Юрий Колодний

 

Смотрю из времени
в немую бесконечность...
В святую даль,
где Божья Благодать,
О, МИГ ЛЮБВИ!
В нем оживает вечность,
где нам дано страдать и побеждать..

Пойти вперед
с закрытыми глазами
в слепую ночь,
где времени река
течет во мгле
незримыми слезами
в живую даль,
где царствуют века.

Где скорьбь и горе
в каждом новом вздохе,
и тень размыта
в красках бытия...
Где люди - отражение эпохи,
одеты в маски боли и огня.

 И уплывает время
в бесконечность,
в котором всем
предписано страдать.
Но, МИГ ЛЮБВИ!
В нем торжествует вечность,
Святая даль и Божья Благодать...

 
Чтобы почувствовать содержание этого поэтического текста, необходимо не только верить в Бога , но чувствовать ЕГО, слышать ЕГО и "видеть " все и воспринимать как что-то, что кажется известным, ясным , но по своей сущности не каждому дано понять. В литературной критике Шкловский называет этот прием, приемом "остранения", всегда тесно свазанный с другим приемом - "инсайдаут - даутинсайт" = расширение пространства =оперативный процесс "потенциализации" = "Божья Благодать" и сужение пространства = оперативный процесс "актуализации"т.е. то, что представлено в тексте как:"Пойти вперед

                с закрытыми глазами

                в слепую ночь,

                где времени река

                течет во мгле

                незримыми слезами

                в живую даль,

                где царствуют века

 

                Где скорбь и горе

                В каждом новом вздохе,

                и тень размыта

                в красках бытия...

                Где люди - отражение эпохи,

                одеты в маски боли и огня.  - 14 строф развернутой гиперболы,  самой сильной риторической фигуры с самой высокой степенью потенциализации, редуцирущейся к идее существования второго типа -"кажется":

"Где люди - отражение эпохи (невероятно точно сказано!)

 одеты в маски боли и огня" -(маски боли и огня! - верно, вновь идея существования"кажется") - какая силаа звучания! т.е. все актуализируется (реализируется как "театр" , люди в масках исполняют свои роли) Однако время "представления " заканчивается и оперативный процесс идет по кругу вверх - начинается вновь процесс потенциализации (для ясноты - после смерти. Правильно сказал Сократ:"Все живое родится от мертвого")

 

Именно этот момент обратимости оперативного процесса и представляет Поэт:

 

                "И уплывает времяя

                в бесконечность,

                в котором всем

                предписано страдать.

                Но, МИГ ЛЮБВИ!(равно Божественной)

                В нем торжествует вечность,

                Святая даль и Божья Блаагодать"-

 

так заканчивается оперативный круговорот -процесс "потенциализации" или , как говорил Иисус, -возвращаемся в Царство Небесное."

               

  и  : на нем построен весь текст, и роль "Я" Поэта маргинальна т.к. через его восприятие передаются и "Божья Благодать" , кстати это выражение служит рамкой всего текста:

НАЧАЛО: "...где Божья Благодать".

ФИНАЛ: "... и Божья Благодать!


СЧИТАЮ НЕОБХОДИМыМ ПОЯСНИТЬ ТЕРМИНЬІ, ИСПОЛЬЗОВАННЬІЕ МНОЮ.
Мы КОНСТАТИРОВАЛИ ДВА ПРОЦЕССА ПОТЕНЦИАЛИЗАЦИИ И ОДИН ПРОЦЕСС АКТУАЛИЗАЦИИ.ЧТО ЖЕ ЭТО ТАКОЕ?

1- Первый процесс потенциализации Поэт представляет очень красиво:

"Смотрю из времени в немую бесконечность.....// где Божья Благодать// О! МИГ ЛЮБВИ// в нем оживает вечность..." . - обращаю вниманиее на слова "О! МИГ ЛЮБВИ// в нем оживает вечность..." -Поэт успевает ПРОЗРЕТЬ САМЬІЙ ВАЖНЬІЙ МОМЕНТ - рождение новой ЖИЗНИ

.Еще Платон ставил этот вопрос и  объяснял рождение НОВОЙ ЖИЗНИ как ОТДЕЛЕНИЕ ЧАСТИ от ВСЕОБЩЕЙ ДУШИ, а отделившаяся Часть и есть (по мнению ПЛАТОНА) Человеческая душа.

Густав Гийом расширил дефиницию Платона и поставил вопрос очень строго. Гийом заменил термин Платона "ВСЕОБЩАЯ ДУША" другим терминым:" ТОТАЛЬНОЕ - Totalit;= Мысль=Язык. Таким образом Гийом объяснил, что БОГ не есть что-то абрстрактное , а наоборот - Сильнейший Источник МЬІСЛИ=ЯЗЬІК , реализирующийся ЧАСТЯМИ, т.е. то, что говорил и Платон - "часть всеобщей Души" Вот этот процесс и при этом процесс ОПЕРАТИВНЬІЙ, т.е МЬІСЛОВНЬІЙ, Христо Тодоров определил как процесс ПОТЕНЦИАЛИЗАЦИИ от Общего к Частному (= появление человека = жизнь)


Рецензии
Лорина, Спасибо! Прекрасный, глубокий анализ стихотворения!

Юрий Колодний   22.05.2019 18:19     Заявить о нарушении

В субботу 22 февраля состоится мероприятие загородного литературного клуба в Подмосковье в отеле «Малаховский дворец». Запланированы семинары известных поэтов, гала-ужин с концертной программой.  Подробнее →