Табор уходит в небо
ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ ДЛЯ КОНКУРСА http://www.stihi.ru/2017/04/19/7668
( вольный амфибрахий 8-24 строки, в двух строфах обязательны 3 разностопные строчки, рифмовка любая)
Цыганскою песней прощаюсь с тобою –
скупою тоской быстротечной.
Сплетаются звуки, кружат ворожбою,
и падают в вечность.
И кречет кричит над твоей головою.
А млечные плечи и руки
увиты медвяной травою.
Я вою:
Зачем след во след, неуверенным* шагом,
ты шла за любимым,
Зарей огнегривой, на свет, до оврага,
в места нелюдимы….
Примяты ромашки в овраге-овражке,
поник колокольчик.
Ты преданным шагом прошла так бесстрашно,
доверчиво очень.
Застыли в поблёклых глазах облаками
черемухи пряной цветы. И окалина
холодного неба. Калиновых губ
повыцвели краски – не больно им.
Теперь ты красивый классический труп –
итог прегрешения вольного.
Ветра волховеют под небом закатным, рихтуя строку горизонта.
Неряшливой круглой заплатой прилеплено глупое солнце.
http://www.stihi.ru/2017/04/19/7668
* вариант "Тихим преданным шагом"
ТЕОРИЯ
Прежде чем описывать конкретные определения (мол, амфибрахий – это... и т. д.), следует понять, что же такое стихосложение. Обычно под ним понимают принципы организации поэтической речи в одно ритмическое целое. Литературоведы разделяют метрическую и акцентную системы, причем первая, представленная античными произведениями, русскими народными стихами, является более древней. Акцентное стихосложение подразделяется, в свою очередь, на тоническую, силлабическую и силлабо-тоническую системы. Обращение поэта к одной из них продиктовано особенностями его языка. Для силлабического стихосложения важным оказывается количество слогов, для тонического – ударений. Именно поэтому силлабическое стихосложение распространено в национальных литературах, которые пользуются языком с фиксированным ударением. К ним относятся польский, французский. Русской и украинской литературе также известны примеры силлабического стихосложения, однако оно, в силу вполне понятных причин, здесь не прижилось. Для силлабо-тонического стихосложения (а именно оно наиболее присуще русской поэзии) важным оказывается количество ударных и безударных слогов; схема их чередования получила название стихотворный размер. Он бывает двухсложным и трехсложным. К первой группе относятся ямб и хорей, ко второй – дактиль, амфибрахий, анапест.
ЯМБ
Как свидетельствовал М. Гаспаров, на долю этого стихотворного размера приходится примерно половина всех поэтических текстов второй половины XIX века. В ямбе стопа (сочетание ударного и безударного компонентов) состоит из двух слогов. Первый безударный, второй находится под ударением (например: «Опять стою я над Невой...»). В русском классицизме особо распространенным был 6-стопный ямб. Его употребляли преимущественно в так называемых высоких жанрах – одах или посланиях. Впоследствии 6-стопный, а также вольный ямб амфибрахий и другие трехсложные размеры полностью вытеснят.
ХОРЕЙ
В данном случае под ударением оказывается первый слог двухсложной стопы (пример – знакомые строчки из детской поэзии «Мой веселый звонкий мяч»). Особенно часто в поэзии прошлого и позапрошлого столетий встречается 5-стопный хорей.
ДАКТИЛЬ
Переходим к трехсложным размерам. К ним относятся, как уже говорилось, дактиль, амфибрахий, анапест. Первый размер из этого списка начинается ударным слогом, а два остальных остаются невыделенными. Пример дактиля – строчка из поэзии Лермонтова: «Тучки небесные, вечные странники...»
АМФИБРАХИЙ
Ударный слог может находиться не в начале, а в середине трехсложной стопы. Подобная ритмическая организация строки ясно говорит, что перед нами амфибрахий. Это им написано знаменитое «Коня на скаку остановит...», являющееся едва ли не официальным гимном всех русских женщин.
АНАПЕСТ
Наконец, ударение может падать на последний, третий слог, тогда мы имеем дело с анапестом. Он отчетливо проявляется, например, в строках: «Прозвучало над ясной рекою...» Анапест, амфибрахий и дактиль получили особое распространение в поэтических текстах позапрошлого века. Как указывает М. Гаспаров, изначально они были 4-стопными, однако затем их заменил вариант с тремя стопами.
- Если вам необходимо в соответствии с заданием указать стихотворный размер, не беритесь наобум определять, амфибрахий это или, быть может, хорей. Или вообще русский народный стих. Для начала советуем текст прочитать вслух, не особо обращая внимание на смысл написанного, а просто чеканя каждую фразу. Как будто выбиваете дробь. После этого запишите строку, обозначьте ударные участки, нарисуйте схему системы стихосложения – и задание выполнено. Однако не все так просто. В стихотворении могут присутствовать стопы, полностью состоящие из ударных (спондей) или безударных (пиррихий) слогов. Изначально названные термины применялись к античной поэзии. Применительно же к силлабо-тонической системе они просто обозначают пропуск (или наличие) ударения там, где его быть не должно. Кроме того, текст может быть написан дольником. Это значит, что в нем присутствует ритмическая организация, однако интервалы между различными слогами непостоянны. Яркий тому пример – строчки Блока: «Девушка пела в церковном хоре...» В поэзии ХХ века также использовалась форма акцентного стиха (уже упомянутым Блоком, Маяковским). Он отличается равным количеством ударных слогов и насчитывает разное количество безударных компонентов. То есть по сути акцентный стих является воплощением тонической системы стихосложения в современной литературе. Встречаются и более экзотические случаи – сочетание одного ударного и трех безударных слогов (так зазываемый пеон). Им написаны знаменитые строчки: «Не думай о секундах свысока...» Также необходимо помнить о поэтических экспериментах футуристов, которые шли вразрез с любыми теоретическими представлениями. –Наконец, стихотворение может быть вообще белым. Это значит, что у него нет рифмы, однако ритмическая организация все же присутствует. Так что белый анапест или белый ямб в природе существуют.
ВИНЧЕНКО ВЛАДИМИР
ВОЛЬНЫМ стихом считают ямбическое рифмованное произведение, для которого характерно неравное количество (не больше шести) стоп в строках. Вольный стих использован в баснях Михалкова, Бедного, Крылова. К началу девятнадцатого столетия в таком стиле начали издаваться надписи, эпитафии, эпиграммы. В вольном стихе создана драма «Маскарад» (Лермонтова) и «Горе от ума» (комедия Грибоедова). В первой трети девятнадцатого века подобным образом написаны некоторые элегии с незначительной разницей в длине строки. При большой разнице в длине строки лирические произведения приобретают определенный стилистический оттенок, который свойственен басням. Некоторые поэты, пытавшиеся писать лирические произведения, «вольно», не нашли поддержки. «Душенька» (поэма Богдановича) – единственная поэма, выполненная в вольном стихе, - осталась обособленной. Многие литературоведы представляют этот стиль в исторической перспективе преемником народного раешника. Оба стиля имеют общую систему неравносложных строк. Вольный стих не отличается ритмической периодичностью, в связи с этим в нем нет той певучести, которая характерна для правильного метрического стиха. В основе вольного стиля лежит двусложная стопа, которая не обращается в шестидольник или четырехдольник и весьма ограничена в модификациях. С начала двадцатого века из западной поэтики пришел термин «верлибр». Это определение характеризовало «свободный стих» - несколько своеобразных стиховых формаций. Они отличались от силлабо-тонического равносложного и силлабического стиха. Сначала термин «верлибр» использовался для названия переведенных на русский произведений французских поэтов-символистов.
ВЕРЛИБР - это литературный термин, который характеризуется следующими признаками: у него нет ни рифмы, ни размера, а строки его не упорядочены по длине. Однако для того чтобы определиться точнее, необходимо разделить следующие понятия: белый стих, верлибр, рубленная проза, стихи в прозе.
БЕЛЫЙ стих – это наименование стопных стихов, не имеющих рифм. Название имеет английские корни. Из английской поэтики определение «blank verse» перешло во французскую – «vers blanc». Так, белые стихи представляли собой стихи с уничтоженной «стертой» рифмой. Отсутствие рифмы было характерно для античных поэтов. Белый стих достаточно распространен в народной русской поэзии. В произведениях структурная роль отводится определенной клаузуле (окончанию). В книжной поэзии, напротив, белый стих употребляется реже. Силлабический период в русской поэзии характеризуется проявлением особого внимания к рифме. Однако Тредиаковский увидел в качестве основы не рифму, а ритм, метр. Именно он первым написал белый стих, без рифмы.
После Тредиаковского Кантемир перевел «Письма» Горация Квинта Флакка. Это показало, что поэты-силлабисты считали основным в стихе не рифму, а стопный размер, метрический ритм. Следует сказать, что в книжной поэтике античные размеры, в том числе и гекзаметр, были приняты без спора. При этом «белый стих» других размеров не сразу был принят поэтами. В начале девятнадцатого века наиболее решительно в защиту безрифменных произведений выступал Жуковский. Он был поддержан Кольцовым, Пушкиным, отчасти и Лермонтовым. Впоследствии белый стих становится повсеместным явлением в поэзии. Наиболее принятым он считается в драматических произведениях, как правило, пятистопный ямб. Необходимо отметить, что отсутствие рифмы в произведениях не лишает их литературных достоинств. В белом стихе, как, впрочем, и в других, сохраняется и образность языка, и клаузула, и ритм. Несмотря на абсолютное отсутствие рифмы, созвучия в окончании строк, строфы пишутся с соблюдением требований метрики. Другими словами, произведения состоят из одинакового количества стоп, выдерживается один размер. Сравнивая «белый» и «вольный» стих, приятнее звучит первый. У авторов в первом случае больше свободы в применении выразительных средств, что делает произведения очень эмоциональными.
ИЛЬЯ ФИЛАТОВ
Свидетельство о публикации №117042600445
скупою тоской быстротечной. -!--!--!- 3
Сплетаются звуки, кружат ворожбою, -!--!--!--!- 4
и падают в вечность. -!--!- 2
И кречет кричит над твоей головою.
А млечные плечи и руки эта строка не зарифмована(холостая??)
увиты медвяной травою.
Я вою:
Зачем след во след, неуверенным шагом,
ты шла за любимым,
Зарей огнегривой, на свет, до оврага,
в места нелюдимы….
Примяты ромашки в овраге-овражке,
поник колокольчик.
Ты преданным шагом прошла так бестрашно,
доверчиво очень.
До этого места вижу 4 катрена прилично написанных за исключением холостой строки.
Её бы зарифмовать.
Далее начинается ненужное, на мой взгляд,баловство.
Если Вам сильно нужны последние 8 строк, Фредерика, напишите, пожайлуста, по какой схеме они рифмуются.
Я бы сделал из них 4, с нормальной перекрёстной рифмовкой, по которой у Вас написано всё произведение. Или вообще убрал.
Застыли в поблёклых глазах облаками
черемухи пряной цветы. И окалина
холодного неба. Калиновых губ
повыцвели краски – не больно им.
Теперь ты красивый классический труп –
итог прегрешения вольного.
Ветра волховеют под небом закатным, рихтуя строку горизонта.
Неряшливой круглой заплатой прилеплено глупое солнце.
Соэль Карцев 26.04.2017 21:32 Заявить о нарушении
Что касается финальных строк, то там рифмовка такая ( надеюсь, первая часть в расшифровке не нуждается) : ААБВБВ АА ( "..кУгориЗОНта -глУпоеСОНце" плюс внутренние рифмы)
Насчет 8-ми строк финальных - в них как раз весь драматизм и заключен, они делают произведение цельным. А перемена стиля повествования в заключительных стоках придает динамику стиху, делает акцент на финале, а, завершающая картина природы придает атмосферность моменту, подчеркивая состояние ЛГ. Я хотела, чтобы была поэзия, образность, а не просто стихи по заданию ))) А вопросы у меня , в основном, по понятию "вольный амфибрахий". "Вольный" - стало быть, амфибрахий (то есть, силлабо-тоника), но не связанный стилистикой. Допускающий как наличие рифм, так и их отсутствие. Это, если строго по литературной теории.)
Еще раз, большое спасибо за внимание)
Фредерика Лист 26.04.2017 22:48 Заявить о нарушении
Фредерика Лист 26.04.2017 22:56 Заявить о нарушении
Фредерика Лист 26.04.2017 23:48 Заявить о нарушении
Вольный стих - это и есть разностопный, но НЕ упорядоченный.
И всё! Больше никакой "воли". Ни в самом размере, ни в схемах рифмовки, нигде.
О
Гольгертс 27.04.2017 17:02 Заявить о нарушении
Казалось бы большинство участников в январе участвовали в подобном конкурсе. Для новичков я ссылку дал. Ан нет и правило альтернанса и чёткая строфика и рифмовка единообразная для всего стихотворения, а не фрагментарная в трети стихотворений пущены коту под хвост. Ну кто из новичков, хотя бы прошёл по ссылке в анонсе и ознакомился с январским конкурсом. Да никто.
Соэль Карцев 27.04.2017 18:28 Заявить о нарушении
Очень многие авторы категорически не признают "поэзию ограничений".
И следуют ей, скрепя сердце" только по причине вынужденной необходимости,
иначе их просто мало кто будет воспринимать всерьёз.
А тут "вольный" конкурс, считай, извечная русская мечта о "халяве",
хотя если разобраться в форме, такая "воля" будет посложнее и потеснее
любой твёрдой формы. Тем более с дополнительными ограничениями, которые
обусловлены на твоём конкурсе.
Гольгертс 27.04.2017 18:41 Заявить о нарушении
Фредерика Лист 27.04.2017 19:29 Заявить о нарушении
Если в стихосложении в какой-то одной составляющей допущены "вольности" (нарушения),
в данном случае непременное одинаковое кол-во стоп с строчках, тогда все другие
составляющие (и фонетические и композиционные) должны компенсировать этот "изъян",
в идеале сделать его менее заметным.
Однако на конкурсе многие авторы поступают с точностью до наоборот.
На заданный "изъян" накладывают ещё и свои "вольности" (нарушения) обычного стиха.
Гольгертс 27.04.2017 20:08 Заявить о нарушении
Фредерика Лист 27.04.2017 21:26 Заявить о нарушении
http://www.stihi.ru/cgi-bin/login/page.pl
***
Глядит покосившийся месяц
на землю, на черные раны
Донбасса.
На пепел курганный,
которым лестницы
покрыты.
На классы,
в которых недавно учились детишки.
Пробитым корытом
виднеется школьная крыша....
_______________________________________________________________
Деcятистишие. Разностопный чёткий амфибрахий.
Схема рифмовки , как и просили – не упорядоченная : АБВБАСВДСД
Как и просили - на каждые четыре строки - 3 разностопные.
-/--/--/-
-/--/--/-
-/-
-/--/-
-/--/-
-/-
-/-
-/--/--/--/-
-/--/-
-/--/--/-
Фредерика Лист 27.04.2017 22:57 Заявить о нарушении
Фредерика Лист 27.04.2017 23:00 Заявить о нарушении
Глядит покосившийся месяц на черные раны Донбасса -
Пробитым корытом виднеется старая школьная крыша.
Там ветер в пустых коридорах рыдает напрасно,
Там в пепле курганном, коленями каменных лестниц, однажды притихших,
Разбиты этажности детской мечты. Расчлененный фломастер
Растекся на плесень,что въелась в забытую книжку...
А дождь сквозь дырявую крышу их лижет, как ластик.
И грозы все ближе, все ближе. Все ближе.
-/--/--/--/--/--/-
-/--/--/--/--/--/-
-/--/--/--/--/-
-/--/--/--/--/--/--/-
-/--/--/--/--/--/-
-/--/--/--/--/-
-/--/--/--/--/-
-/--/--/--/-
Фредерика Лист 28.04.2017 05:52 Заявить о нарушении
Однажды порою студеною зимней
Меня кто-то вытащил из-под колес.
Так вовремя затормозил он – сменил накануне резину.
На трассе он вышел ко мне из машины,
Приятный во всех отношеньях мужчина,
И смачно дал в нос.
С тех пор, я, Начальник, не многое помню,
Пишу показаний печальную повесть,
Отчаянно ручку грызу.
Мы силой не мерились – он мне не ровня.
Наверно , случайно – глубокая рана над бровью,
И выбитый зуб.
РАЗМЕР по шестистишиям:
-/--/--/--/-
-/--/--/--/
-/--/--/--/--/--/-
-/--/--/--/-
-/--/--/--/-
-/--/
-/--/--/--/-
-/--/--/--/-
-/--/--/
-/--/--/--/-
-/--/--/--/--/-
-/--/
Фредерика Лист 28.04.2017 12:10 Заявить о нарушении
Фредерика Лист 28.04.2017 13:36 Заявить о нарушении
С уважением,
Фредерика Лист 28.04.2017 13:44 Заявить о нарушении
Фредерика Лист 28.04.2017 13:47 Заявить о нарушении
Фредерика, я не возражаю, но решение за Ларисой, и она же размещает стихи. Так что пишите на кубок Стихиры сообщение.
Соэль Карцев 28.04.2017 18:51 Заявить о нарушении