Осторожно, рынок!

     Понятие дешёвки и дешевого товара скорей всего применимо в наш безумный век не только исключительно к товарам материального потребления, культура также потребляется огромными массивами и блоками и встраивается в поведенческие мотивы человека. Спекуляция культурным товаром требует большей изящности и ловкости с одной стороны, а с другой, она требует не приобщённого искренним образом к культуре человека, то есть такого человека, который по существу далёк от того, что он потребляет и хочет вот этого - "поскорее" и "за него". Человека согласного "проглотить" подсовываемый ему "товар" - обходным путём, помимо своего собственного развития. Однако таким образом, чтобы самому представлять это, как раз как развитие. То есть человека, подготовленного к подобному обману себя и общества. И в этом промежутке работает машина изготовления товара и сбрасывания его по приемлемой цене - в данном случае ценой потребления является ваше время и затратные усилия, то есть культурный товар обменивается прямо на человеческие способности. Он удовлетворяет их специфическим образом - практически не требуя ничего взамен, хотя иногда от человека требуют и материального обеспечения за какие-нибудь курсы и лекции. Но с материальным обеспечением дело обстоит понятно, здесь "всё как у всех" - отдал-получил, а вот с обеспечением такого подсовываемого интеллектуального товара нашими человеческими богатствами - вниманием, временем, эмоциями, дело обстоит сложнее. Когда мы становимся потребителями низкопробной интеллектуальной продукции, мы негласно соглашаемся на никем не озвученный договор: мы тратим минимум нашего времени и усилий, а вы нам выдаёте приемлемый для нас полуфабрикат.
      Не секрет, что "культурный продукт" аккумулирует сжатые в огромную плотность человеческие способности, чтобы присвоить его подлинным образом нужно затратить, раскрыть в себе и развернуть приблизительно те же самые по уровню мощности. Но всё ведь можно сделать проще, не правда ли? Берётся философ, как товар, а не как его учение, и соответственно, содержательная и смысловая часть его опускается, выхолащивается почти до предела, оставляя лишь самые знаковые, ходовые приметы, пару-тройку понятий и связей его с другими лицами, берётся некоторый ограниченный набор названий и определений и... ТОВАР готов. Подходящий же покупатель придёт сам - на ТАКОЙ товар он прибегает словно на блесну рыбка. И это будет тот читатель, который не согласен входить в тело культуры на правах достойного и присущего ей отношения, а хочет "приобщиться" значительно более лёгким способом. И разве такого читателя не подготавливает наша современность - того, у кого мало времени и нет своих сил самостоятельного разбираться в вопросе и он с радостью переложит все эти функции на плечи другого, чтобы ему разжевали. Всё это могло бы выглядеть как действительное обучение и в какой-то мере оно даже и есть, и происходит, это обучение, но не забывайте о том, в каком строе мы живём - рыночная система пронизывает собой все слои общества, а культура является крайне выгодным товаром, поэтому даже тот, кто по-настоящему хочет обучаться часто потребляет по своему неразумию "не тот товар".
     Хайдеггер, как и в прежние времена, сегодня находится в определённой моде и потому он является и будет представать в определённых кругах, навязываемых широкой общественности - таким товаром. Не только не человеком, но и не философом, и даже не предметом, каким он может вступать для каких-нибудь студентов или преподавателей - ничем настоящим, подлинным, но лишь голой возможностью спекуляции и манипулирования: обрезанный выхолощенный товар - обрезанный выхолощенный потребитель.


Рецензии