Читая Льва Рубинштейна - эссе
Издательство Ивана Лимбаха, 1996, Санкт-Петербург. ISBN - 5-89059- 008-1
"Регулярное Письмо" - Картотечные записи Льва Рубинштейна из 70-х - созданный им новый жанр: текст - картотечная запись; произведение - упорядоченный набор карточек картотеки. Каждая карточка, предложил Лев, живет сама по себе, и есть герой картотечного произведения, связанный с его другими героями - карточками картотеки, или совсем не связанный с ними. Герой может быть молчаливым - пустая карточка. Молчаливый герой появляется в очередности перебора, для того чтобы своим появлением выразить молчаливое согласие, или несогласие, с предыдущим героем. Молчаливый герой может быть выскочкой и появиться до высказывания героя, с которым он согласен или, что бывает значительно чаще в жизни, которого он перебивает противореча. Нельзя забывать и о том, что молчание может быть самым сильным высказыванием всего текста. Внимательный читатель легко отличит терпеливого молчаливого героя от героя выскочки, и от героя молчащего, чтобы сказать! - этого юродивого нашего времени.
В предисловии книги, выпущенной обычным типографским способом, Лев предупреждает читателя, что в этом плоском варианте истории его героев они теряют размерность и глубину. Изначальная трехмерность героев текста, возможность взять их в руки, посмотреть на их оборотную сторону, на их реакцию при помещении в новое положение в колоде, так же как на реакцию героев, с которыми они окажутся соседями в этом новом положении, есть существенная часть текста.
Как продемонстрировал свою полную бесполезность давно известный метод заучивания незнакомых слов иностранного языка перебирая карточки, пытаться запомнить героев текста дело невозможное, да в этом и нет необходимости. Вы всегда можете вернуться к ним и, при длительном общении с ними (чего ещё может желать автор), возможно начнёте на ощупь узнавать их.
Как и чётки, текст-картотека рассчитан на возможность введения читателя в транс с устремлением сознания к виде'ниям известным только перебирающему. Кто знает, как много монахов, перебирая чётки в борьбе с трепетом телесных желаний забывались, и чувственными пальцами касались нежного-женского в своём воображении.
О, божественное решение о приватности нашего сознания - без тебя невозможно было бы социальное существование. Человека создал не труд, не язык, но способность держать язык за зубами.
Картотека-произведение позволяет читателю отвлечься, перебирая карточки-чётки, и погрузиться в собственный мир. Цель автора, судя по моему знакомству с произведениями Льва Рубинштейна, не только не мешать, но всеми силами помочь читателю в этом погружении.
Саша Казаков
Апрель 23, 2017.
Свидетельство о публикации №117042506369
С уважением,
Саша
Саша Казаков 10.01.2020 14:34 Заявить о нарушении