Я родился среди казахских и калмыцких

Я родился среди казахских
и калмыцких отшельных юрт,
где Кайратов, по огласке,
было столько же, сколько и Юр.

Где по нормам негласным старым,
(я не знаю с какой поры)
беляши любят жарить татары,
любят русские – кайнары.*


Где-то к маю пускают Волгу,
как впускает гостей консьерж,
и к раскатам втихомолку,
ходит вобла, тарашка и берш.*

Кто-то едет в низовья на ерик,*
а потом на какой-то ильмень,*
мы избрали БолдИнский берег,
ехать дальше нам было лень.

Повторялась одна реприза:
порыбачив всухую полдня,
Коля тупо топил телевизор,*
а потом всё валил на меня.

(Диалектом многоязыким
Астраханский насыщен край) -
мы ругались: "Вот же растыка,*
ну и ёкарный, ты, бабай". *
...

Проходила весна, а летом
красил губы детишкам тутник *
и въедался фиолетом
в дармовые футболки их.

Днем с причала ныряли башем, *
вечерами гуляли толпой,
повелось, что народы наши,
дружат тесно между собой.

По ночам, у подъезда бакланя, *
собирался дворовый кильдим, *
на гитарке хреначил Ваня,
горлопанил как фраер Салим.

Многих позже не стало от пьянки,
героина и прочих бед.
...
Мама часто тушила демьянки *
и варила уху на обед.

Мы садились за стол семейный,
разбирали сазанью башку,
дед себе наливал портвейна,
иногда шёл к Армяну дружку.

Был изрядно бабулей чихвостим, *
что поддатый ходил к дружбанам,
а на праздники бабушка в гости
приглашала. Готовила нам:

Бешбармак и пирог с визигой,  *
золотистый восточный щербет,
видно как-то монгольское иго
в крови нашей оставило след.

Волос русый, но скулы и веки,
говорят мне зеркально о том,
что, возможно, при хане Узбеке,
заходила орда в мой дом.

Заплетались косички в косы
генетических южных цепей:
положение глаз раскосых -
отражение вольных степей.

И сродни мне отшельные юрты,
и родные мне купола,
и песчаные каракурты, *
и сосновая смола.


Диалектизмы:
* Кайнары – это небольшие по размерам беляшики, которые готовят обычно татарские хозяйки на праздники;
* Тарашка – местное название таранки (густеры);
* Берш – вид лучепёрых рыб из семейства окуневых, схожий с маленьким судаком;
* Ерик – относительно узкая протока, соединяющая озёра, заливы, протоки и рукава рек между собой, обычно на нижней Волге;
* Ильмени – пресные озёра, преимущественно сконцентрированы к западу от дельты;
* Телевизор – народное название рыболовной снасти;
* Растыка – недотепа; рассеянный человек;
* Ёкарный бабай – междометие, аналог. «ёлки-палки»;
* Тутник – тутовник, шелковица (Деревья, культура с богатым урожаем вкусных ягод и множеством полезных свойств);
*Нырять башем – вниз головой;
*Бакланить – болтать, встречаться поговорить;
*Кильдим – сходка, сборище группы лиц;
* Демьянки – баклажаны на юге и Северном Кавказе;
* Чихвостить – ругать, бранить;
* Бешбармак – традиционное мясо-мучное блюдо тюркоязычных народов;
* Визига, вязига –  название употребляемой в пищу хорды, добываемой из осетровых рыб. Пироги с вязигой – традиционное, историческое блюдо жителей Астраханской области;
* Каракурт –  вид пауков из рода чёрных вдов, встречается в пустынной и степной зоне (Средняя Азия, Иран, Афганистан, юг России).


Рецензии
Огромная благодарность!!!
Ваше стихотворение - это наша жизнь, просто и удивительно точно!
Почему-то именно сегодня прислали видеоряд с Вашим произведением. Для нас, астраханцев, это удивительное обращение к себе, к своей душе, а для кого-то и возвращение в детство, юность))))
Очень захотелось найти автора и очень рада, что это получилось!
С теплом и признательностью, Ирина

Ирина Свободная Микерина   25.06.2024 19:36     Заявить о нарушении
Спасибо, Ирина! Мне действительно очень приятно. Оно стало настоящей визитной карточкой. Не знаю как сейчас, но на филфаке АГУ его раньше изучали и разбирали.
Уже несколько раз клипы расходились по сети благодаря анонимным умельцам видеомонтажа, менялся только видеоряд: В 2017м, 2021м году и сейчас.
🙏🤗

Антон Аносов   26.06.2024 15:11   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.