Пролог продолжение2
Тогда еще студент художественного училища я вместе с моим закадычным другом и однокурсником Валеркой Бегизардовым, толкаясь в очереди довольно тесного помещения магазина «Мелодия», а по простому «Стекляшка» пытаемся заполучить дефицитный сборник с пластинками. Нет, в этот раз мы толкались не за попсой, к ак сейчас говорят. Хотя когда случалось, выкидывали западную попсу, мы с другом были в первых рядах. Уже не помню как, но я узнал, что в «Мелодии» в этот день будут продавать сборник пластинок из произведений И.С. Баха. Его все называли ХТК - что означало хорошо темперированный клавир, состоящий из 48 прелюдий и фуг в исполнении гениального пианиста Святослава Рихтера. Боже, какие мы были счастливые, вырвавшись из душного магазина, прижимая груди заветную картонную коробочку с пластинками. Нельзя сказать, что мы с моим другом были ярыми поклонниками классической музыки, и были так сказать, сведущи в ее тонкостях. Вовсе нет. Даже совсем наоборот. Ну, вот просто хотелось, как то приобщиться к высоко духовному. И это было время магического слова «дефицит». И что-то достать из-под полы, было таким кайфом, как тогда говорили. Спускаясь вниз по проспекту К. Маркса мы, с Валеркой перебивая друг друга, делились впечатлениями, связанными с нашим удачным приобретением. Вспоминая те светлые, наполненные солнцем и юностью дни я хочу сказать, что такими были не только мы с Валеркой, такими были многие из наших сверстников, во всяком случае, те, которых мы знали. Кто-то спросит, какими, такими? Отвечу просто - живущими своей духовной жизнью, в мире кумиров и идеалов, ведь мы будущие художники, мы без пяти минут гении. Хотя надо признать и мирские радости, и материальные ценности нам не были чужды. И одеваться старались по моде, и пивком баловались, и форцавали фирменными шмотками, сигаретами, и косметикой. И как-то все это внутри нас органично уживалось. Не было никаких противоречий между возвышенным, духовным началом и материальным миром. Никого когнитивного диссонанса. Помню, была первая пара, по-моему, рисунок, я стою за мольбертом у окна и штудирую уже практически ненавистную гипсовую голову Апполона Бельведерского. Ну, никак она у меня не получалась. Хотелось запульнуть карандаш в окно, и забыть про эталон мужской красоты. И тут этот самый Бог красоты, словно услышав про мои мучения, врывается в группу в образе Ленки Шипиловой - нашей однокурсницы и восторженно произносит, что сегодня в кинотеатре «Октябрь» премьера «Андрея Рублева» Тарковского. Какой был ажиотаж вокруг этого фильма в небольшом провинциальном городке. Билетов было не достать. Сколько людей стремилось увидеть этот шедевр молодого Андрея Тарковского. Кинотеатр с громким коммунистическим названием «Октябрь» находился как раз, напротив - через дорогу от нашего училища. И мы все дружно свалили с занятий. Как достали билеты для меня до сих пор загадка. Признаться и сам процесс просмотра фильма я уже не помню. Но память любовно оставило те эмоциональные переживания, то невероятное состояние духовного подъема от встречи с прекрасным. Ох, что потом было в училище на следующий день. Как говорится, искусство требует жертв. Впрочем, жертвоприношение было не очень «кровавым». Нашей бедной старосте Наталье Селезневой объявили выговор, хотя мне кажется, она в этот день и не была на занятиях. А остальных «простых смертных» прогульщиков пропесочили в кабинете директора училища. Ну а, пока мы с моим лучшим другом Валеркой Бегизардовым возбужденные и шумные несем заветные пластинки. Ах, как красив был проспект, по которому мы шли. Осень только вступила в свои права и как хозяйка шла вместе с нами по этому проспекту и по доброте своей душевной не жалела для нас тепла и света. Она словно аккомпанировала нашему настроению. Солнце стремилось к закату, окрашивая, каштаны в красновато-оранжевый цвет. Они и без того играли всеми теплыми цветами спектра, а в лучах заката это был просто пожар. Я любил этот город - город моей юности, недолгого студенчества, город первой любви и первых свиданий, а еще это город рождения моего первого сына. Мы были молоды, наивны и беспечны. Да - это привилегия юности - беспечность.
Помню, приехав на выходные, домой в свой городок, я первым делом бросился к своему «Рондо» - моему первому стереопроигрывателю, чтобы, наконец, послушать, первый диск из ХТК. И как только игла моей, как тогда говорили «вертушки», поплыла по виниловым волнам, для меня перестали существовать другие звуки. Перестал существовать весь этот несовершенный материальный мир. Сколько был переживаний и эмоций. Я ощутил такое духовное очищение, настолько меня потрясла эта божественная музыка Баха. Тогда будучи адептом атеизма, я впервые подумал о боге. Ведь такую музыку могут творить только боги. Я был чистым, возвышенным, романтичным юношей, мечтающий стать новым Репиным, верящим в дружбу, любовь и самые высокие идеалы, которые нам усердно прививали еще со школьной скамьи. Слушая прелюдии Баха, я плакал. Хотя нет. Наверно это сильно сказано плакал, просто слезы сами катились из глаз. Я даже как-то их стыдился, но сделать ничего не мог, настолько была велика сила искусства.
Фуга №1
Как будто кто-то неведомый, открыл дверцу старинных часов, и в ручную быстро прокрутил стрелки на 30 лет вперед. И вот мне уже за 50. За окном двухтысячные годы. А у меня снова текут слезы от звуков фортепиано, которые исходят уже из динамиков моего ноутбука. Только теперь к восхищению гениальной музыкой и гениальным исполнением примешивается полынная, щемящая горечь осознания ушедших лет. Прелюдия моей юности давно позади. Наверно молодость и есть прелюдия самой жизни. Я не состоялся как новый Репин, Валерка Бегизардов трагически погиб. Тонкой души был человек, очень ранимый, очень чувственный. Он был красив, как бог: по моде длинные вьющие волосы, мужественное лицо, выразительные большие глаза. Сколько девчонок за ним бегали в училище. В нем была какая-то богемность, принадлежность к другому миру. В нашей группе так и говорили: наш Валера не от мира сего. В конце концов, к сожалению, этот мир и забрал его. Я чувствовал, у него был какой-то внутренний конфликт, и он не всегда был удобен в общении с людьми близко незнающие его. Но с ним мы нашли точки соприкосновения наших душ и дружили искренне. Я иногда задумываюсь, а ведь у него могли быть дети, замечательные, умные и красивые - как их отец. Да пожалуй, уже и внуки. Валерка так и остался в той стране, в том времени, навсегда молодым и красивым. Скорее всего, с его прямотой и бескомпромиссностью, он не вписался бы современное устройство мира, с его ценностями и духовными приоритетами. Как не вписались многие мои ровесники, да, что там говорить я сам чувствую себя инородным телом в этом цифровом пространстве. Какой-то маленькой миллиардной пикселой, составляющую общую картинку. И даже если она погаснет, в принципе это никак не отразится на качестве отображения общей картины мира. А этой пикселе уже за 50.
Когда мне было тридцать, мне казалось, что сорок лет это уже старость, а пятьдесят и подавно. И вот я достиг этого возраста. Только теперь я говорю, что мне не уже, а только пятьдесят. Какие у меня ощущения? Не хочется говорить пошлые вещи, типа «Я еще молод душой». И все же, я как, и в годы своей юности питаю интерес к хорошей музыке, меня по-прежнему интересует живопись, поэзия, проза, кино. Но самое главное, что я пронес через всю свою сознательную жизнь это поклонение женской красоте. Я всегда был к ней неравнодушен. История моей жизни – это история любви к женщине…
Я думал, что к своим 50 годам уже наверно утратил особенность своей романтической натуры – влюбчивость. Эта особенность была причиной многих семейных скандалов и ссор, моих уходов и возвращений. О сколько раз я, прося прощения, клялся жене, что это больше не повторится. И она в очередной раз меня прощала. А потом, все повторялось. Это происходило на протяжении всей нашей совместной жизни, исключая последние 3-4 года, перед тем, как я разменял шестой десяток лет. В свою защиту хочется сказать, что, то количество романов, которые приписывает моя теперь уже бывшая жена, мягко, говоря, не соответствует действительности. Я не был никогда ловеласом в том смысле, в каком употребляется это нарицательное имя. Просто мое отношение к женщине как таковой было всегда возвышенное, с налетом романтизма. Я писал им трогательные любовные письма, посвящал стихи, сочинял песни. Вообщем делал все, на что способна моя творческая натура. Женщины, в которых я влюблялся и с которыми я был близок их не так много, если не сказать, совсем мало. Иногда это была просто влюбленность, флирт, не более того, и эти отношения не обязательно заканчивались близостью. Я никогда не вел счет своим сексуальным победам, как это делали многие мои друзья. Мне это было это не интересно. Моей натуре было важно качество отношений, а не их количество. Я старался завоевать сердце женщины, а не ее тело.
Как пел Александр Градский «В небесах отгорели зарницы и в сердцах утихает гроза». Мне казалось, что уже отгорели зарницы моих влюбленностей, отгремели грозы серьезных любовных отношений. В семье наступил относительный покой. Дети выросли и жили своей жизнью. Наверно наступил тот период, когда детей тяготит общение с родителями, и оно сводится к разговорам про наше здоровье.
Я остепенился. И это было правдой. Прошла моя гиперсексуальность, мне уже не хотелось завоевывать чьи-то женские сердца. Я по-прежнему писал песни, занимался творчеством и наверно пытаясь восполнить те пробелы общения прежних лет, стал больше внимания уделять жене.
Мы больше проводили времени вместе: смотрели фильмы, слушали музыку, я ей пересказывал прочитанные книги. Мне хотелось наполнить духовно нашу размеренную супружескую жизнь. Но это не спасло наш брак. Я не говорю к сожалению. Потому, что его нет - сожаления. Видно такова судьба нашего более чем 30 летнего супружества. Осталось, пожалуй, чувство благодарности к бывшей жене. Было многое прожито. И хорошое и не очень, и радостно-счастливое и трагические моменты. Я вообще не очень верю в случайности.
И наверно не случайно я стал замечать, что я скисаю, что мне не хватает эмоций, что меня начинает тяготить эта размеренность и предсказуемость моей жизни. Дом – работа, работа – дом. Исключения составляли корпоративные пьянки, которые я регулярно учинял в узком кругу коллег по работе, большая часть которых были девчонки гораздо младше меня возрастом, ровесники и даже одноклассники моего старшего сына. Я всегда тянулся к молодежи. Мне было с ними интересней, по правде говоря, им со мной тоже. К своим 50 годам я был уже довольно искушенный в общении с женским полом. Я мог с моими девчонками говорить на любые темы, независимо пьяный я был или трезвый. Но основная тема всегда была одна и та же – сексуальные отношения, все, что связано с интимной жизнью мужчины и женщины. О тут для меня не было границ и табу. Девчонки поначалу стыдливо краснели, а потом привыкли, и им даже нравилось говорить ПРО ЭТО. Просто наше пуританское, а может просто ханжеское воспитание, не позволяет об этом говорить даже со своими мужьями. А с мной можно. И поднимая очередную рюмку с водкой, говорил девчатам, что я сею доброе, разумное, вечное – разврат. Кстати самые развращенные люди - это бывшие закомплексованные личности. Это я про себя. Это своего рода маска, скрывающая природную скромность и зажатость.
Но говоря устами героя Георгия Буркова в известном до оскомины фильма «Ирония судьбы, или с легким паром» - Сейчас не об этом. Да были отдушины в виде корпоративов, но они не снимали, той душевной асфиксии, которая стала проявляться все явственней и болезненней. Впрочем, ничто не предвещало тех невероятных событий, которые произошли впоследствии в моей жизни.
На этом заканчивалась первая глава романа, она же прелюдия фуга №1, Жан еще не раз перечитал ее.
Когда дело касается описания истории любви тут, очень легко соскользнуть, скатиться в банальную, слащавую словесную патоку. Тема сладкая, а потому скользкая. Тебя так и несет по наторенных, наезженным до блеска литературным колеям. Сколько написано-переписано про ЛЮБОВЬ с того времени, когда человек научился сначала осознавать это чувство, а потом внятно излагать, сначала устно, затем посредством доступных графических символов. Вот и я вполне осознаю, что мне не избежать аллюзий и каких-то попаданий в написанное задолго до меня и даже во время меня.
Да, конечно это не была любовь с первого взгляда. Будучи взрослыми людьми Жан и Амила вряд ли могли смутиться от простого взгляда, пусть даже и красивых глаз. Никакая пресловутая электрическая дуга не пробегала между ними. Скорее всего, в начале, было простое любопытство. Рассматривая фото, друг друга Амила и Жан думали: - Кто он? Кто она? Никто из них серьезно не воспринимал виртуальное общение в социальных сетях. Они не собирались кардинально менять свою жизнь. Жан, описывая в романе этот период их отношений, пытался понять, где та черта, где та грань, за которой обычное банальное, ни к чему не обязывающее знакомство переросло сначала во взаимную симпатию, а потом обернулось состоянием, когда стало невозможно жить друг без друга. И все же в вначале было слово...Вернее слова:
- Любимая прошу закрой глаза. Ага вот-вот. Слышишь? Нет? Вот вступление пошло...виоланчель глубоким, низким тоном. Не открывай глаз Амилочка, прошу тебя, так лучше воспринимать. И вот льется божественная тема ангельским голосом неподражаемой Сары Брайтман. Это вокализ Рахманинова: опус n34 и это начало нашего романа, оно пронизано этой светлой музыкой. Даже закрытыми глазами чувствуешь этот Свет и Чистоту. Свет твоих глаз и Чистоту твоей души. Чем больше я вглядывался в твою фотографию, тем сильнее было это ощущение. Я не влюбился сразу, ты постепенно, минута за минутой, час за часом, слово за словом, фраза за фразой проникала в меня, словно музыка, в мое сердце и душу.
https://www.proza.ru/2017/04/30/179
Свидетельство о публикации №117043001064