Нобелевское и панторим-постскриптум
И. Бродскому,
досточтимому!
НОБЕЛЕВСКОЕ
---
(приватное)
Серебряный Век завершившихся прав, (завершившийся)
Свирепый, с поджилками справа
Перебранный бег за вершины забрав, (вышины)
В сурепку, страшился расправы (как лепру\зебра)
Цитатами. Корчился Бес, перебрав
Гурманов с чуреком. А бравый
Двадцатый закончился без серебра
Карманного — веком бесправий. (в карманах и)
Досадно мелел в ястыках переправ,
Над садом алея не здраво,
Надсадно хмелея, зятька переврав,
В засадах налево–направо
Плюющий потасканным фейком орфей,
Приплющив, и наскоро левой
Сдающий обласканных фей. Корифей,
Не пьющий вина с королевой
И глени в бутылках. Из доблести лет, (горести), (бед)
Как Ленин, на стыке столетий
В Миллениум тыкав пистоль и стилет (раздор, багор, топор)
С глумлением, выкис от плети,
Под крышей залатанной братьев увяз
В обрыдшей палате, но с вязью,
Афиши с зарплатой утративший связь,
Покрывший пошлятиной, грязью
Не супесь в натуре, судьбу, душегуб,
Рисуясь, затуркал, насупясь, (затюкал)
Внизу бескультурен и с будущим груб,
Прессуясь задумками вкупе с
Нелепицей–пыткой в попытках за новь
На лестнице с зыбкой основой (зыбкой, сосновой)
Наследницам, цыпкам, побить казанов, (скрипкой)
Прелестнейший выткался новый.
За карточным номером двадцать один,
Загадочен, в коме срединой
Закаркал в тонометры, сват холодин,
Закатов. Не помер. Годиной
Мучительно разочарован кронпринц,
Почтительность без очевидцев —
Почти метафраза, а повару спринт: (перифраза)
Прочтите, но незачем злиться!..
За мили – в iPhone! – ушат лягушат (Громиле! В айфоне)
Премило буффонил и шаток
Затмили шифоны, оршад. Пастушат
Стремило на фоне лошадок
Зарыться петлицами в жар кобылиц
До приза, и слить багряницам (избыть)
В корытцах полиции яркость белиц
Да прыть. За изгибом границы
Горбатясь неделями, запах от тел
С кровати надел оголтелость
Бравады, нудел, гомоза. Загустел. (бракодел, богател)
Спровадить наделом хотелось (на деле)
Денницы провинность озяблую птиц
Десницам бы в дебри; телицам (орлицам, лисицам)
Да жницам рутин и хозяек–блудниц (в овине, лавинно)
Должницам к беде притулиться
Закованных в туши быков на покров (божков, братков)
Церковный. Снаружи законных,
Рискованно ушлых исконно, по кров (гроб)
Раскованных, дружно за кон их,
Из шопов с заразой до ужаса, бонз,
Душой поднатужась, изгоним
С дешёвками фраз, отутюжив Закон
Да шёпот. На стуже искомым, (и с оным\сонным)
Как тонкости глаза оковку в совок (морковку)
Обронят дюшесами с кроны, (фасуют, плюсуют)
Картонкой стиха за Окой в кузовок
Схоронит сюжет заоконный (срисует)
Правителям осень за хрящики лиц,
Что зритель навозит. Столицам
Просители, бросив сорящих девиц (курящих)
Презрительно, возят вдовиц. А
Развитие просит бодрящих тревог
В пути, роговея, провидцам: (грустив и говея)
Простите, Иосиф, творящим зевок
В горсти, голове, ягодицам
Полезнее ража обрящет шитво,
Покой прикроватный водица —
Поэзия Ваша — образчик того,
Какою бывать не годится!..
***
***
и другим ...
ПАНТОРИМ–
ПОСТСКРИПТУМ
---
(общественное)
Чтоб жирно и честно под оком предтеч (мирно)
Профессор достиг красноречий
Обширных, прелестных — потоками течь
Протестными тиграм навстречу,
Да шиком неместным и натиском зал (сил), (невесту)
Потрясшее, лихо свисало,
Не шибко известный Игнатий сказал: (просил),
"Отращивай стихописало, (отращивать)
Творивший перинам внутри пузыри в
Интрижках игривых. С обрывов,
Не грыжу бери — словари, воспарив
Над крышами, рифмы в порывах.
Зарю на ухабы с надрывом, не плис
Парижский и сало к репризам (залам), (релизам)
За рюмками, дабы не криво, на бис (рюмкою)
Паривший писал, а не писал!.."
---
29 апреля 2017 года.
***
***
POST SCRIPTUM: ТЕРМИНОЛОГИЯ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ДОПОЛНЕНИЯ, НОВШЕСТВА.
1). ДОПОЛНЕНИЕ.1: МОНОРИМ НАЧАЛЬНЫЙ — разновидность монорима; стих, построенный на одной рифме (монорифме) начальной.
ПРИМЕРЫ: см. на Авторской странице: "ПРАВЕДНОЕ — (пант.)", а также "ВРАЧЕБНО–ПРОЗАИЧЕСКОЕ — панторимка", в том числе в авторских комментариях.
---
2). ДОПОЛНЕНИЕ.2.0: ДВОЙНАЯ МОНОРИФМА (ДИМОНОРИФМА) НАЧАЛЬНАЯ — разновидность рифмы по взаимному расположению в стихах; все строки одной строфы\стихотворения рифмуются между собой посредством начальной и внутренней рифмы.
ПРИМЕРЫ: см. выше.
3). ДОПОЛНЕНИЕ.2.1: ДИМОНОРИМ НАЧАЛЬНЫЙ — разновидность димонорима; стих, построенный на двойной монорифме (димонорифме) начальной.
ПРИМЕРЫ: см. на Авторской странице: "ГОЛУБИНОЕ — (пант.)"
---
4). ДОПОЛНЕНИЕ.3.0: ТРОЙНАЯ МОНОРИФМА (ТРИМОНОРИФМА) НАЧАЛЬНАЯ — разновидность рифмы по взаимному расположению в стихах; все строки одной строфы\стихотворения рифмуются между собой посредством начальной и двух внутренних рифм.
ПРИМЕРЫ: см. на Авторской странице: "МЕГАПРОЗОРЛИВОЕ — (пант.)", "ПЕРЕСТРОЕННОЕ — (пант.)".
5). ДОПОЛНЕНИЕ.3.1: ТРИМОНОРИМ НАЧАЛЬНЫЙ — разновидность тримонорима; стих, построенный на тройной монорифме (тримонорифме) начальной.
ПРИМЕРЫ: см. на Авторской странице: "ПЕРЕСТРОЕННОЕ — (пант.)".
---
6). ДОПОЛНЕНИЕ.4: МОНОПАНТОРИМ СТРОФИЧЕСКИЙ УЩЕРБНЫЙ\НЕПОЛНЫЙ (3 + 3) — разновидность монопанторима; стих из двух и более строф, построенных на одной панторифме — сплошной (последовательной) рифмовке трёхстиший по схеме: ABC ABC ("треугольная панторифмовка"), дополнительно имеющий одну или две в целом созвучные строки.
Данная стихотворная разновидность в плане фонической организации речи также является промежуточным, или переходным звеном между панторимом строфическим (или пантострофом — две в целом созвучные строфы) и монопанторимом (монопантострофом — три созвучные строфы и более).
ПРИМЕРЫ: см. на Авторской странице: "ОЛИГАРХИЧЕСКОЕ — (пант.)" (в котором, кстати, ущербность и теперь уже исторически, т.е. навсегда, запечатлена двоякая, или по принципу "два в одном": монопанторимная и духовная).
---
7). ДОПОЛНЕНИЕ.5: ОБРАМЛЁННЫЙ ПАНТОРИМ — литературный жанр, для которого характерно объединение посредством связующей фонической (панторифменной) "рамки" разнородных произведений (в настоящее время пока стихотворных) любого типа как по внутреннему смысловому содержимому\значению, так и объёму текстовому.
ПРИМЕРЫ: см. на Авторской странице стихотворение "АВРАЛ в АРАЛЕ — (пантоассорти.2)", которое представлено в жанровой разновидности как ОБРАМЛЁННЫЙ ПАНТОРИМ КЛАССИЧЕСКИЙ (СИСТЕМНЫЙ\УПОРЯДОЧЕННЫЙ\СТРУКТУРНЫЙ).
ПРИМЕЧАНИЕ: одной из разновидностей обрамлённых панторимов, где также присутствует связующая фоническая "рамка" панторифменная, могут считаться лит. произведения, в том числе стихотворные, созданные с применением ПАНТОРИФМЫ ПАРАЛЛЕЛЬНОЙ (см. Авторскую работу "ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ"). Разница в том, что параллельные стихи–панторимы имеют одинаковый объём и условно распространяются как бы в стороны от исходного стихотворения, скажем так, — по горизонтали. В отличие от указанного выше классического обрамления, которое имеет, в том числе наряду с различным текстовым объёмом, или разным количеством строк, их полное созвучие и не параллельное, а последовательное распространение, то есть, выражаясь условно, — по вертикали.
---
8). ДОПОЛНЕНИЕ.6.0: РИФМА–ПЕРЕСКОК СОСТАВНАЯ — рифма с участием союзов, частиц, местоимений и служебных частей речи: ка, же, ли, ль, то, я, ты, он, ведь, лишь, уж, бы, вы, мы, их и т.п., расположенных в конце одной строки и начале последующей.
ПРИМЕРЫ:
(1)
Утро, стели туманов
Скверную дымку в души
Нервно, седым удушьем
Мудрость смели умам!
Но всяк в волнениях милее, ...
9). ДОПОЛНЕНИЕ.6.1: РИФМА–ПЕРЕСКОК РАЗНОСЛОВНАЯ — рифма одного слова с частями двух или даже трёх слов, расположенных в конце одной строки и начале последующей. Сродни составной рифме–перескок, но более усложнённая.
ПРИМЕРЫ:
(1)
День утомил савраску,
Сблизив на авансцене,
Снизив на саван цену,
Тени с людьми с утра.
Сгущён скоромный стиль, достойно ...
--
(2)
Вечер, бесовским крапом
В цвете лучи надежд на–
метив, ловчил, небрежно
В скетче без слов играв.
Померк лучистый сполох нимба, ...
--
ПРИМЕЧАНИЕ: образец "перескакивающей" рифмы разнословного характера в строках Ф.Сологуба, приводимый в некоторых источниках (словарях и учебниках) в качестве наглядного примера, в должной мере таковым считаться не может по причине неполного соответствия тому. Поскольку в строфе с его участием нарушен (не выдержан) стихотворный размер как по длине строки (кол–во слогов), так и по ритмической структуре (3–ст. ямб с ж/м рифм. оконч.), в целом строго соблюдаемый во всём стихотворении, за исключением одного сбоя ближе к концовке.
... ...
Народною боязнью
Лишенный вольных встреч,
Один пред каждой казнью
Точу мой темный меч.
---------------------
Один взойду на помост
Росистым утром я,
Пока спокоен дома
строгий судия.
---------------------
Свяжу веревкой руки
У жертвы палача.
О, сколько тусклой скуки
В сверкании меча!
... ... (Ф. Сологуб)
Помимо этого, заданный ритм нарушается, спотыкаясь на слове "помост", составляющем искомую разнословную рифмопару со словами "дома строгий", заставляя переносить ударение на первый слог (п'омост).
Точных этимологических данных по ударению в слове "ПОМОСТ" Интернет, к сожалению, любезно не предоставил, за исключением единственной ссылки на сайте "СЛОВАРИ и ЭНЦИКЛОПЕДИИ на АКАДЕМИКЕ":
ПОМОСТ
пом'ост (не рекомендуется п'омост).
(Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. — СПб.: "Норинт".. К.С. Горбачевич. 2000.)
Кроме того, все синонимы однокоренного свойства (м'ост, мостк'и, нам'ост, подм'остки, прим'осток), столь же любезно представленные "Словарём синонимов" того же сайта, не дают оснований предполагать, а с тем и утверждать иное, кроме как: "не рекомендуется п'омост".
А раз не рекомендуется "п'омост", стало быть, не рекомендуется и данный стихотворный пример Ф.Сологуба в качестве наглядного, или того, как правильно создавать ПЕРЕСКАКИВАЮЩУЮ РИФМУ, ибо, вместо разъяснения, уводит в заблуждение. Судя по всему, творческая задумка авторская была правильная и хорошая, но её успешное воплощение в поэтическую действительность по определённым причинам не состоялось.
Нет, конечно, абсолютно безвыходных положений не бывает и данный пример из Ф.Сологуба можно легко исправить техническим способом, например, поставить не "строгий", как в оригинале, а, скажем, "сторогий". Однако подобным образом (разумеется, непредумышленно!) наносится как бы оскорбление заслуженному судейскому корпусу, подчеркнём, непреднамеренно! — и, стало быть, данная корректировка не подходит. Разве что: "столичный", "степенный", "стоокий" или "стоглазый", "стоглавый" и т.п.; на худой конец: "стерёгший", "стандартный", "станичный" и т.п... Неплохо бы, конечно, подошло по смыслу "стоумовый", однако же данная лексическая диалектная единица, характеризующая человека по умственным способностям в донском диалекте, не совсем вписывается в нормы литературного языка, а заодно и в размер, коверкая строгую ритмическую структуру стиха. А вот "стиляга", "стаканный", старьёвщик", сдуривший" или "сдуревший", "стервозный", "стервятник", "стерильный", а уж тем более "сдыхавший" и т.п. ни в какие литературно–смысловые и этические ворота не лезет, на практике и в жизни ничуть не соответствуя реальной судебной\судейской действительности ...
---
10). ДОПОЛНЕНИЕ.7: МОНОПАНТОРИФМА НЕРАВНОСЛОЖНАЯ с ДУБЛИРОВАНИЕМ — разновидность монопанторифмы; все строки одной строфы\стихотворения, в том числе с различным количеством слогов\стоп, в целом рифмуются между собой при дополнительном участии внутренних созвучий.
ПРИМЕРЫ:
(1)
Под крышей залатанной братьев увяз
В обрыдшей палате, но с вязью,
Афиши с зарплатой утративший связь,
Покрывший пошлятиной, грязью ...
(2)
Нелепицей–пыткой в попытках за новь
На лестнице с зыбкой основой
Наследницам, цыпкам, побить казанов,
Прелестнейший выткался новый.
Рифмо-ритмический рисунок для (1), (2):
_ А _ _ В _ _ В _ _ С
_ А _ _ В _ _ С _
_ А _ _ В _ _ В _ _ С
_ А _ _ В _ _ С _
--
(3)
За мили – в iPhone! – ушат лягушат
Премило буффонил и шаток
Затмили шифоны, оршад. Пастушат
Стремило на фоне лошадок ...
Рифмо-ритмический рисунок для (3):
_ А _ _ В _ _ С _ _ С
_ А _ _ В _ _ С _
_ А _ _ В _ _ С _ _ С
_ А _ _ В _ _ С _
***
Спасибо! Удачи Вам!
***
***
Фото: И-нет.
***
Свидетельство о публикации №117043007901
Спасибо за доставленное удовольствие!
:-)
С уважением и интересом к Вашим стихоизвращениям, -
Андрей Владимирович Медведев 05.06.2017 13:36 Заявить о нарушении
Однако же моё несогласие с поэтом И. Бродским, основанное на собственном видении, в том числе и дальнейшего поэтического развития, выраженное в стихотворной форме выше, вовсе не предполагало раздавливание и размазывание оного по мушиному сценарию. Поскольку сравнение "Бродский - муха" выглядит далеко не в пользу последней, где Иосиф Александрович на её фоне явственно представляется Слоном, если не Мамонтом, причём с очень и очень большой буквы "С" или "М" и весьма длинным творческим хоботом.
И как следует понимать "стихоизвращениям"; только, прошу Вас, коротко, пожалуйста! Немножко сильно занят.
Всего доброго! Успехов!
Александр Левда 05.06.2017 23:08 Заявить о нарушении
Бродский любитель оригинальных рифм. Вы его превзошли…
Стихоизвращения в плане формы. Поэтический экстрим. Я и сам иногда не прочь поизвращаться. Правда, панторим у меня пока один (кстати, написан в прошлом месяце), зато есть брахиколон в виде классического сонета, усложнённые акростихи, стихи с гипердактилическими рифмами, также стихи, где все рифмы анаграммные, стихотворение без прилагательных и т.п.
Рад встрече с Вами!
Андрей Владимирович Медведев 06.06.2017 00:00 Заявить о нарушении
Но вынужден Вас поправить всё же (слегка и, разумеется, не в обиду), поскольку панторифма "стихоизвращением", по моим данным творческо-разведывательным, не является. Напротив - это дальнейшее развитие поэзии, к тому же посредством как естественного природного, так и искусственного интеллекта (ИИ), в целом литературы, языка, а с тем, всенепременно, культуры, науки, духовности и, как результат: всего человечества. Где моно\панторимный "поэтический экстрим", как Вы выразились, станет обычным, нормальным, рядовым стихотворным явлением. Без которого вообще невозможен дальнейший всемирный прогресс, динамичный и ускоренный, без перекосов и пробуксовок; а вот без моно\панто-, наоборот, катастрофа планетарного масштаба более вероятна и вполне реальна. Говорю такое не с прогностических, пророческих или шаманских, т.е. знахарских, подобно гадалке, а с позиций, основанных на размышлениях, наблюдениях, подсчётах, практических исследованиях с анализированием и сопоставлением. Чем отчасти и вызвано написание рецензируемого Вами произведения. В своих последующих публикациях постараюсь рассказать об этом подробнее и в некоторых деталях.
Разнообразные стиховые упражнения - это, считаю, неплохо, особенно при наличии оригинального смыслового содержимого, т.к. от красивой, но порожней бутылки проку мало - о форме бессодержательной. Впрочем, и кушать чёрную икру с трюфелями или пить шампанское из кривого и ржавого ведра, а тем более корыта свинячьего удовольствия тоже не много, разве что: натощак в хорошей компании и с большой голодухи - о содержании бесформенном.
И за Бродского я бы скорее вступился, выступая в роли адвоката, нежели прокурора или судьи, несмотря на разницу во взглядах. Где, в моём понимании, "несотворение кумиров" равно по значимости "не суди, да не судим будешь" и "возлюби ближнего".
Благодарю за добрые слова!
Взаимно с теплом и уважением,
Александр Левда 07.06.2017 00:02 Заявить о нарушении
А я скажу так: суди и судим будешь!
Критика помогает расти. В моих избранных есть жёсткий критик, к которому я не раз обращался за критикой, и каждый раз говорил ему спасибо.
И разве я в своём отзыве судил Бродского? Не судил ни его, ни его стихи.
Андрей Владимирович Медведев 07.06.2017 17:20 Заявить о нарушении
Я говорил не о Вас, а о себе любимом! К Вам же исключительно хорошее, доброе отношение.
Спасибо! Удачи Вам!
С уважением,
Александр Левда 07.06.2017 22:31 Заявить о нарушении