Беседы о религиях
Раньше меня в буддизме привлекал идеал благородной личности: человек, который
держит слово, который способен своими силами изменить мир. Но потом я столкнулась
с тем, что человеческая жизнь ничего не стоит, человек сам по себе слаб и
беспомощен. Он нуждается в учителе, духовном наставнике. Я узнала один из
принципов вайшнавизма - милость выше справедливости. Это один из вариантов
"обойти" мировой закон, как я это понимаю?
Человек может не обладать какими-то качествами, но в каком-то смысле быть
"избранным" высшими силами. Он может исполнять не свою волю, а волю Бога,
действовать в согласии с ней. И так приблизиться к Абсолюту.
Ещё очень важно самоосознание личности. Какую установку человек себе даёт, как
себя позиционирует, как себя самоопределяет. "Не думая всё возможно". Но если
личность ощущает, пребывает в мире, то у неё появляются границы, рамки
восприятия. Есть возможность выйти за эти рамки, но тогда это уже не будет данная
личность, а нечто большее, за пределами обыденного понимания. Возвращая себя к
"здесь и сейчас", важно правильно оценивать свои возможности, найти "точку
приложения" своих сил.
Важно иметь для себя идеал, высшую цель, к которой стоит идти, за которою ты
будешь готов положить свою жизнь. Зная, что там, за гранью смерти, есть нечто
высшее, ты можешь памятовать об этом.
Возможно ли, что нирвана - глубоко личностное переживание, связанное с
определёнными глубокими чувствами к другому человеку? Эта духовная связь, которая
позволяет заглянуть за грань небытия, преодолеть рамки сансары и осознать нечто
большее, чем ты сам?
Возможно ли, испытав ниббану, вернуться назад? В прежнее состояние. Если ниббана
- это глубокое нравственное преображение.
Есть ли вариант выбора у живого существа? Или это безличный космический принцип,
который поглощает личность и делает безразличным сам выбор, когда остаётся
абсолютное "да".
Можно ли подтолкнуть человека к духовному прозрению, выбору определённого
мировоззрения на жизнь, не ломая его волю? Может ли сам способ показать выбрать
путь быть жестоким? Стоит ли этого Истина?
Можно ли рассматривать человека как существо единичное? Ведь человек как личность
- это всегда связь с другими личностями. Если порвать все эти связи, разрушить
идеалы человека и показать его ничтожность, что останется?
Можно ли ради достижения идеала, конечной цели пренебречь мирскими идеалами и
установками общества? Ведь Это то, что за гранью жизни и смерти, где прошлое,
настоящее и будущее сведены в точку не возврата. Там мы не будем помнить
житейские горести и обиды, и нечто вездесущее будет давлеть над нами, точнее мы
сами станем им.
Если выбрать цель, то как узнать не заведомо ложная ли она. Как билет в один
конец, когда достигнешь его - узнаешь итог. Есть ли какие-либо "способы проверки"
истинности данного учения? Есть ли промежуточные ступени, с которых ты уже не
упадёшь назад.
По поводу личного общения. Ведь личности как таковой нет, ведь нельзя же считать
за личность - временное подверженное страданиями тело и слова им произносимые,
которые возникают из небытия и уходят в небытие, не оставляя следа. Ведь многие
искатели истины говорили, что они - это их рукописи, размышления об их
собственном мироустройстве. К тому же остаётся "документальное" подтверждение
такой беседы, к которому можно возвратиться в случае надобности. А намерение
личного общения предполагает целеполагание, которое может не осуществиться,
потому что на месте собеседник может быть не вполне осознанным.
Пребывая в прострации, собеседник стремится к реальности. Он хватается своими
органами чувств за объекты чувств, но не получает опоры. Он может потерять свою
сущность, стремясь осознать умопостроения оппонента, и забыть нить своего
рассказа под влиянием участника беседы. Энергия мышления может быть растрачена на
объяснения субъекту неких истин, и даже если тот воспримет их как должное, сам
объясняющий может очень устать от таких бесед.
Важно знать меру и уметь вовремя остановить мысль. Но если ты входишь в некий
поток бытия, который приближает тебя к неизведанному, то даже незначительная
мелочь может показаться откровением. Например, остановившееся время-небытие и
восстановленное время бытийственности жизненных ситуаций, время-бытие. Важна сама
композиция существования. Если бы некий сочинитель обладал способностью
моделировать собственное сознание по своему вкусу, то ему необходим бы был выбор
перемен, которые происходят в театре психического осознания. Одним деталям он
уделил бы больше внимания, другим меньше. Тот каркас, корень, которые он взял за
основу собственного бытия стали бы его идеями. Рассмотрим аспект влияния
различных противоположных культур на миропонимание данной личности в точке "икс".
Две взаимоисключающие установки пребывают в конфликте внутри личности, но
одновременно становятся ценностными ориентациями, от которых невозможно
отказаться по причине потери устойчивости системы.
До свидание! Извиняюсь за то, что утомляю вас своими мирскими рассуждениями.
(2014)
Свидетельство о публикации №117042801023