Чем должно владеть человеку?
Одни призывают к бедности, другие – к обогащению. Но и те, и иные зачастую заинтересованы в том, чтобы часть богатств из мошны прихожан перекочевало куда-нибудь поближе к ним. И все это мерзость пред Господом.
Какова же позиция Святословия по поводу богатства, которым должно владеть человеку? Об этом в свитках Писаний сказано следующее: «Всякой же вещи да будет свой владетель, но негодно человеку быть владетелем того, чего не должно ему иметь. Пусть во владении всякого будет пища для пропитания тела и знания для пропитания души; земли пусть принадлежат тем, кто их обрабатывает трудом своим; кто поставлен управляющим – пусть управляет, но да не собирают во владение множество богатств, дабы они не раздавили душу его. Всякое владение по труду есть благо, иное же – губительно. (св. Писаний, св. 1, ст. 10). То есть наиболее здоровое имущество человеку то, что соизмеримо с его собственным трудом. Что меньше или больше – пользы не приносит. Как же быть с тем, когда целые корпорации находятся в личном владении отдельных людей? Очень просто. Это – неправильно.
Когда человек слишком увлекается владением материальным богатством (а это как раз и происходит в том случае, если оно на порядок превосходит трудовые доходы), то вместо богатства небесного он всю свою силу и жизнь затрачивает на богатство земли. Святословие о различии богатства небесного и земного рассказывает нам следующую притчу: «Когда две женщины получили наследство, одной досталась доля малая, и иной же – большая. Первая купила на долю свою козлят, дабы иметь молоко к пропитанию семьи своей; другая же – золотые украшения, ибо денег у неё было вдоволь. И вот прошло время, и первая женщина понесла продавать молоко и излишки приплода, вторая же продавала по нужде украшения свои. И прошло еще немного времени, и понесла вторая женщина продавать последнее украшение, первая же имела все нужное душе своей. Богатство небесное подобно полю плодоносному или стаду скота многоплодного; богатство земли – словно украшение. Богатство небесное по труду духа воздается, и хотя в нем нет блеска, оно не уходит в небытие, но вскармливает душу во всякое время. С земным же богатством все равно придет день, когда вы отдадите последнюю крошку от него. (св. Писаний, св. 1, ст. 11-12)».
Как стоит понимать эту притчу? Никто не может с собой забрать того, что он накопил на земле в последующие воплощения. Наши силы, наша молодость, наши возможности – мы относим их по необходимости в вечность, словно женщина, которая в притче продает купленные ею украшения. Совсем же иную природу имеет богатство небесное, которое даруется по трудам духа. Это богатство, будучи обретенным и при должном уходе – «подобно полю плодоносному и стаду скота многоплодного» лишь преумножается. Богатство небесное – это ничто иное, как благоволение Господа к нашей душе, заслуженное благими усилиями.
Свидетельство о публикации №117042910790