Куркули против иуд
Махновия же на самом деле, это серьёзный социальный эксперимент. Только здесь Нестор Махно опираясь на благословение Петра Кропоткина и подлинную власть советов воссоздал экономически успешное народное самоуправление просуществовавшее 2 года и не имевшее аналогов больше нигде в России. За полтора месяца до октябрьского переворота в Гуляй поле была уже полностью низложена помещичья собственность на землю.
В Степи пароизошла крестьянская революция, а в Петрограде случился большевистский переворот, ставший в итоге рестоврацией «монархии». Землей в Гуляйполе не владел никто, кроме общества и пользовался ей любой желающий. То есть – поле гуляло от одного труженика к другому по их обоюдному согласию. А практически:
1.Земля распределялась поровну между всеми желающими на ней трудиться, из расчета – равный участок на каждого трудоспособного члена семьи.
2.Купля\продажа, аренда, передача по наследству и любые другие хозяйственные сделки с землей были запрещены.
3. Между общинниками периодически производится перераспределение земельных участков – по решению общего схода.
Территория развития махновщины, это так называемая южно - степная тройка: Екатеринославская (Днепропетровск), Херсонская и Таврическая (Запорожье, Крым, Донецк) губернии. В России накануне гражданской войны было две мятежных крестьянских зоны, это Новороссийская, степная тройка плюс Тамбов и Саратов. Только на Тамбовщине во время первой революции в 1905 году крестьянами было разрушено 130 помещичьих имений. Интересно и то, что Поволжье было еще одним местом, куда массово переселялись немцы при Екатерине. Наличие немецких колонистов было как и фактором несшим прогресс, так и провокацией.
Крестьянство в этих зонах активно выступало против помещиков в 1917 году и еще более активно в против большевиков. Почему? Крестьяне здесь крепко держались за общину и были более зажиточными, чем в других местах России. В южно-степной полосе середняк имел от 3 до 9 десятин посева и двух лошадей. Тогда как в среднем по стране крестьянин имел только одну лошадь.
У семьи моего прадеда Максима Климовича Шакро из восьми человек жившей в селе Новопрокоповка Токмацкого района до революции было было 7 гектаров земли , он платил налог 5 рублей в год с каждого гектара. Махновцы раздали помещечью землю крестьянам по два гектара земли на душу и у Максима Шарко стало 20 гектаров, четыре ему ещё накинули из за того, что участок был овражистый. У него было три лошади и механическая косилка. Семья считалась середняками и жила хорошо. Когда в 1929 году началась коллективизация большевики забрали всё в колхоз и уровень жизни резко упал. Народ из села потянулся в город. Так и мой дед и моя бабка оказались в Таганроге и стали из крестьян рабочими. Бабушка Анна Степановна Шарко - Шерстюк (1914-1999), трудилась на хлебокомбинате. А дед Николай Максимович Шарко (1908 – 2001), отслужив срочную в 53 – ем стрелковом полку Перекопской дивизии в Киеве, Одессе, и Тирасполе. После службы он обучал сельскую молодёжь стрельбе из винтовки Мосина и однажды чуть не сел из за того, что один малолетний дурачёк взял и пальнул в портрет Сталина висевший на стрельбище. Его не посадили, но «наказали», 1 января 1934 направили в школу председателей колхозов после окончания которой райком партии отправил его председательствовать в колхоз имени Шевченко в станице Очеретоватой, на Кубани, но он не поехал туда, не хотел быть начальником, а поехал в Павловский район село Междуреченское к брату. Прочитав на столбе объявление о вербовке рабочих в Ростов на Дону. Дед с братом устроились наждачниками на завод Красный Аксай, производивший культиваторы. Потом дед поскольку имел водительские права поступил на завод имени Димитрова в Таганроге делавший самолёты и работал там экспедитором до самой войны. В Таганроге он познакомился со своей женой Анной и в 1938 году родился мой отец Шарко Владимир Николаевич (1938- 2016), но вернёмся к гражданской войне в Новороссии. Степь поднялась против царя, немцев, украинских националистов и большевиков потому, что кормила себя сама и желала быть свободной.
Красные называли махновцев кулаками или куркулями. Махновцы звали красных иудами.
В августе 1918 года, когда немцы в союзе с местными националистами давили украинских крестьян. Ленин писал: «...Кулак бешено ненавидит Советскую власть и готов передушить, перерезать сотни тысяч рабочих... Кулаки самые зверские, самые грубые, самые дикие эксплуататоры, ... Беспощадная война против этих кулаков! Смерть им!».
Но кто такой кулак, Ильич хитро не дал определения. Тот ли кто использует наёмный труд, или тот, кто сам больше других пашет, или тот, кому власть большевиков не нравиться? Та власть, которую Ильич называет советской. То есть, кого мочить и у кого отбирать хлеб, комиссарам нужно было решать на местах в зависимости от обстановки. Поле для деятельности широкое ведь по трем губерниям махновского влияния с общим количеством сельского населения в шесть с половиной миллионов человек, примерно половину из них можно было смело отнести к зажиточным и середнякам. А середняк здесь жил так, как жил зажиточный в более северных районах. Вот кто такие кур-ку-ли.
Те, кто хотел работать жили в степи хорошо. С приходом большевиков, во власть полезли всякого рода бездельники, придурки и откровенные уголовники называя себя комитетами бедноты. Как всякое быдло вдруг оказавшееся у власти они вели себя нагло, тупо и жестоко.
Моя бабушка рассказывала, что после того как к ним на хутор под Таганрогом в очередной раз пришел продотряд и какой то кавказец в бурке, размахивая револьвером перед носом её отца, отобрал у семьи из девяти человек, последний мешок зерна. Её отец Степан Тихонович Шерстюк (потомок славного казака сражавшегося в Полтавском полку батьки Хмеля с поляками) - погрузился в печаль и умер. Он, будучи человеком добрым и уважаемым никогда в жизни не отказывавшим нуждающимся и уже не молодым, физически не смог пережить такой вопиющей несправедливости. Другие брались за оружие, называя себя повстанцами. Не все повстанцы были махновцами, многие грехи этих повставнцев и откровенных банд без идеологии приписывают махновцам именно потому, что это было самое массовое, организованное и опасное для большевиков движение. Мне был антисемитом, он даже расстреливал мародёров за еврейские погромы. Махно встречался с Лениным и воевал на стороне красных до тех пор пока не понял, что его просто используют и ни какого самоуправления большевики не допустят, им нужна власть одной партии и её вождей. Возможно, в целом для России тех лет это было и правильно, но не для каждого отдельного самостоятельного крестьянина за счёт которого боьшевики проводили свою политику «диктатуры пролетариата». История показала, что большевики захватив власть через несколько десятелетий сами превратились в буржуев-олигархов против которых поднимали восстание в 1917 году. Махновцы проводили альтернативные съезды решениям которых подчинялись их командиры в том числе и см Нестор Иванович . Это была стихия организующаяся снизу. В силу того, что люди, составляющие, её были теми людьми, которых сегодня зовут "средний класс".
Старший брат моего деда Василий воевал в махновской армии, как говорили: «за Махна», за свободу и советскую власть.
Мой дед Николай потомок казака воевавшего в Полтавском полку, в 12 - ти летнем возрасте участвовал в гражданской войне во время похода Красной армии на Крым в качестве извозчика в обозе. Он видел Махна живым. Нестор Иванович любил переодеваться нищим и ездить на телеге по сёлам, якобы собирая милостыню, а на самом деле информацию. Проезжал он и по Новопрокоповке, по селу в соседнем с Гуляйполем Токмацком районе. Махно выразитель духа запорожской вольницы, он вырос не в зажиточной и даже не в середняцкой семье, но он дольше всех полевых командиров крестьянских повстанцев воевал против большевиков, когда те окончательно показали свою диктаторскую сущность.
Несмотря на малый рост и убитое каторгой здоровье Нестор обладал большой волей и ловким умом. Но главное Махно, он искренне верил в советскую власть, в свободу, в интернационализм и справедливость для всех. Эта вера зажигала окружающих.
Когда 24 марта 1917 года после каторги Нестор вернулся в своё село, на станции его встретили односельчане, они удивились, узнав, что в его единственной небольшой котомке нет ничего кроме нескольких книг.
В самые тяжелые моменты боёв Махно лично водил своих хлопцев в атаки, совершая чудеса в борьбе с превосходящими силами противника.
Один из полков красноармейцев, идя на соединение с гуляйпольскими повстанцами, пел песню:
За горами, за долами
Ждёт сынов Своих давно
Батько храбрый, Батько добрый,
Батько мудрый наш Махно.
Махно не был идеальным человеком, но в маленьком, лишённом одного лёгкого теле вождя малороссийских "куркулей" жил бессмертный дух запорожской вольности .
Свидетельство о публикации №117050106458