дазайн это не старый, сущностной, привычный нам, человек и бесполезно спрашивать: Дазайн это человек? Ведь когда мы спрашиваем: человек ли Дазайн, мы невольно подразумеваем под человеком - вот то старое понятие о самих себе, которое тащится за нами следом из нашей прошлой истории. Нет, Дазайн не человек в этом смысле, не такой человек. Потому что в этом смысле то, что вы называете человеком - есть абстракция от того, что в действительности существует.
     Нет никакого человека, всё это старые понятия, нам приходится начинать с нуля... И Хайдеггер, понимая этот простой и страшный факт реальности, спрашивает прямо посреди всех своих рассуждений в "Бытие и Времени": КТО здесь?... Кто говорит?... Кто это?...
     Это не человек, человека нет, это что-то другое...
     И Хайдеггер даёт имя этому "что-то другому", это - Дазайн...


Рецензии