Гуляйполе и земельный вопрос

Город Гуляйполе мог бы быть символической столицей мирового анархического движения. Сегодня это -  не богатый райцентр в Запорожской области. О его боевой славе и подлинной  незалэжности здесь напоминают: чугунная доска,  скудный отдел краеведческого музея, дешевый памятник у одного из городских кафе посвященные Нестору Ивановичу Махно. Чудом сохранился и его саманный домик. Во дворе, которого сидит, закинув ногу за ногу гипсовый хозяин, выкрашенный золотой краской.
Однажды путешествуя по району, я забрёл на гуляйпольский базарчик, где в это время  гуляли ряженные со свадьбы, они предлагали к прохожим и продавцам пожертвовать денег молодым и щедро опаивали самогоном жертвователей. За здоровье неизвестных мне молодых выпил и я, под приплясывания мужика разодетого невестой и бабы – «матроса» в рваной  тельняшке. Кстати мужик, переодетый в невесту еще всплывёт в моём рассказе о Махно.
Лет двести территория гуляйпольского района   принадлежала Войску Запорожскому. При гетмане Калнышевском здесь  возникли первые военизированные поселения для защиты от Крымского ханства, они полнились  беглыми  крестьянами и в 1798 году Гуляйполе стало волостным центром Новомосковского повета Новороссийской губернии, которая в  1802 году была разделена на Николаевскую, Екатеринославскую (Днерпропетровскую) и Таврическую (Запорожье, Крым. Донецк) губернии.
Хороший толчок к развитию всей юго – восточной Украины дало переселение сюда  немецких колонистов протестантов из Вестфалии, Пруссии и Баварии получивших в 1763 году от Екатерины разрешение жить в России, исповедовать свою веру, не служить в  армии и не платить налогов целых 30 лет.
Духовные наследники Мюнстерской коммуны  (1534—1535 ),  которая отобрала у церковников имущество, отменила все долги и сами деньги, ввела уравнительно – распределительную систему , а так же разрешила  свободный секс принесли в Новороссию, новые земледельческие технологии и протестантскую этику. Именно они породили  архетип рационального, деятельного российского космополита, замечательно описанного  Чеховым в "Дуэли", в образе аскета и атеиста,  фон Корена (Владимир Высотский в фильме  «Плохой, хороший человек» ) мировоззрение этого типа замечательно сочеталось с кропоткинским пониманием справедливости и механистичности жизни. Именно в степной Новороссии впервые в России начали выращивать картошку, применять промышленные сельхоз уборочные механизмы и тонкорунное овцеводство.
Движение протестантов на восток было связанно не только с тем, что в России их ждала бесплатная земля и невиданные в мире привилегии, но и пророчества мистика  Иогана Юнга-Штиллинга  (1740-1817) утверждавшего, что Христос явиться в 1836 году на юге России все, и все кто там окажутся  найдут спасение.
В 1857 году на долю немцев приходилось уже около 3% населения степной зоны Украины. К  1915 году   немцы имели здесь около 700 колоний, которые владели более чем двумя миллионами десятин земли оказывая огромное влияние на экономику и общественную атмосферу в регионе. Напомню, что десятина равна 1,029 гектара.
Вокруг самого Гуляйполя  насчитывалось 50 хуторов принадлежавших зажиточным крестьянам, 20 из которых принадлежали немцам-колонистам.
Так Екатерина «повенчала» немецкое трудолюбие и казацкую лихость.
Но более  90% населения были всё таки русскими и украинцами, которые  не имели привилегии иностранцев и жили хуже, что порождало  зависть и раздражение к иностранцам. Однако местные крестьяне и рабочие - потомки казаков и беглых землепашцев были народом довольно высокого качества.   Это были люди смелые, самостоятельные, сметливые и весёлые. Изначально степная зона была анархической  по духу и социалистической по образу жизни. До 1905 года 99,5%  земель гуляйпльщины были в общинной собственности и не подлежали купле\продаже и только столыпинские реформы начали разрушать сложившийся порядок. К тому времени Гуляйполе насчитывало около 16 000 жителей. 


Рецензии