Мои кумиры. Дмитрий Кедрин, ч. 6
Вот первое, что бросается в глаза, с банальным, казалось бы, заглавием - «Портрет»:
Твои глаза – две злые птицы,
Два ястреба или орла.
Близ них, как хищные крыла,
Раскинуты твои ресницы.
Сползает к мощному надбровью
Упрямый лоб. На нём война
Огнем чертила письмена
И знаки закрепляла кровью.
Твой лик отточен, тверд и тонок,
Недвижен, ясен… Лишь порой
Сквозь этот лик глядит второй:
Поэт, проказник и ребенок.
А первый, мужественно-грубый,
В следах тревоги и войны
Скрывается. И вот нежны
Лукавые сухие губы.
Так ты, единый, весь раздвоен,
И, чередуясь, тьма и свет
Живут в тебе, дитя, поэт,
Ленивый бражник, хмурый воин.
2 января 1928.
Здесь нет гладкописи, игры словами, а есть рембрандтовский портрет, творение Поэта, уже проникнутого тем, что выразится в гениальной драме «Рембрандт».
Тут же, рядом стихи под звездочками:
Прекрасна полнокровных дев
Старательная добродетель.
Но лучше, в том господь свидетель,
Блудниц вакхический напев.
Когда, шатаясь во хмелю,
Вино на скатерть лья рекою,
Нетвердой трепетной рукою
Я ножку легкую ловлю,
Когда горячий влажный рот
И взор, блеснувший томной мглою,
Влекут меня и над стрелою
Хлопочет маленький эрот,
Тогда в крови тяжелый жар
Пылает, сдерживаем еле,
И, пленная, в славянском теле
Бьёт золотая кровь татар.
1928
Вот такой это поэт, - всемирный, мудрый, всеведующий драматург - в большом и малом. И не от своего лица, а вообще про нас, потомков Орды.
И еще одно, про нас – «Пой и веруй!»
Да, верить в славу – труд напрасный,
Ее на свете нет, а есть
Вражды ревнивой суд пристрастный,
Друзей расчетливая лесть.
Хвале не радуйся наружно
Пусть позаботится о ней
Потомок, если это нужно:
Он беспристрастней и честней.
А ты работай, и да будет
Живое сердце – твой улов.
Завистливо и лживо судит
Толкучий рынок. Пошлых слов –
Даров его хвалы умильной –
Не жди, поэт. Тебе дано
От шелухи пустой и пыльной
Отсеять чистое зерно.
Отмерь искусству полной мерой
Живую кровь и трудный пот,
Живи, надейся, пой и веруй:
Твое прекрасное взойдет!
1928
А, каково?! По-моему, гениально и по сути, и по форме, и по мудрости, почти библейской… Прочел я эти стихи – и ни о чем думать не могу! Сражает меня Кедрин, берет в полон. И от этого не скоро освободишься, даже если и выложишь что-то в очередном эссе.
«Еще одно, последнее сказанье» - «Братство»:
Повелевай иль нищенствуй, доколь
Печальная не совершилась треба.
На смертном ложе ты отвергнешь соль
И сладкого не примешь хлеба.
Равно костыль бездомной нищеты
И золоченый жезл богатства
Ты выронишь, и схиму примешь ты
Единого для смертных братства!
1928 (и автору 21 год)
Так Мыслят Великие Поэты, которые смолоду Мыслители, и Слово покорствует им, как посох или жезл.
Полегчало... Немного. Но еще есть одна мечта – набрать крупные вещи. Вот одна из них. И последняя в этом «эссе» - «Грибоедов»:
Помыкает Паскевич,
Клевещет опальный Ермолов …
Что ж осталось ему?
Честолюбие, холод и злость.
От чиновных старух,
От язвительных светских уколов
Он в кибитке катит,
Опершись подбородком на трость.
На груди его орден,
Но, почестями опечален,
В спину ткнув ямщика,
Подбородок он прячет в фуляр.
Полно в прятки играть.
Чацкий он или только Молчалин –
Сей воитель в очках,
Прожектер,
Литератор,
Фигляр?
Прокляв Английский клоб,
Нарядился в халат Чаадаев,
В сумасшедший колпак
И в моленной сидит, в бороде.
Дождик выровнял холмики
На островке Голодае,
Где в земле декабристы,
И их отпевает … Фаддей!
От мечты о равЕнстве,
От фраз о свободе натуры,
Узник Главного штаба,
Российским послом состоя,
Он катит к азиятам
Взимать с Тегерана куруры,
Туркменчайским трактатом
Вколачивать ум в персиян.
Лишь упрятанный в ящик,
Всю горечь земную изведав,
Он вернется в Тифлис,
И, коня осадивший в грязи,
Некто спросит с коня:
«Что везете, друзья?»
- «Грибоеда.
Грибоеда везём!» -
Пробормочет лениво грузин.
Кто же в ящике этом?
Ужели сей желчный скиталец?
Это тело смердит,
И торчит, указуя во тьму,
На нелепой дуэли
Нелепо простреленный палец
Длани, коей писалась
Комедия
«Горе уму».
И покуда всклокоченный,
В сальной на вороте ризе,
Поп армянский кадит
Над разбитой его головой,
Большеглазая девочка
Ждет его в дальнем Тебризе,
Тяжко носит дитя
И не знает,
Что стала вдовой.
1936
Вот такими-то строками от Бога создаются Трагедии, уместившиеся в несколько десятков строк! И обожаемый мной Грибоедов ранит моё сердце пером поэта Кедрина… Нет, такое писать могут только боги – и это мое твердое убеждение.
Свидетельство о публикации №117042508448
Вероника Пинчук 30.10.2024 21:10 Заявить о нарушении
Игорь Карин 31.10.2024 14:58 Заявить о нарушении